на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ШРИ-ЛАНКИ МУЗЫКА. Муз. культура Шри-Ланки имеет древние традиции. Подъём нац. культуры наблюдался в 15 в., когда на территории острова образовалось 3 крупных гос-ва: сингальские - Котте (на западе и юго-западе), Канди (в центр. областях), тамильское - Джафна (на севере). К этому времени начали складываться важнейшие нац. муз. жанры, стили, формы. Наиболее характерные особенности Ш.-Л. м. проявляются в искусстве сингалов, составляющих осн. население страны. В течение неск. веков их музыка находилась под влиянием юж.-инд. муз. культуры. У сингалов инстр. музыка доминирует над вокальной. В их муз. инструментарии гл. роль принадлежит ударным и духовым. Семейство барабанов бера насчитывает 5 разновидностей (различаются формой, размерами), которые часто объединяются в ансамбли. Менее распространён барабан удекки. Популярны также пантеру (кольцо с укреплёнными на нём медными колокольчиками) и медные тарелочки талампот. Из духовых известны местная разновидность гобоя - хоранеуа, морские раковины разл. формы и размеров - хагедия. Раковины используются как сигнальные инструменты, иногда в инстр. ансамблях (напр., с бера), в некоторых ритуалах. В культовом музицировании широко применяется ансамбль нагасиннам (неск. хоранеуа с барабанами). Ведущее положение в муз. искусстве сингалов занимает танец, который является неотъемлемой частью нац. празднеств, религ. церемониалов, храмовых процессий, а также театр. представлений. В центр. областях страны популярны т. н. кандийские танцы, из которых наиболее известны удекки, пантеру (назв. их происходит от инструментов, под аккомпанемент которых они исполняются). В удекки танцующие достигают необыкновенной синхронности движений. В южных и западных районах Шри-Ланки преобладают танцы, связанные с повседневной жизнью, - рухуну, многие из них изображают повадки животных, птиц, напр. танцы слонихи, павлина и др. Рухуну зачастую сопровождаются пением. Мелодика этих напевов богато орнаментирована, сольное пение чередуется с унисонным хором. На Юге известны также символич. танц. сцены, основанные гл. обр. на сюжетах из мифологии, напр. «Нага и Гурула» (Нага - кобра, олицетворяющая зло, Гурула - орёл, символизирующий добро). Для песен сингалов типичны короткие мелодич. фразы, нисходящее движение мелодии. Лады песен (4-, 5-, 6-тоновые) родственны некоторым юж.-индийским. Манера пения характеризуется интенсивной вок. «вибрацией» и глиссандированием. Сольное пение обычно сопровождается игрой на ударных инструментах, реже хором (преим. женским; хор. партия то накладывается на партию солиста, то звучит попеременно с ней), иногда аккомпанемент вообще отсутствует. Среди песен - традиц. церемониальная «Сабде пуджа», трудовые «Шив-пада», популярные танц. песни, напр. «Гахака ваннама» (сопровождает танец, подражающий движениям слонихи, символизирующей у сингалов жен. грацию) и др. Существ. пласт муз. культуры Шри-Ланки составляет религ. музыка. При определяющем значении буддизма немалую роль в формировании традиц. культуры сыграли древние религ. верования (тотемистические, анимистические и др.), под влиянием которых у некоторых групп населения сложились обряды, связанные с верой в демонов, злых и добрых духов. Особая роль в этих обрядах отводится танцам, посв. определ. демонам и называемым европейцами «дьявольскими». Они исполняются под аккомпанемент ударных, среди которых ведущим является двусторонний барабан. Ныне «дьявольские» танцы входят в традиц. театр. представления, популярные среди населения Шри-Ланки. В традиц. театре существ. роль принадлежит музыке: действие перемежается пением и танцами. Проникновение на Цейлон португальцев (16 в.), голландцев (17 в.), а затем англ. колонизация вызвали значит. ослабление местных культурных традиций. С приходом европейцев получили распространение новые песенные жанры, такие инструменты, как гитара, позднее - скрипка, фп. Возникли новые формы муз. жизни (напр., камерные концерты), гл. обр. у некоренного населения страны. Особое значение приобрела христ. церк. музыка, с которой была связана новая для муз. культуры страны манера хор. пения. Завоевание независимости (1948; в 1972 провозглашена Республика Шри-Ланка) дало мощный импульс развитию социальной и культурной жизни. Деятельность муз. уч. заведений и художеств. коллективов координируется Мин-вом культуры. Совет по вопросам культуры и Департамент по делам культуры в качестве основной выдвинули задачу сохранения и изучения нац. искусства. Этими же проблемами занимается Ин-т сингальской культуры, при котором функционирует оркестр «Сангита паришадайя» (рук. П. В. Нандасари). Особенно интенсивна муз. жизнь Коломбо, где выступают разл. муз. коллективы, в т. ч. ансамбли, исполняющие традиц. музыку, - «Синхала сангита сангамайя» (рук. У. Б. Макуллолува), «Сайва Мангайяр Калагам» (рук. П. С. Мани Айенгар), ансамбли смешанного типа - «Сангита манджария» (рук. П. Кемадаса), «Пансилу Сандхвани» (рук. Л. Эдирисингхе); симф. оркестр Шри-Ланки (рук. Э. де Фонсека), в репертуаре которого преобладают произв. зап.-европ. классиков. Среди композиторов Шри-Ланки - П. Кемадаса (автор «Сингальской новогодней» и «Морской» симфоний; в 1975 посетил СССР), П. Дунстан де Силва, В. Д. Амарадева (авторы музыки известного балета «Вишвави-мукти»), а также Джаяратна, С. Шанти. Мн. из них, основываясь в своём творчестве на нац. материале, используют зап.-европ. технику композиции. Появились свои исполнит. кадры: междунар. признание завоевала пианистка М. Пирис, популярны в стране исполнители сингальских традиц. песен - Судерис, Джайятура, Гуния, Поденерис, а также барабанщик Пула. Большое внимание уделяется муз. образованию. В 1953 в Коломбо осн. Гос. колледж изящных искусств, где преподаются муз. предметы и танец. Позднее открылся Правительств. муз. колледж, из студентов которого создан Сингальский оркестр ориентальной музыки (рук. Б. С. Виджератна). При университете Шри-Ланки существует школа танца. Пропаганду нац. искусства ведут танц. ансамбли. С 1973 выступают Нац. ансамбль танца (рук. П. Бхарата; в 1974 гастролировал в СССР), с сер. 70-х гг. - танц. ансамбль, в составе которого представители потомственных семей танцоров (рук. У. Б. Макуллолува; гастролировал в СССР в 1976). Важная роль в распространении муз. культуры принадлежит Радиовещат. корпорации. При ней функционируют 2 оркестра - сингальской музыки и тамильской музыки. Влияние совр. коммерч. искусства привело к появлению в Шри-Ланке эстр. музыки, что зачастую сопровождается превращением в шлягеры мн. традиц. песен (обработки для голоса в сопровождении электрогитар, ударных и т. п.). В 60-70-х гг. расширились культурные связи Шри-Ланки с др. странами, в т. ч. с СССР.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь