на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ШОЛЬЦ Фёдор (Фридрих) Ефимович [5 X 1787, Гернштадт, Силезия - 15 (27) X 1830, Москва] - русский композитор, дирижёр и педагог. По национальности немец. Музыке обучался у отца, капельмейстера (фп., скрипка, орган). Работал театр. капельмейстером в Грауденце (ныне Грудзёндз, Польша), затем переехал в Курляндию, в 1811 - в Петербург, где был капельмейстером Придв. певч. капеллы. С 1815 жил в Москве, давал уроки музыки. С 1820 дирижёр Петровского театра (с 1825 - Большой театр). Писал музыку к операм-водевилям (из 10 соч. - 8 совм. с А. А. Алябьевым, А. Н. Верстовским, Л. В. Маурером) и балетам (большинство по сценариям А. П. Глушковского), среди них - «Руслан и Людмила…», первое муз.-сценич. воплощение пушкинского сюжета. Музыка этого произв. отличается разнообразием выразит. средств, эффектной инструментовкой, близостью к мелодике бытового романса (в ней используются разл. нац. танц. жанры, включая восточные). Написал увертюру к драм. прологу «Торжество муз» М. А. Дмитриева на открытие Большого театра (1825). Ш. приписывается создание оперы «Хижина на Альпийских горах» (пост. в 1822, Т-р на Моховой, Москва). Ежегодно давал концерт из своих соч. По словам В. Ф. Одоевского, в концерте 1825 Ш. управлял оркестром «…с обыкновенным ему огнем и искусством». Алябьев посв. Ш. 3-й струн. квартет и увертюру к опере-водевилю «Три десятки, или Новое двухдневное приключение» (оба - 1825). Неоднократно, но безуспешно высказывался за учреждение в России консерватории (в 1819 составил проект). В 1830 открыл курсы теории музыки (классы генерал-баса и композиции; существовали неск. месяцев).
Соч.: балеты (10), в т. ч. Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника (1821, Т-р на Моховой, Москва), Три талисмана: кошелёк, рожок и пояс, или Восточный чародей (1823, там же), Три пояса, или Русская Сандрильона (1826, Большой театр), Полифем, или Торжество Галатеи (1829, там же); музыка к операм-водевилям (10), в т. ч. Волшебная флейта (1821, Москва), Продажная одноколка, или Похищенная Европа (1823, там же); для орк. - Торжественный марш (по случаю заключения мира с Турцией, 1829), полонез и др.; фантазия для 6 фп. Наваринское сражение (1828); пьесы для фп., романсы.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь