на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ШТОЛЬЦ (Stoltz) Розина (наст. имя и фам.- Викторина Ноэль, Noel) (13 II 1815, Париж - 30, по др. данным 28 VII 1903, там же) - французский певица (меццо-сопрано). Пению обучалась в муз. школе А. Э. Шорона («Школа классической и духовной музыки») в Париже. Под разными именами выступала с 1829 в концертах, в 1831-32 - на оперных сценах в Брюсселе, Спа, Антверпене, в 1833-34 - в Амстердаме и Лилле. В 1834 в Антверпене с огромным успехом исполнила партию Алисы в опере «Роберт-Дьявол», в 1836 в Брюсселе - партию Рахили в опере «Дочь кардинала» Галеви (одна из лучших в её репертуаре). В 1837-47 была одной из ведущих певиц театра «Гранд-Опера» (дебютировала под именем Розины Ш.); участвовала в первых пост. опер «Бенвенуто Челлини» Берлиоза (1838), «Озеро фей» Обера (1839), «Фаворитка» Доницетти (1840), «Королева Кипра» («Царица Кипрская», 1841), «Карл VI» (1843) Галеви и др. С 1847 выступала в разл. городах Франции. В 1854-55 снова пела в «Гранд-Опера». Как оперная и конц. певица гастролировала в 1850-59 в Лисабоне, Вене, Турине, Гааге и др. В 1860 ушла со сцены, продолжала конц. деятельность. Ш. вошла в историю оперного театра как одна из наиболее ярких представительниц романтич. школы 30-40-х гг. 19 в., способствовавших утверждению на сцене жанра франц. большой оперы. Обладала голосом обширного диапазона с тёплыми, насыщенными, бархатистыми низами, полнозвучным средним регистром и звонкими, полётными верхними нотами, редким драм. талантом, прекрасной внешностью. Высокое меццо-сопрано позволяло Ш. с одинаковым успехом исполнять и партии драм. сопрано (напр., Валентины в «Гугенотах» Мейербера и Семирамиды в «Семирамиде» Россини). Её пение отличалось необычайной выразительностью, точностью фразировки. Иск-во Ш. высоко ценили Дж. Россини, Г. Берлиоз (упоминает Ш. в своих «Мемуарах»), Г. Доницетти, написавший специально для Ш. партию Леоноры в опере «Фаворитка».

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь