на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ШРЕКЕР (Schreker) Франц (23 III 1878, Монако - 21 III 1934, Берлин) - австрийский композитор и дирижёр. Композиции учился в Вене у Р. Фукса и Г. Греденера. В 1908 основал Филармонич. хор, с 1912 преподавал композицию в Венской академии музыки и сценич. искусства, с 1920 - директор Высшей школы музыки в Берлине, с 1932 руководил классом высшего мастерства (композиция) в Прусской академии искусств. Среди учеников - Э. Кшенек, К. Ратхауз, А. Хаба. Известен гл. обр. как оперный композитор, наибольшее признание получила его опера «Дальний звон» (пост. 1912, Франкфурт-на-Майне), шедшая на многих сценах европ. театров (в т. ч. в Ленинграде в 1925, дирижировал автор). Либретто опер Ш. отмечены чертами эротики и натурализма. Вместе с тем мелодика их вок. партий напевна, гармонич. язык ярок, красочен, оркестровка в традициях позднего романтизма и импрессионизма. В 1933 фашистское руководство отстранило Ш. от занимаемых им должностей, и его смерть явилась следствием психич. потрясения.
Соч.: оперы - Пламя (Flammen, 1902, Вена), Дальний звон (Der ferne Кlang, 1912, Франкфурт-на-Майне), Игрушка и принцесса (Das Spielwerk und die Prinzessin, 1913, Вена; 2-я ред. 1920, Мюнхен), Отмеченные (Die Gezeichneten, 1918, Франкфурт-на-Майне), Искатель кладов (Der Schatzgräber, 1920, Франкфурт-на-Майне), Иррелоэ (1924, Кёльн), Поющий чёрт (Der singende Teufel, 1928, Берлин), Кузнец из Гента (Der Schmied von Gent, 1932, Берлин), Христофор (1932, Фрейбург); балеты - День рождения инфанты (Der Geburtstag der Infantin, пантомима, 1908, Вена; 2-я ред. 1923, под назв. Испанский праздник - Spanisches Fest), Ветер (Der Wind) и Рококо (1908, Вена); для хора и орк.: Лебединая песнь (Schwanengesang, после 1902); для орк. - Ноктюрн (Nachtstuck), Интермеццо (для струнных); симф. увертюра (для орк. и органа); для камерного орк. - маленькая сюита (1916), камерная симфония для 23 солирующих инструментов (1929), Andante; песни с орк. на стихи У. Уитмена (1929); Ave Maria (для голоса и органа), песни.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь