на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ШТОКХАУЗЕН (Stockhausen) Карлхайнц (р. 22 VIII 1928, Мёдрат, близ Кёльна) - немецкий композитор, пианист, дирижёр, муз. писатель и педагог (ФРГ). В 1947-1951 занимался в кёльнской Высшей муз. школе по классу фп. у X. О. Шмидт-Нойхауза, по муз.-теоретич. предметам - у Г. Шрёдера. Одноврем. изучал философию, филологию и музыковедение в Кельнском университете. Брал уроки композиции у Ф. Мартена, в 1951 учился на Дармштадтских курсах совр. музыки, в 1952 - в Парижской консерватории у О. Мессиана (муз. анализ и муз. эстетика). В 1954-56 прошёл курс фонетики, теории информации и коммуникативных исследований в Боннском университете. С 1953 сотрудник Студии электронной музыки Кёльнского радио (с 1963 руководитель). В 1954-59 выступал на страницах журн. «Die Reihe» (Вена) с работами, посв. серийной и электронной музыке. С 1953 доцент Дармштадтских курсов, вёл курс композиции в ряде университетов США. В 1963-68 рук. основанных им Курсов новой музыки (Кёльн), а также междунар. группы исполнителей электронной музыки. В 1971-77 профессор кёльнской Высшей муз. школы. С 1958 выступает как дирижёр, пианист и звукорежиссёр с исполнением собств. соч. в разл. странах. Ш. - один из наиболее влиятельных представителей совр. муз. авангардизма. Уже в первых своих соч. («Перекрёстная игра», «Контрапункты») он отходит как от тонального мышления, так и от серийной техники, выдвинув на передний план муз.-акустич. задачи. Ш. проводит эксперименты с движущимися источниками звука, пытаясь утвердить независимость и эстетич. самоценность отд. параметров муз. звука (тембр, высота, длительность звучания). Гл. целью своих композиций считает «объединение звуков», в котором доминирующую роль играет алеаторное (см. Алеаторика) распределение муз. элементов. Ш. широко пользуется приёмами коллективной исполнительской импровизации с привлечением разнообразной технич. аппаратуры. В своих соч. добивается пространственно-звуковых эффектов, иногда грубо натуралистических, чаще - окрашенных в фантастич. звуковые «цвета». Тяготеющее к «космической мистериальности» творчество Ш. представляет собой в большой степени результат его рационалистич. концепций, в основе которых лежат философские, психологич., медицинские, муз.-технологич. задачи. Нек-рые произв. получили сценич. интерпретацию в качестве балетных или вок.-танц. пост. («Гимны» и др.). Во франц. городе Экс-ан-Прованс Междунар. центром по изучению совр. музыки с 1977 проводятся семинары «Музыка Ш.» (худ. рук. К. Самюэль). В 1978 в итал. городах Брешиа и Бергамо состоялся 1-й Междунар. конкурс композиторов имени Ш. Лит. соч.: Texte, Bd 1-Texte zur elektronischen und instrumentalen Musik…, Кцln, 1963, Bd 2 - Texte zu eigenen Werken. Zur Кunst Anderer. Aktuelles…, Кцln, 1964, Bd 3 -Texte zur Musik 1963-1970…, Кцln, 1971, Bd 4 - Texte zur Musik 1970-1977…, Кцln, 1978; Сott J., [Stockhausen К.], Conversations with the composer, N. Y., 1973.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь