на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич [12 (25) IX 1906, Петербург - 9 VIII 1975, Москва] - советский композитор, пианист, педагог и обществ. деятель. Нар. арт. СССР (1954). Герой Социалистич. Труда (1966). Д-р искусствоведения (1965). Чл. КПСС с 1960. Деп. Верх. Совета СССР 6-9-го созывов, деп. Верх. Совета РСФСР 2-5-го созывов. Окончил Ленингр. консерваторию по классу фп. у Л. В. Николаева (1923), композиции - у М. О. Штейнберга (1925). Концертировал как пианист в течение ряда лет; в 1927 на 1-м Междунар. конкурсе пианистов им. Ф. Шопена в Варшаве получил почётный диплом. Был выдающимся исполнителем своих фп. произв. С 1937 преподавал композицию в Ленингр., в 1943-48 - в Моск. консерваториях (с 1939 профессор); среди учеников - Р. С. Бунин, А. Д. Гаджиев, Г. Г. Галынин, О. А. Евлахов, К. А. Караев, Ю. А. Левитин, Г. В. Свиридов, Б. И. Тищенко, Г. И. Уствольская, К. С. Хачатурян, Б. А. Чайковский. Секретарь CК СССР (с 1957), CК РСФСР (в 1960-68 1-й секретарь). Чл. Сов. комитета защиты мира (с 1949), Славянского комитета СССР (с 1942), Всемирного комитета защиты мира (с 1968). Президент Об-ва СССР - Австрия (с 1958). Почётный чл. швед. Корол. муз. академии (1954), итал. академии искусств «Санта-Чечилия» (1956), Англ. корол. муз. академии (1958), Сербской академии наук и искусств (1965); чл. Нац. академии наук США (1959), чл.-корр. Академии искусств ГДР (1956), Баварской академии изящных искусств (1968); почётный доктор Оксфордского университета (1958), Северо-Зап. университета г. Эванстон (США, 1973), Франц. академии изящных искусств (1975); почётный проф. Мекс. консерватории. Междунар. пр. Мира (1954). Ленинская пр. СССР (1958). Гос. пр. СССР (1941, 1942, 1943-44, 1946, 1950, 1952, 1968). Гос. пр. РСФСР им. Глинки (1974). Гос. пр. УССР им. Шевченко (1976). Пр. им. Сибелиуса (1958). Творч. наследие Ш., огромное по объёму и универсальное по охвату самых разл. жанров, является классикой 20 в. Особенно велико значение Ш. как симфониста. Ш. соединял в себе философа-мыслителя и художника-гражданина, борца против фашизма и социальной несправедливости. Он стремился активно вмешиваться в жизнь и быть услышанным многими, отсюда - открытая публицистичность, злободневность тематики, гражданств. аспект интерпретации этико-философских проблем в его произв. В своём творчестве Ш. опирался на лучшие традиции отечеств. и мировой культуры прошлого. Так, образы героики, борьбы (в 5-й и 7-й симфониях) у Ш. восходят к Л. Бетховену, образы возвышенного раздумья, нравственной красоты и стойкости, которые в драматургии крупных симф. соч. Ш. обычно противостоят образам зла,- к И. С. Баху. От П. И. Чайковского Ш. унаследовал углублённый психологизм, задушевно-лирич. пафос, от Г. Малера - склонность к трагикомическому, к иронии и гротеску, смелое использование бытового материала. Влияние творчества М. П. Мусоргского, особенно мощное и многостороннее, возрастало параллельно усилению эпич. тенденций в искусстве Ш. С Мусоргским его сблизили метод создания реалистич. нар. характеров и нар. массовых сцен, трагедийный размах, идея нерасторжимости прошлого и настоящего в истории народа. В зрелом периоде творчества композитора и «бахизмы» выступают в сплаве с чисто русскими песенными интонациями, принципами развёртывания, свободной подголосочностью фактуры, воспринятыми, в первую очередь, через Мусоргского. Индивидуальное своеобразие стиля Ш. состоит в множественности составляющих элементов при высочайшей интенсивности их синтеза. И впервые вводимые в обиход серьёзного искусства элементы (интонации музыки совр. быта, музыки улиц, площадей, эстрады), и элементы, заимствованные из муз. классики, вступают друг с другом во взаимодействие, приобретая новые эстетич. качества и возможности. Ради активизации слушательского восприятия Ш. прибегал к стилевым реминисценциям и цитатам; на правах ассоциативных метафор использовал и автоцитаты (8-й, 15-й струн. квартеты). В искусстве Ш. постоянно протекал процесс кристаллизации интонаций-символов, которые применялись в ряде соч. Экспериментирование в сфере новейших технич. средств в целом мало привлекало Ш. Элементы сериальности и сонористики он применял умеренно, сохраняя тональную основу, ощущение ладовых опор. Общепринято выделять в творчестве Ш. 3 этапа: ранний, средний и поздний (последнее десятилетие жизни композитора). Однако хронологич. границы этапов достаточно условны, каждый из них внутренне неоднороден. Собственно ранними можно считать лишь соч., написанные до 1-й симфонии (1925); среди них - 2 басни Крылова для голоса с оркестром, продолжающие традицию острохарактерных сатирич. песен-сценок Мусоргского, 3 фантастич. танца для фп. и сюита для 2 фп., где появляются приёмы претворения совр. бытовых жанров. В этой группе соч. уже наметились некоторые образно-эмоциональные линии, получающие у Ш. развитие в дальнейшем и с большим художеств. совершенством воплотившиеся в 1-й симфонии: богатая оттенками сфера скерцозности, хрупкая, светлая, нередко заключающая в себе тонкую ироничность лирика, образы трагич. плана. 1-я симфония явилась крупнейшим событием сов. муз. культуры и положила начало мировой известности автора. В ней Ш. дал оригинальный вариант трактовки жанра «симфония - психологич. драма», завещанного Чайковским; это произв. отличают активность, динамич. напор, неожиданность контрастов, рождающихся из полярного перевоплощения осн. тем-образов. Вслед за 1-й симфонией начинается краткая полоса «антиакадемич.» экспериментирования в области муз. средств. 1-ю фп. сонату (1926), фп. пьесы «Афоризмы» (1927) и 2-ю симфонию («Октябрь», 1927) отличают графич. лаконизм и суховатость тематич. материала, поиски расширения рамок тональности. Но одночастная, с хор. заключением на сл. А. И. Безыменского, 2-я симфония отразила стремление композитора к актуализации симф. жанра, воспроизведению атмосферы массовых революц. митингов и действ. В 3-й, «Первомайской», симфонии (1929), внешне имеющей много общего со 2-й (одночастность, заключит. хор. раздел, объективированность содержания), интонац. материал гораздо сочнее, рельефнее, в нём претворены попевки пионерских, молодёжных и маршево-героич. песен. 3-я симфония - как бы серия зарисовок с натуры, калейдоскоп праздничных картин, хотя и недостаточно плотно спаянных в единое целое. На кон. 1920-х - нач. 30-х гг. приходится огромное количество партитур Ш. для театра и кинематографа. Прикладные партитуры, напр. музыка к кинофильмам «Новый Вавилон» (1929) и «Златые горы» (1931), к спектаклям «Клоп» (1929) и «Гамлет» (1932), стимулировали приток новой образности в искусство Ш. Для этого времени характерны повышенное внимание Ш. к тембровой характеристичности, броскость социальных карикатур, выдвижение на первый план моторно-ритмич. начала. Театральность в широком смысле слова была врождённой чертой дарования Ш. Его опера «Нос» (1928), оригинально воплотившая «фантастич. реализм» повести Н. В. Гоголя, окрашена полемич. азартом, пародийным отрицанием канонов оперности. Чередование отд. эпизодов с выносом действия интермедий на авансцену, многопланово-контрапунктич. построение массовых и ансамблевых сцен, порой разрастающихся в «лавинные» crescendo, внимание к сонорным, шумовым, изобразит. деталям в оркестре и вок. партиях, к ритмич. нагнетаниям - всё это перекликалось с мейерхольдовскими принципами организации спектакля (в частности, с мейерхольдовской постановкой «Ревизора»). Важнейшей вехой в творчестве Ш. стала опера «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова», 1932) по Н. С. Лескову. Здесь, в отличие от оперы «Нос», присутствуют и открытая лирика, и широкое обобщение элементов рус. нар. песенности. Однако сюда перенесены из предшествующих театр. соч. такие приёмы, как заострённость портретов-карикатур отрицат. типажей, парадоксальная неожиданность звучания пошлых, легкомысленных мотивчиков в мрачнейших ситуациях. Благодаря размаху трагич. конфликта и реалистически конкретному аспекту сюжета, образы зла, равно как и образы, им противостоящие - лирико-трагедийные, философские, эпические, приобрели большую ёмкость. В «Катерине Измайловой» композитор нашёл некоторые главные линии своего будущего пути: поляризация образов по их идейно-эстетич. сущности, ориентация на достижения Мусоргского (особенно в хор. эпизодах финала), экспрессия мелоса, сквозная разработка тематич. материала, концентрированность тематич. образований, узловая драматургич. функция антракта-пассакальи. Порогом зрелости в симф. жанре была 4-я симфония (1936) с её сложной философско-трагедийной концепцией, гигантскими пропорциями, кричащей остротой контрастов, свидетельствовавшая об интенсивном усвоении традиций Г. Малера. 5-я симфония (1937) была воспринята общественностью как праздник сов. искусства, сов. симфонизма того времени. Язык 5-й симфонии яснее и стилистически цельнее, чем 4-й, а циклич. конструкция и расположение частей традиционнее. Однако Ш. нашёл новую расстановку образов, несущих симф. конфликт, и новые способы развития. Особенность драматургии 5-й симфонии - интонац. взаимопроникновение 2 противоположных сфер конфликта, которые даны не в обычном противостоянии главной и побочной партий I части, но как бы укрупнены: экспозиция в целом противостоит всей разработке, где тема гл. партии разрастается в грозное шествие злой силы. Мелодика симфоний Ш. впитала и речевые, ораторские, и чисто инструментальные, и песенно-ариозные, романсовые интонации. Largo 5-й симфонии - выдающийся образец приближения к рус. песенности. В симфонии Ш. использовал ритм как важнейший фактор драматургии, виртуозно распоряжаясь нагнетаниями и перепадами темпоритма для организации огромных динамич. волн разработок, лейтритмич. ячейками - для объединения частей цикла. 6-я симфония (1939) интересна прежде всего смыканием сферы лирики со сферой героико-гражд. образов. I часть в ней - медленная. Её глубоко человечной и вместе с тем гражданств. скорби противопоставлены картины пёстрой, быстротекущей жизни (II часть и финал). В финале сосуществуют 2 стилистич. пласта: пласт, восходящий к традициям лёгкой классич. музыки - увертюрам Россини, симф. финалам и дивертисментам Гайдна и Моцарта, и пласт интонаций быта 1930-х гг. Для предвоенного периода творчества Ш. характерно выдвижение камерно-инстр. жанра на положение, равноправное симфонизму. Именно в камерном жанре композитор впервые пришёл к прозрачной ясности языка, классич. уравновешенности формы (соната для виолончели и фп., 1934). 1-й струн. квартет (1938) - одно из самых солнечных, безмятежно-жизнерадостных, исполненных лукавого юмора и грации творений Ш. Появление фп. квинтета (1940), подобно появлению 5-й симфонии, было крупнейшим событием советской музыкальной жизни. В его пятичастном цикле соединились приподнятая, суровая величавость, философская глубина, бьющий через край задор, скорбно проникновенный лиризм и ласковая умиротворённость. Квинтет отличают органический синтез стилевых элементов и безупречная конструктивная логика, цельность. 7-я симфония (1941), над которой Ш. работал в осаждённом Ленинграде, стала муз. памятником Великой Отечеств. войне 1941-45. Её исполнения имели огромный обществ. резонанс, способствовали сплочению междунар. антифашистских сил. «Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу - Ленинграду я посвящаю свою 7-ю симфонию» - писал Ш. в газ. «Правда» (29 марта 1942). Композитор пронизал симфонию максимальной эмоциональной страстностью и духом истинного гуманизма. Многие произв. Ш. последующих лет наполнены отголосками той антитезы, к-рая была с предельной выпуклостью выражена в I части симфонии. Как образ Родины (заглавный, сквозной образ 7-й симфонии), так и жуткий плакатно-обобщённый машинизированный образ нашествия породили немало аналогий в соч. др. сов. композиторов на воен. тематику. Взаимная отчуждённость пластов драматургии I части подчёркивает абсолютную неразрешимость конфликта: эпич. и лирико-пейзажный склад экспозиции, рисующей картины мирной жизни, огромный вариац. эпизод нашествия, заменяющий разработку, трагедийное перевоплощение тем экспозиции в репризе. В трагич. 8-й симфонии (1943) положит. образ получает сквозное развитие в масштабах цикла. Это тема-эпиграф I части, к-рая во всех трёх решающих драм. кульминациях симфонии преграждает путь разгулу злой, страшной силы, выражает гневное её неприятие. В 8-й симфонии Ш. достиг шекспировских смелости и зоркости раскрытия явлений действительности. 8-я симфония тесно соприкасается с эстетикой последующего времени, как бы предсказывая череду произв., вдохновлённых движением борьбы за мир, в защиту жизни, культуры и человечности. 1-й концерт для скрипки с оркестром (1948) и 10-я симфония (1953), несмотря на прочность связей с соч. предвоен. лет, принадлежат к новому этапу творчества Ш., когда соотношение разных жанров сдвигается в пользу жанров вокальных. Постоянные обращения композитора к слову повлекли за собой качественные изменения стиля: более широкое внедрение песенного мелоса, использование вок. приёмов развёртывания тематизма в инстр.-симф. музыке. Вок. жанры представлены во всём их разнообразии: и камерными романсовыми циклами - «Из еврейской народной поэзии» (1948), 4 монолога на сл. А. С. Пушкина (1952), и песнями в характере массовых, эстрадных, и ораториями, кантатами, хорами a cappella. Ш. обращается к революц, и нар. песенности, в образах величания - к традициям старинного рус. канта (оратория «Песнь о лесах», 1949; кантата «Над Родиной нашей солнце сияет», 1952). Киномузыка для Ш. была полем экспериментирования с бытовым материалом. Уже в первых его работах музыка берёт на себя функции портретной характеристики, вок.-симф. эпизоды активно продвигают действие. Новаторские результаты дало сотрудничество Ш. с режиссёрами Г. М. Козинцевым и Л. З. Траубергом - «Одна» (1931), трилогия о Максиме («Юность Максима», 1935; «Возвращение Максима», 1937; «Выборгская сторона», 1939), Л. О. Арнштамом и С. И. Юткевичем («Златые горы», 1931; «Встречный», 1932). Позже сотрудничество с Козинцевым приносит большие удачи в фильмах «Гамлет» (1964) и «Король Лир» (1971). В ранних фильмах бытовой материал служил локальной достоверности изображаемого и одноврем. выражал авторскую позицию. Здесь и муз. эмблемы мещанства, бурж. уклада - слезливый романс, сентиментальный вальс, легкомысленные польки, галопы, и эмблемы нэпманства - танго, фокстроты, опереточный канкан, и их антагонисты - песня молодости, пафоса строительства («Встречный»), а также рабочая революц. песня. Последняя начиная с «Юности Максима» преобладает, что объясняется как историко-революц. тематикой фильмов («Подруги», 1936; «Великий гражданин», 1938-39; «Человек с ружьём», 1938), так и общим направлением развития сов. кино. «Кинематографичность» (как композиционно- драматургич. принцип мышления) вместе с использованием революц. песенности проникла в цикл «Десять поэм» для хора без сопровождения на слова рус. революц. поэтов (1951) и в симфонии (11-я симфония - «1905 год», 1957). Лучшее в музыке фильмов 40-х - нач. 50-х гг., как правило, идёт от инстр.-симф. и ораториально-хор. жанров, многие темы родственны образу Родины из 7-й симфонии в двух его преломлениях - оптимистическом и скорбно-трагическом («Молодая гвардия», 1948). В «Гамлете» (1964) для трагедийно-философского симфонизма Ш. типичен уже не только интонац. состав лейттемы, но и методы развёртывания, непрерывность прорастания новых мотивных ячеек, острота метаморфоз, претерпеваемых образом в процессе его эволюции. Фильм «Король Лир» (1971) сродни 13-й и особенно 14-й симфониям применением сонорных звучаний, тематич. функцией удар. инструментов, экономией средств. Для предвоенного и послевоенного периодов творчества Ш. в целом характерна крепнущая опора на нац. традиции. Финал концерта для скрипки с оркестром (1948) отчётливо связан с картинами удалого нар. веселья, «скоморошьими» эпизодами рус. эпич. опер. В дальнейшем диапазон связей расширяется, причём обнаруживается их генеральное направление - к Мусоргскому, к стихии его нар. муз. драм и песен, к активному усвоению элементов нар. песенности - принципов нар. ладового мышления, мелодич. развёртывания и нар. полифонии. Ш. работает над оркестровкой опер «Борис Годунов» (1940), «Хованщина» (1959), вок. цикла «Песни и пляски смерти» Мусоргского (1962). В вок. цикле «Из еврейской народной поэзии» (1948) Ш. вплотную приблизился к идейным и эстетич. принципам Мусоргского: сострадательное отношение к судьбе маленького, забитого человека, театрально-драм. трактовка камерного вок. жанра, поиски реалистич. напевно-речевой декламации, приёмы портретно-характерного и в то же время обобщённо-смыслового использования нар.-песенных и танц. жанров. 24 прелюдии и фуги для фп. (1951) - первый подобный цикл в рус. музыке - можно назвать энциклопедией зрелого стиля композитора. Мн. прелюдии вызывают непосредств. программные ассоциации в духе нар.-массовых сцен рус. эпич. опер. Очевидна песенная природа тем ряда фуг. Изобилуют ритмоинтонации, свойственные крестьянскому фольклору, а также народнич. поэзии и песенности, которые в рус. классич. опере (особенно у Мусоргского) стали спутниками образа страдающего народа. Ш. использовал их и прежде (6-я симфония), но не так широко, как в «Десяти поэмах» для хора на слова рус. революц. поэтов. Интонац. влияния поэм косвенно затрагивают и ли-рико-эпич. 10-ю симфонию (1953), о чём свидетельствуют гегемония «дактилич.» метра и выдвижение на роль гл. партии сонатного allegro темы в духе протяжной песни. На смену методу полярных метаморфоз и плакатно-действенного противопоставления сфер добра и зла в 10-й симфонии приходит метод тонкого психологич. анализа жизненных явлений. В III части Allegretto, исполняющей функцию медленной, композитор ввёл мотив-монограмму D-Es-C-H на правах одного из осн. компонентов формы (мотивы аналогич. звукового состава встречались и ранее, в 1-м концерте для скрипки с оркестром и 5-м струн. квартете, 1952). Вплоть до нач. 60-х гг. мотив-монограмма становится постоянным элементом системы выразит. средств Ш., причём с равным успехом служит носителем и субъективно-личностной, и объективной образности, нередко сливаясь с нар.-эпич. интонациями. Оригинально решение финала 10-й симфонии, отнюдь не апофеозного, в котором доминируют образы беспечной юности, «голоса» природы. Программные 11-я (1957) и 12-я симфонии (1961), посвящённые рус. революциям 1905-07 и 1917, отделяют предыдущие непрограммные симфонии от симфоний вок.-инструментальных. 11-я симфония («1905 год») впитала многое от «Десяти поэм» для хора на слова рус. революц. поэтов и музыки историко-революц. фильмов 30-х гг. Симфония построена на подлинных революционных песнях, в ряде случаев взятых целиком («Дворцовая площадь», «Вечная память»); в финале («Набат») интонации различных песен интенсивно разрабатываются, в III части («9-е января») развиваются две темы, заимствованные из хор. поэмы того же названия. Специфика тематич. материала 11-й симфонии предопределила господство вариационности, распространение рассредоточенной вариационности в сочетании с рассредоточенной рондообразностью - на весь цикл 12-я симфония («1917 год») раскрывает обобщённую идею революции, победы во имя свободы, разума и счастья на земле, идею гармонии воли и действия, интеллектуального и этического начал, Симфония No 10. Начало партитуры. Автограф. олицетворённых гением В. И. Ленина, которому симфония посвящена. Музыка симфонии носит приподнятый характер, она близка музыке композитора к патриотич. фильмам кон. 40 - нач. 50-х гг. 13-я симфония (1962, на стихи Е. А. Евтушенко) - симфония-оратория об интернац. братстве и о кровавых преступлениях расизма, о извечном нар. оптимизме, о великой душевной силе и красоте рус. женщины, о бескорыстном служении науке и искусству и об унизительном наследии прошлого - страхах, мелочном карьеризме. В 13-й симфонии Ш. воскресил метод интонац. метаморфоз, выявления скрытых возможностей темы-образа. Важнейшую роль играет перевоплощение ключевых интонаций, источником большинства которых является рефрен I части (тематич. комплекс «Бабьего яра»). В 13-й симфонии налицо полифония, а кое-где даже известное противоборство вок. и орк. пластов. Конструктивная организация возложена на орк. партию «Казнь Степана Разина» (1964) - социально-историч. трагедия, осмысливающая фигуру нар. бунтаря 17 в. и его драму с позиций современности. Это произв. - ярчайший пример Квартет No 8. Первая страница партитуры. Автограф. введения в вок.-симф. поэму принципов и образности нар. муз. драм Мусоргского. Это кульминация эпич. линии в творчестве Ш. Поэма повлияла на ряд последующих соч. Ш. Так, в 11-м струн. квартете (1966) и 2-м концерте для виолончели с оркестром (1966) звучат тематич. образования былинно-эпич. склада. Весь семичастный 11-й струн. квартет построен наподобие череды характерных вариаций. Финал 2-го виолончельного концерта включает театр.-кинематографич. «наплывы» (вторжение после эпич. эпизода трагедийно-гротескного образа II части). Отличит. признак муз. стиля Ш. 60-х гг. - усиление интонац. связей между разными соч., причём нередко функцию темы выполняют лейтинтонации, лейтинтервалы и даже лейттембры. На смену гегемонии уменьшенной кварты и мотива-монограммы D-Es-C-H, типичных для предшествующего периода, приходит гегемония малосекундовых оборотов, соединённых с чистой квартой. Заметно расширяется сфера выразительности ударных инструментов и стучащих штрихов струнных инструментов (col legno и т. д.). В 13-м струнном квартете и сонате для скрипки с фп. (1968) встречаются 12-тоновые ряды с неповторяющимися звуками, которые впервые были применены композитором во 2-м концерте для скрипки с оркестром (1967). Из конструктивно-подсобных 12-тоновые образования в 70-е гг. постепенно становятся конструктивно-самостоятельными, опорными. Если в 40-е гг., особенно в военный период, в жанре камерного ансамбля Ш. тяготел к концепциям симф. масштаба, к большим трагедийным конфликтам (фп. трио, 3-й струн. квартет), то после 10-й симфонии именно в струн. квартетах Ш. разрабатывает углублённо психологич. проблематику. Две эти важнейшие линии творчества - симфоническая и камерно-инструментальная начиная с кон. 50-х гг. до сер. 60-х дифференцируются, временно отдаляясь друг от друга. Их смыкание, но уже под знаком преобладания камерности мышления, произошло в 70-е гг. В 13-й симфонии и двух предшествующих, в поэме «Казнь Степана Разина» композитор стремился к формам и средствам простым, лапидарным, к прямой связи музыки с поэтич. текстом и программой. 14-я симфония (1969) как бы на новом уровне суммировала особенности письма, выработанные Ш. в камерно-вок., камерно-инстр. и симф. жанрах. В этой симфонии слово (стихотворения Ф. Гарсиа Лорки, Г. Аполлинера, В. К. Кюхельбекера и Р. М. Рильке) рождает интонации для равноправных вок. и орк. партий. Камерная по составу и малым размерам частей, 14-я симфония родственна циклу 7 романсов на сл. А. А. Блока для сопрано, скрипки, виолончели и фп. (1967) - жемчужине романсового творчества Ш., где впервые у композитора скрестились пути камерно-инстр. и камерно-вок. жанров. Прототипом 14-й симфонии, по признанию автора, были «Песни и пляски смерти» Мусоргского. Ш. дал оригинальное и совр. толкование темы, причём для него не прошёл бесследно опыт воплощения образов войны, фашизма. По широте охвата жизненных явлений и уровню их философского осмысления камерная 14-я не уступает симфониям монументальным. В ней сконцентрированы идейно-образные линии, характерные для больших творений Ш.: трагедийность и проникновенный лиризм, беспощадный гротеск, бурная драм. действенность, интеллектуальная сосредото- ченность. Публицистические, гражданско- проповеднические мотивы выражены в 14-й симфонии не так броско и плакатно, как в 13-й симфонии, но мотивы этико-философские - глубже и обобщённее, лирика здесь ярче и теплее. В 14-й использованы разнообразные виды форм: монолог сквозного развития, свободная куплетная строфичность, рефренные и рондообразные структуры. В масштабах одиннадцатичастного цикла синтезируются принципы сонатности, рондальности и двойных вариаций. Семантика тембров, ритмоинтонационных и аккордовых комплексов, противопоставления зон диатонических, хроматических и 12-тоновых, как правило, связанных с образом смерти, приобретает в 14-й симфонии предельную ассоциативную конкретность. Произв. 70-х гг. в значит. степени продолжают тенденции, наметившиеся ещё во 2-й пол. 60-х гг.: максимальная экономия выразит. ресурсов, обогащение интеллектуальной и эмоциональной «нагрузки» каждой детали. В области формы в эти годы Ш. тяготеет к разл. трактовке цикличности, от сжатой, конденсированной одночастности (13-й струн. квартет, 1970) до многочастности сюитного типа (15-й струн. квартет, 1974). Одиннадцатичастная сюита для баса и фп.- «Сонеты Микеланджело Буонарроти» (1974) имеет версию-дубль - для баса с оркестром, что делает более очевидным родство данного произв. с 14-й симфонией, хотя по лапидарности и приподнятости большинства частей, обусловленных мужественным пафосом и мощью стихов Микеланджело, сюита напоминает скорее 13-ю симфонию. В скульптурной пластичности мелодики преломляются традиции и стилистика рус. классич. оперы, благородной оперной героич. арии. Эта сюита, к-рая по типу содержания, идейной объёмности могла бы называться и вок. симфонией, продолжает стержневые темы 14-й симфонии - темы гуманистич. миссии искусства, изгнанничества, жизни и смерти. Однако заканчивается цикл не провозглашением «всевластности смерти», как 14-я симфония, а образом бесконечно возрождающейся молодой жизни, провозглашением бессмертия творений великих художников в сердцах людей. В заключит. номере сюиты Ш. процитировал свою первую детскую фп. пьесу (подобные просветлённые финалы были в фп. квинтете, в 13-й и 15-й симфониях). Вок. цикл «6 стихотворений М. И. Цветаевой» (1973) является своеобразной «парой» к 14-му струн. квартету (1973), как и «Сонеты Микеланджело Буонарроти» к 15-му струн. квартету. Общими признаками квартетов и вок. циклов последних лет служат сюитная замкнутость частей, вытеснение прямых сонатно-циклич. закономерностей, возросшая роль разного рода симметрий, краткость конструктивных единиц, тематич. плотность. В образном плане нетрудно обнаружить преемственность поздних вок. циклов от важнейших линий симфонизма Ш. предшествующих лет, напр. линии «злых» воинственных скерцо. Но скерцо 70-х гг. уже не базируются на гротесковом преломлении банальных бытовых интонаций, а более обобщены. 15-я симфония (1971) замыкает круг развития жанра симфонии у Ш., синтезируя образно-стилистич. элементы, сложившиеся на разных этапах. Она содержит немало перекличек с творчеством среднего, «классического», периода и свойственными ему принципами толкования цикла, форм и функций частей. По сжатости пропорций, лаконизму и прозрачности письма 15-я симфония близка к 1-й и 9-й симфониям, но в отношении философской объёмности и многозначности всецело принадлежит позднему периоду. Ключевая тема I части (Allegretto) заимствована из увертюры к опере «Вильгельм Телль» Россини. Но за этой цитатой, органически вплетённой в муз. ткань, можно расслышать и косвенную автоцитату: опосредованную реминисценцию гл. темы финала 6-й симфонии. I часть - своего рода путешествие в мир детства, его ярких и пёстрых впечатлений, его иллюзий. Осн. конфликт всего произв.- противопоставление I и II частей. II часть не ограничивается воплощением мысли о смерти, но словно на миг с житейски-конкретной достоверностью показывает проводы героя в последнюю дорогу. III часть - концентрат разных оттенков скерцозности, то зыбко-фантастической, таинственной, то нар.-жанровой. Процитированный в финале «мотив судьбы» из тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунга» не менее органично, чем тема Россини, входит в ткань симфонии. Он подготовлен музыкой II части и близок траурным хоральным аккордам Adagio не только по тембровому колориту (преим. медные инструменты), но и интонационно-ритмически. «Мотив судьбы» и следующая за ним ласковая, по-глинкински пластичная и кантиленная тема скрипок образуют внутренне контрастный опорный тематич. комплекс финала. Соната для альта с фп. (1975) - последнее соч., написанное Ш. незадолго до кончины. В финале её мысленный взор автора как бы устремлён на т. н. Лунную сонату Бетховена для фп. Это одно из прекраснейших соч., где грусть прощания сочетается с трепетной любовью к красоте жизни, к муз. сокровищам прошлого. М. Д. Сабинина. Основные даты жизни и деятельности 1906.- 12(25) IX. В Петербурге в семье инженера-химика Дмитрия Болеславовича Ш. и его жены - пианистки Софьи Васильевны родился сын Дмитрий. 1915.- Начало регулярных занятий по фп, под рук. матери.- Ш. занимается по фп. в муз. школе И. А. Гляссера у О. Ф. Гляссер.- Первые попытки сочинять музыку. 1918.- Знакомство с художником Б. М. Кустодиевым, создавшим портрет юного Ш. (1919).- Работа над оперой «Цыгане» (по А. С. Пушкину, не завершена). 1919.- Поступление в Петрогр. консерваторию.- Занятия по классу фп. (у А. А. Розановой) и композиции (у М. О. Штейнберга).- Сочинение скерцо для орк. (ор. 1). 1920.- Переход в класс фп. Л. В. Николаева. 1923.- Окончание консерватории по классу фп.- Начало конц. деятельности в качестве пианиста. 1925.- Окончание консерватории по классу композиции. - 20 III. Первый авторский концерт Ш. (Малый зал Моск. консерватории), в программе - фп. трио ор. 5 (исп.: Н. Фёдоров - скр., А. А. Егоров - влч., Л. Н. Оборин - фп.), 3 фантастич. танца для фп. (исп.- автор), 3 пьесы для влч. и фп. (исп.: Егоров - влч., автор - фп.), сюита для 2 фп. (исп. Оборин и автор). 1926.- Вышли в свет первые соч. Ш. - 3 фантастич. танца для фп.- 12 V. Первое исп. 1-й симфонии (оркестр Ленингр. филармонии, дир. Н. А. Малько, Большой зал Ленингр. филармонии). 1927.- Начало многолетней дружбы с музыковедом И. И. Соллертинским.- 9 I. Первое исп. 2 пьес для струн. октета (исп.- квартеты им. Глиэра и Страдивариуса) и 1-й сонаты для фп. (исп.- автор, зал Моск. муз. театра им. В. И. Немировича-Данченко.- 29 I. Участие Ш. в 1-м Междунар. конкурсе пианистов им. Ф. Шопена в Варшаве (награждён почётным дипломом).- Выступление Ш.-пианиста в Польше.- II. Выступление Ш.-пианиста в Берлине с исп. собств. соч.- 6 XI. Первое исп. 2-й симфонии («Октябрю»; оркестр Ленингр. филармонии, дир. Малько, Большой зал Ленингр. филармонии). 1928.- Знакомство с реж. В. Э. Мейерхольдом в Ленинграде; Ш. принимает приглашение работать в качестве пианиста в Т-ре им. В. Э. Мейерхольда и живёт в квартире Мейерхольда (Москва). - 25 XI. Первое исп. отрывков из оперы «Нос» (дир. Малько, солисты И. П. Бурлак, Н. Барышев, Большой зал Моск. консерватории). 1929.- Творческое сотрудничество с Мейерхольдом и В. В. Маяковским.- 13 II. Премьера пьесы «Клоп» Маяковского с музыкой Ш. (Т-р им. Мейерхольда, Москва). 1930.- 18 I. Премьера оперы «Нос» (Ленингр. Малый оперный театр, дир. С. А. Самосуд, реж. Н. В. Смолич).- 21 I. Первое исп. 3-й симфонии («Первомайская»; оркестр Ленингр. филармонии, Ленингр. акад. капелла, дир. А. В. Гаук, Московско-Нарвский дом культуры, Ленинград).- 19 III. Первое исп. сюиты из балета «Золотой век» (оркестр Ленингр. филармонии, дир. Гаук, Большой зал Ленингр. филармонии). - Окончание аспирантуры Ленингр. консерватории по классу композиции у М. О. Штейнберга (поступил в 1926).- 26 X. Премьера балета «Золотой век» (Ленингр.т-р оперы и балета,. дир. Гаук, балетм. В. И. Вайнонен). 1931.- 8 IV. Премьера балета «Болт» (Ленингр. театр оперы и балета, дир. Гаук, балетм. Ф. В. Лопухов).- 6 XI. Выпуск на экраны кинофильма «Златые горы» с музыкой Ш. 1932.- 19 V. Премьера трагедии «Гамлет» Шекспира с музыкой Ш. (Т-р им. Б. Б. Вахтангова, Москва).- 7 XI. Выпуск на экраны кинофильма «Встречный» с музыкой Ш. 1933.- 17 I. Первое исп. 5-й балетной сюиты (из музыки к балету «Болт», оркестр Ленингр. филармонии, дир. Гаук, Большой зал Ленингр. филармонии).- 24 V. Первое исп. автором 24 прелюдий для фп. (Малый зал Моск. консерватории). - 15 X. Первое исп. 1-го концерта для фп. с орк. (оркестр Ленингр. филармонии, солист - автор, дир. Ф. Штидри, Большой зал Ленингр. филармонии). 1934.- 22 I. Премьера оперы «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова», Ленингр. Малый оперный театр, дир. Самосуд, реж. Н. В. Смолич).- 25 XII. Первое исп. сонаты для влч. и фп., посв. В. Л. Кубацкому (В. Л. Кубацкий - влч. и автор - фп., Малый зал Ленингр. консерватории). 1935.- 27 I. Выпуск на экраны кинофильма «Юность Максима» с музыкой Ш.; присуждение картине 1-й пр. на Междунар. фестивале в Москве.- 4 IV. Премьера балета «Светлый ручей» (Ленингр. Малый оперный театр, дир. П. Э. Фельдт, балетм. Ф. М. Лопухов).- IV-V. Гастрольная поездка Ш. в Турцию; выступления в Анкаре, Измире, Стамбуле с исп. своих соч. 1937.- 23 V. Выпуск на экраны кинофильма «Возвращение Максима» с музыкой Ш.- 21 XI. Первое исп. 5-й симфонии (орк. Ленингр. филармонии, дир. Е. А. Мравинский, Большой зал Ленингр. филармонии).- III. Начало преподават. деятельности Ш. в Ленингр. консерватории (класс композиции). 1938.- 13 II. Выпуск на экраны 1-й серии кинофильма «Великий гражданин» с музыкой Ш.- 10 X. Первое исп. 1-го струн. квартета (квартет им. А. К. Глазунова, Ленинград). 1939.- 2 II. Выпуск на экраны кинофильма «Выборгская сторона» с музыкой Ш.- Ш. присуждено звание профессора. - 5 XI. Первое исп. 6-й симфонии (орк. Ленингр. филармонии, дир. Мравинский, Большой зал Ленингр. консерватории). - 27 XI. Выпуск на экраны 2-й серии кинофильма «Великий гражданин» с музыкой Ш. 1940.- 23 XI. Первое исп. фп. квинтета (квартет им. Бетховена и автор, Малый зал Моск. консерватории). 1941.- 24 III. Премьера трагедии «Король Лир» Шекспира с музыкой Ш. (Ленингр. Большой драм. театр им. М. Горького). - Присуждение Ш. Гос. пр. СССР (за фп. квинтет).- 15 VII. Начало работы над 7-й симфонией в осаждённом Ленинграде.- Эвакуация в Куйбышев. 1942.- Присуждение звания засл. деят. искусств РСФСР. - 5 III. Первое исп. 7-й симфонии (орк. Большого театра, дир. Самосуд, Куйбышев, Дворец культуры).- 9 VIII. Исп. 7-й симфонии в осаждённом Ленинграде (орк. Ленингр. филармонии, дир. К. И. Элиасберг, Большой зал Ленингр. филармонии).- Присуждение Ш. Гос. пр. СССР (за 7-ю симфонию). 1943.- Ш. в Москве.- Начало работы в Моск. консерватории в качестве профессора (класс композиции, параллельно-с работой в Ленингр. консерватории).- 6 VI. Первое исп. автором 2-й сонаты для фп., посв. памяти Л. В. Николаева (Малый зал Моск. консерватории).- 4 XI. Первое исп. 8-й симфонии (Гос. симф. оркестр СССР, дир. Мравинский, Большой зал Моск. консерватории). 1944.- 14 XI. Первое исп. фп. трио (посв. памяти И. И. Соллертинского; Д. М. Цыганов - скр., С. П. Ширинский - влч., автор - фп., Большой зал Ленингр. филармонии).- 22 XI. Выпуск на экраны кинофильма «Зоя» с музыкой Ш.- 28 XI. Первое исп. 2-го струн. квартета (квартет им. Бетховена, Малый зал Моск. консерватории). 1945.- 3 XI. Первое исп. 9-й симфонии (орк. Ленингр. филармонии, дир. Мравинский, Большой зал Ленингр. филармонии). 1946.- 16 XII. Первое исп. 3-го струн. квартета (квартет им. Бетховена, Малый зал Моск. консерватории).- Присуждение Ш. Гос. пр. СССР (за фп. трио). 1947.- Участие в фестивале «Пражская весна» (Прага), исп. 2-я соната для фп., фп. трио (автор, Д. Ф. Ойстрах и М. Садло) и фп квинтет. - 16 XII Выпуск на экраны кинофильма «Пирогов» с музыкой Ш. 1948. - Присуждение звания нар. арт. РСФСР. 1949. - II. Выпуск на экраны кинофильма «Мичурин» с музыкой Ш. - 16 III. Выпуск на экраны кинофильма «Встреча на Эльбе» с музыкой Ш.- 15 XII. Первое исп. оратории «Песнь о лесах» (орк. Ленингр. филармонии, дир. Мравинский, Ленингр акад. капелла под упр. Г. А. Дмитревского, хор мальчиков уч-ща капеллы под упр. P. А. Богданова, Большой зал Ленингр. филармонии). 1950. - Присуждение Гос. пр. СССР (за ораторию «Песнь о лесах» и музыку к кинофильму «Падение Берлина»). 1951. - 10 Х. Первое исп. «Десяти поэм» для смеш. хора без сопровождения на слова рус. революц. поэтов (Гос. хор рус. песни и хор мальчиков под упр. А. В. Свешникова, Большой зал Моск. консерватории). 1952.- 15 III. Присуждение Гос. пр. СССР (за «Десять поэм» для смеш. хора). - 6 XI. Первое исп. кантаты «Над Родиной нашей солнце сияет» (Гос. симф. орк. СССР, Гос. хор рус. песни и хор мальчиков Моск. Хор. уч-ща дир. К. К. Иванов, Большой зал Моск. консерватории). - 23 XII. Первое исп. 24 прелюдий и фуг для фп. (T. P. Николаева, Ленингр. конц. зал им. Глинки). 1953. - 13 XI. Первое исп. 5-го струн. квартета (квартет им. Бетховена, Малый зал Моск. консерватории). - 3 XII. Первое исп. 4-го струн. квартета (квартет им. Бетховена, Малый зал Моск. консерватории). - 17 XII. Первое исп. 10-й симфонии (орк. Ленингр. филармонии, дир. Мравинский, Большой зал Ленингр. филармонии). 1954. - Присуждение звания нар. арт. СССР. - 6 XI. Первое исп. Праздничной увертюры (орк. Большого театра, дир. А. Ш. Мелик-Пашаев, Большой театр, Москва). - Присуждение Междунар. пр. Мира (за «Праздничную увертюру»). 1955. - 15 I. Первое исп. вок. цикла «Из еврейской нар. поэзии» (Н. Л. Дорлиак, З. А. Долуханова, А. Д. Масленников, партия фп. - автор, Ленингр. конц. зал им. Глинки). - 29 X. Первое исп. 1-го концерта для скр. с орк. (солист Д. P. Ойстрах, дир. Мравинский, Большой зал Ленингр. филармонии). 1956. - 7 X. Первое исп. 6-го струн. квартета (квартет им. Бетховена, Ленингр. конц. зал имени Глинки). 1957. - 10 V. Первое исп. 2-го концерта для фп. с орк (орк. Моск. филармонии). - 30 X. Первое исп. 11-й симфонии (Гос. симф. орк. СССР, дир. H. G. Рахлин, Большой зал Моск. консерватории). 1958. - 22 IV. Присуждение Ленинской пр. за 11-ю симфонию. - 27 и 28 V. Выступление Ш. в Париже с исп. концерта для фп. с орк., прелюдий и фуг для фп. (зал Шайо). 1959. - 24 I. Премьера муз. комедии «Москва, Черемушки» (Моск. театр оперетты, дир. Г. А. Столяров). - 23 V. Выпуск на экраны кинофильма «Хованщина» (муз. ред. и инструментовка оперы M. P. Мусоргского Ш., дир. E. P. Светланов). - 4 X. Первое исп. концерта для влч. с орк. (орк. Ленингр. филармонии, дир. Мравинский, Большой зал Ленингр. филармонии). - 4 XI. Пост. оперы M. P. Мусоргского «Борис Годунов» в инструментовке Ш. (Ленингр. театр оперы и балета, дир. С. В. Ельцин). 1960. - 15 V. Первое исп. 7-го струн. квартета (квартет им. Бетховена, Ленингр. конц. зал им. Глинки). - 27 IX. Впервые прозвучали «Новороссийские куранты» Ш. (Новороссийск, площадь Героев, у Вечного огня Славы). - 2 X. Первое исп. 8-го струн. квартета (квартет им. Бетховена, Ленингр. конц. зал им. Глинки). 1961. - 15 X. Первое исп. 12-й симфонии, посв. памяти В. И. Ленина (Гос. симф. орк. СССР, дир. К. К. Иванов, Большой зал Моск. консерватории). - 30 XII. Первое исп. 4-й симфонии (орк. Моск. филармонии, Большой зал Моск. консерватории). 1962. - 12 XI. Первое исп. вок. цикла «Песни и пляски смерти» Мусоргского в инструментовке Ш. (орк. Горьковской филармонии, Горький). - 18 XII. Первое исп. 13-й симфонии для солиста, хора и орк. (орк. Моск. филармонии, хор басов Респ. рус. хор. капеллы и муж. хор Ин-та им. Гнесиных под рук. А. А. Юрлова, солист В. А. Громадский, Большой зал Моск. консерватории). - 30 XII. Выпуск на экраны кинофильма «Черемушки» (экранизация муз. комедии Ш. «Москва, Черемушки»). 1963. - 8 I. Премьера новой ред. оперы «Катерина Измайлова» (Моск. Муз. театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, дир. Г. P. Проваторов). - 10 XI. Первое исп. увертюры на рус. и кирг. нар. темы (Гос. симф. орк. СССР, дир. К. К. Иванов, Большой зал Моск. консерватории). 1964. - 19 IV. Выпуск на экраны кинофильма «Гамлет» с музыкой Ш. - 20 XI. Первое исп. 9-го и 10-го струн. квартетов (квартет им. Бетховена, Малый зал Моск. консерватории). - 28 XII. Первое исп. поэмы «Казнь Степана Разина» (орк. Моск. филармонии, Респ. рус. хор. капелла под рук. А. А. Юрлова, солист В. А. Громадский, Большой зал Моск. консерватории). 1965. - 6 X. Первое исп. 3-й симфонии в новой ред. (Гос. симф. орк. СССР, Респ. рус. хор. капелла, хор дирижерско-хорового ф-та Муз.-пед. института им. Гнесиных под рук. А. А. Юрлова, дир. E. P. Светланов, Большой зал Моск. консерватории). 1966. - 2 V. Первое исп. 11-го струн. квартета (посв. памяти В. P. Ширинского квартет им. Бетховена, Ленингр. конц. зал им. Глинки). - 28 V. Первое исп. 5 романсов на слова из почты журн. «Крокодил» (E. E. Нестеренко и автор, Ленингр. конц. зал им. М. И. Глинки).- 25 IX. Первое исп. 2-го концерта для влч. с орк. 1967.- 6 IX. Первое исп. симф. поэмы «Октябрь» (Гос. симф. орк. СССР, Большой зал Моск. консерватории).- 13 IX. Первое исп. 2-го концерта для скр. с орк. (солист Д. Ф. Ойстрах, Большой вал Моск. консерватории).- 23 X. Первое исп. 7 романсов на сл. А. А. Блока для голоса, орк., влч. и фп. (Большой зал Моск. консерватории).- 24 X. Первое исп. Траурно-триумфальной прелюдии памяти героев Сталинградской битвы (Гос. симф. орк. СССР, дир. E. P. Светланов, Большой зал Моск. консерватории). 1968.- Присуждение Гос. пр. СССР за симф. поэму «Казнь Степана Разина».- 14 IX. Первое исп. 12-го струн. квартета (квартет им. Бетховена, Малый зал Моск. консерватории). 1969.- 3 V. Первое исп. сонаты для скр. и фп., пос. Д. Ф. Ойстраху (Д. Ф. Ойстрах, С. Т. Рихтер, Большой зал Моск. консерватории).- 6 X. Первое исп. 14-й симфонии, посв. Б. Бриттену (Большой зал Моск. консерватории). 1970.- 5 XII. Первое исп. 8 баллад для смеш. хора «Верность» (муж. хор Эст. ССР под рук. Г. Г. Эрнесакса, зал «Эстония», Таллин).- 13 XII. Первое исп. 13-го струн. квартета (квартет им. Бетховена, Ленингр. конц. зал им. Глинки). 1971.- 4 II. Выпуск на экраны кинофильма «Король Лир» с музыкой Ш. 1972.- 8 I. Первое исп. 15-й симфонии (Большой симф. орк. Всесоюзного радио, Большой зал Моск. консерватории). 1973.- 12 XI. Первое исп. 14-го струн. квартета (квартет им. Бетховена, Ленингр. конц. зал им. Глинки).- 27 XII. Первое исп. 6 стихотворений М. И. Цветаевой (солистка - И. П. Богачёва, партия фп.- С. Б. Вакман; Малый зал Моск. консерватории). 1974.- 12 IX. Пост. оперы «Нос» в Моск. камерном муз. театре (дир. Г. Н. Рождественский, реж. Б. А. Покровский).- Присуждение Гос. пр. РСФСР им. Глинки за 14-й струн. квартет и хор. цикл «Верность».- 15 XI. Первое исп. 15-го струн. квартета (квартет им. Бетховена, Ленингр. конц. зал им. Глинки).- 23 XII. Первое исп. сюиты «Сонеты Микеланджело Буонарроти» (солист Е. Е. Нестеренко, партия фп.- Е. М. Шендерович, Ленингр. конц. зал им. Глинки). 1975.- 10 V. Первое исп. «Четырёх стихотворений капитана Лебядкина» (солист - Е. Е. Нестеренко, партия фп. - Е. М. Шендерович, Малый зал Моск. консерватории).- 9 VIII. Смерть Ш.- 14 VIII. Похороны Ш. на Новодевичьем кладбище.
Соч.: оперы - Нос (по Н. В. Гоголю, либр. Е. И. Замятина, Г. И. Ионина, А. Г. Прейса и автора, 1928, пост. 1930, Ленингр. Малый оперный театр), Леди Макбет Мценского уезда (Катерина Измайлова, по Н. С. Лескову, либр. Прейса и автора, 1932, пост. 1934, Ленингр. Малый оперный театр, Моск. муз. театр им. В. И. Немировича-Данченко; нов. ред. 1956, посв. Н. В. Шостакович, пост. 1963, Моск. муз. театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко), Игроки (по Гоголю, не оконч., конц. исп. 1978, Ленингр. филармония); балеты - Золотой век (1930, Ленингр. театр оперы и балета), Болт (1931, там же), Светлый ручей (1935, Ленингр. Малый оперный театр); муз. комедия Москва, Черёмушки (либр. В. З. Масса и М. А. Червинского, 1958, пост. 1959, Моск. театр оперетты); для солистов, хора и орк. - оратория Песнь о лесах (сл. Е. Я. Долматовского, 1949), кантата Над Родиной нашей солнце сияет (сл. Долматовского, 1952), поэмы - Поэма о Родине (1947), Казнь Степана Разина (сл. Е. А. Евтушенко, 1964); для хора и орк. - Гимн Москве (1947), Гимн РСФСР (сл. С. П. Щипачёва, 1945); для орк.- 15 симфоний (No 1, f-moll op. 10, 1925; No 2 - Октябрю, с заключит. хором на сл. А. И. Безыменского, H-dur op. 14, 1927; No 3, Первомайская, для орк. и хора, сл. С. И. Кирсанова, Es-dur op. 20, 1929; No 4, c-moll op. 43, 1936; No 5, d-moll op. 47, 1937; No 6, h-moll op. 54, 1939; No 7, C-dur op. 60, 1941, посв. г. Ленинграду; No 8, c-moll op. 65, 1943, посв. E. A. Мравинскому; No 9, Es-dur op. 70, 1945; No 10, e-moll op. 93, 1953; No 11, 1905 год, g-moll op. 103, 1957; No 12 - 1917 год, посв. памяти В. И. Ленина, d-moll op. 112, 1961; No 13, b-moll op. 113, сл. E. A. Евтушенко, 1962; No 14, op. 135, сл. Ф. Гарсиа Лорки, Г. Аполлинера, В. К. Кюхельбекера и Р. М. Рильке, 1969, посв. Б. Бриттену; No 15, ор. 141, 1971), симф. поэма Октябрь (ор. 131, 1967), увертюра на рус. и кирг. нар. темы (ор. 115, 1963), Праздничная увертюра (1954), 2 скерцо (ор. 1, 1919; ор. 7, 1924), увертюра к опере «Христофор Колумб» Дресселя (ор. 23, 1927), 5 фрагментов (ор. 42, 1935), Новороссийские куранты (1960), Траурно-триумф. прелюд памяти героев Сталингр. битвы (ор. 130, 1967), сюиты - из оперы Нос (ор. 15-а, 1928), из музыки к балету Золотой век (ор. 22-а, 1932), 5 балетных сюит (1949; 1951; 1952; 1953; ор. 27-а, 1931), из музыки к кинофильмам Златые горы (ор. 30-а, 1931), Встреча на Эльбе (ор. 80-а, 1949), Первый эшелон (ор. 99-а, 1956), из музыки к трагедии «Гамлет» Шекспира (ор. 32-а, 1932); концерты для инструмента с орк. - 2 для фп. (c-moll op. 35, 1933; Г-dur op. 102, 1957), 2 для скр. (a-moll op. 77, 1948, посв. Д. P. Ойстраху; cis-moll op. 129, 1967, посв. ему же), 2 для влч. (Es-dur op. 107, 1959; G-dur op. 126, 1966); для дух. орк. - Марш сов. милиции (1970); для джаз-оркестра - сюита (1934); камерно-инстр. ансамбли - для скр. и фп. - соната (d-moll op. 134, 1968, посв. Д. P. Ойстраху); для альта и фп. - соната (ор. 147, 1975); для влч. и фп. - соната (d-moll op. 40, 1934, посв. В. Л. Кубацкому), 3 пьесы (ор. 9, 1923-24); 2 фп. трио (ор. 8, 1923; ор. 67, 1944, памяти И. И. Соллертинского), 15 струн. квартетов (No 1, C-dur op. 49, 1938; No 2, A-dur op. 68, 1944, посв. В. Я. Шебалину; No 3, F-dur op. 73, 1946, посв. квартету им. Бетховена; No 4, D-dur op. 83, 1949; No 5, B-dur op. 92, 1952, посв. квартету им. Бетховена; No 6, G-dur op. 101, 1956; No 7, fis-moll op. 108, 1960, посвящён памяти H. В. Шостакович; No 8, c-moll op. 110, 1960, посвящён памяти жертв фашизма и войны; No 9, Es-dur op. 117, 1964, посвящён И. А. Шостакович; No 10, As-dur op. 118, 1964, посв. M. С. Вайнбергу; No 11, f-moll op. 122, 1966, памяти В. П. Ширинского; No 12, Des-dur op. 133, 1968, посв. Д. M. Цыганову; No 13, b-moll, 1970, посв. В. В. Борисовскому; No 14, Fis-dur op. 142, 1973, посв. С. П. Ширинскому; No 15, es-moll op. 144, 1974), фп. квинтет (g-moll op. 57, 1940), 2 пьесы для струн. октета (ор. 11, 1924-25); для фп. - 2 сонаты (C-dur ор. 12, 1926; h-moll op. 61, 1942, посв. Л. Н. Николаеву), 24 прелюдии (ор. 32, 1933), 24 прелюдии и фуги (ор. 87, 1951), 8 прелюдий (ор. 2, 1920), Афоризмы (10 пьес, ор. 13, 1927), 3 фантастических танца (ор. 5, 1922), Детская тетрадь (6 пьес, ор. 69, 1945), Танцы кукол (7 пьес, без op., 1952); для 2 фп. - концертино (ор. 94, 1953), сюита (ор. 6, 1922, посв. памяти Д. Б. Шостаковича); для голоса с орк. - 2 басни Крылова (ор. 4, 1922), 6 романсов на слова япон. поэтов (ор. 21, 1928-32, посв. Н. В. Варзар), 8 англ. и амер. нар. песен на тексты Р. Бёрнса и др. в пер. С. Я. Маршака (без op., 1944); для хора с фп. - Клятва наркому (сл. В. М. Саянова, 1942); для хора a cappella - десять поэм на слова рус. революц. поэтов (ор. 88, 1951), 2 обр. рус. нар. песен (ор. 104, 1957), Верность (8 баллад на сл. Б. А. Долматовского, ор. 136, 1970); для голоса, скр., влч. и фп.- 7 романсов на сл. А. А. Блока (ор. 127, 1967); вок. цикл Из евр. нар. поэзии для сопрано, контральто и тенора с фп. (ор. 79, 1948); для голоса с фп. - 4 романса на сл. А. С. Пушкина (ор. 46, 1936), 6 романсов на сл. У. Рэли, Р. Бёрнса и У. Шекспира (ор. 62, 1942; вариант с камерным орк.), 2 песни на сл. М. А. Светлова (ор. 72, 1945), 2 романса на сл. М. Ю. Лермонтова (ор. 84, 1950), 4 песни на сл. Е. А. Долматовского (ор. 86, 1951), 4 монолога на сл. А. С. Пушкина (ор. 91, 1952), 5 романсов на сл. Е. А. Долматовского (ор. 98, 1954), Испанские песни (ор. 100, 1956), 5 сатир на сл. С. Чёрного (ор. 106, 1960), 5 романсов на слова из журн. «Крокодил» (ор. 121, 1965), Весна (сл. Пушкина, ор. 128, 1967), 6 стихотворений М. И. Цветаевой (ор. 143, 1973; вариант с камерным орк.), сюита Сонеты Микеланджело Буонарроти (ор. 148, 1974; вариант с камерным орк.); 4 стихотворения капитана Лебядкина (сл. P. M. Достоевского, ор. 146, 1975); для солистов, хора и фп.- обр. рус. нар. песен (1951); музыка к спектаклям драм. театров - «Клоп» Маяковского (1929, Москва, Т-р им. В. Э. Мейерхольда), «Выстрел» Безыменского (1929, Ленингр. TRAM), «Целина» Горбенко и Львова (1930, там же), «Правь, Британия!» Пиотровского (1931, там же), «Гамлет» Шекспира (1932, Москва, Т-р им. Вахтангова), «Человеческая комедия» Сухотина, по О. Бальзаку (1934, там же), «Салют, Испания» Афиногенова (1936, Ленингр. театр драмы им. Пушкина), «Король Лир» Шекспира (1941, Ленингр. Большой драм. театр им. Горького); музыка к кинофильмам - «Новый Вавилон» (1929), «Одна» (1931), Златые горы» (1931), «Встречный» (1932), «Любовь и ненависть» (1935), «Подруги» (1936), трилогия - «Юность Максима» (1935), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1939); «Волочаевские дни» (1937), «Друзья» (1938), «Человек с ружьём» (1938), «Великий гражданин» (2 серии, 1938-39), «Глупый мышонок» (мультфильм, 1939), «Приключения Корзинкиной» (1941), «Зоя» (1944), «Простые люди» (1945), «Пирогов» (1947), «Молодая гвардия» (1948), «Мичурин» (1949), «Встреча на Эльбе» (1949), «Незабываемый 1919-й год» (1952), «Белинский» (1953), «Единство» (1954), «Овод» (1955), «Первый эшелон» (1956), «Гамлет» (1964), «Год, как жизнь» (1966), «Король Лир» (1971) и др.; инструментовка соч. М. П. Мусоргского - опер «Борис Годунов» (1940), «Хованщина» (1959), вок. цикла «Песни и пляски смерти» (1962); оперы «Скрипка Ротшильда» В. И. Флейшмана (1943); хоров А. А. Давиденко -»На десятой версте» и «Улица волнуется» (для хора с орк., 1962). Лит. соч.: Почему «Нос»?, «Рабочий и театр», 1930, No 3; Трагедия-сатира, «Сов. искусство», 1932, 16 окт., то же, в сб.: Дмитрий Шостакович, М., 1967; Мой творческий путь, «Известия», 1935, 3 апр.; Мои ближайшие работы, «Рабочий театр», 1937, No 11; Моя Седьмая симфония, «Вечерняя Москва», 1941, 8 окт.; Воспоминания об И. И. Соллертинском, «Информационный бюллетень CК СССР», 1944, No 5-6; О подлинной и мнимой программности, «СМ», 1951, No 5; Создать классическую советскую оперу, там же, 1952, No 10; По пути народности и реализма, там же, 1952, No 11; Думы о пройденном пути, там же, 1956, No 9; Новое о Маяковском, «Литературная газета», 1956, 9 окт., то же, в сб.: Дмитрий Шостакович, М., 1967; Знать и любить музыку…, М., 1958; Страницы воспоминаний, в сб.: Ленинградская консерватория в воспоминаниях, Л., 1962; Моя Alma Mater, «CM», 1962, No 9; Из воспоминаний о Маяковском, в кн.: Маяковский в воспоминаниях современников, М., 1963; Вступительная статья, в кн.: Г. Малер. Письма, воспоминания, М., 1964, 1968; Вступительная статья, в кн.: Б. Яворский. Воспоминания, статьи и письма, т. 1, М., 1964, 1972; Как рождается музыка, «Литературная газета», 1965, 21 дек., то же, в сб.: Дмитрий Шостакович, М., 1967; Автобиография, «СМ», 1966, No 9; В 1928 году…, «Театр», 1974, No 2; Из воспоминаний [о В. Э. Мейерхольде], «СМ», 1974, No 3; Музыка и время. Заметки композитора, «Коммунист», 1975, No 7, то же, в сб.: Музыка и современность, вып. 10, М., 1976; «Ярославна», «Сов. Союз», 1975, No 9; Советская музыка в годы войны, «СМ», 1975, No 11; Воспитанник консерватории, в сб.: Г. Галынин, М., 1979; Дарить людям счастье, воспевать красоту жизни, звать на борьбу за лучшее…, «СМ», 1979, No 11; Д. Шостакович о времени и о себе, 1926-1975, М., 1980, и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ШО..

ЦЕМЛИНСКИЙ

ЦЕПНОЙ ЛАД

ЦИНГАРЕЛЛИ

ЦИНГАРЕСКА

ЦУГТРОМБОН

ЦЫДЫНЖАПОВ

ЧАЙКОВСКИЙ

ЧАНГ-КОБУЗ

ЧАНГАЛОВИЧ

ЧЕРКАССКАЯ

ЧЕРКАССКИЙ

ЧУ ВЭНЬЧУН

ЧЫРГАЛ-ООЛ

ШАБЕЛЬСКИЙ

ШАПОШНИКОВ

ШЕНДЕРОВИЧ

ШКАРОВСКИЙ

ШЛАКОВСКАЯ

ШНАЙДЕРХАН

ШТЕЙНПРЕСС

ШТЕФЭНЕСКУ

ШТОГАРЕНКО

ШТОКХАУЗЕН

ШУЛЕПНИКОВ

ЭЙХЕНВАЛЬД

ЭКСКУЗОВИЧ

ЭКСПОЗИЦИЯ

ЭЛЕКТРОФОН

ЭЛЬМЕНДОРФ

ЭНАРМОНИКА

ЭНИГЭРЕСКУ

ЮОЗАПАЙТИС

ЮРАСОВСКИЙ

ЯМПОЛЬСКИЙ

ЯРОВИНСКИЙ

ЯРОШЕВСКИЙ

Музыкальный словарь ver16