на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ШУЛЬГОФ (Schulhoff) Эрвин (8 VI 1894, Прага - 18 VIII 1942, концентрационный лагерь Вюльцбург, Бавария) - чеш. композитор и пианист. С 7-летнего возраста учился игре на фп. у Й. Кана в Пражской консерватории, затем брал уроки у В. Терна в Вене (1906-1908), занимался у Р. Тейхмюллера (фп.), С. Креля и М. Регера (композиция) в Лейпцигской консерватории (1908-10), у Л. Удзнелли, К. Фридберга и Ф. Штейнбаха (фп.) и Бёльше (композиция) в Кёльнской консерватории (1911-14). В 20-е гг. концертировал как пианист в Чехословакии, Германии, Великобритании, Франции; исполнял произв. чеш. композиторов того времени (в т. ч. четвертитоновую музыку А. Хабы на специально сконструированном им фп.), а также чеш. и зап.-европ. классику. Выступал по чеш. Радио в фп. дуэте с О. Летфусом, с 1935 работал на Радио в Праге. В 1929-31 преподавал в Пражской консерватории чтение партитур (в т. ч. образцов четвертитоновой музыки). В творч. эволюции прошёл путь от позднего импрессионизма до экспрессионизма и неоклассицизма. Соч. Ш. технически сложны, отличаются чёткостью ритмов и яркостью красок. Участник 1-й мировой войны 1914-18, Ш. отразил свои чувства, связанные с нею, в симфонии «Человечество», посв. К. Либкнехту. Тяготение к гротеску, поиски форм и средств выразительности, наиболее соответствующих, по представлению Ш., напряжённому ритму жизни 20 в., привели его на нек-рое время к использованию приёмов джазовой музыки (свои небольшие фп. пьесы, в которых претворял стилистич. черты джаза, подписывал псевдонимом Гануш Пётр - Hanus Petr; среди них - 5 этюдов, 1926, и цикл «Hot music» - 10 синкопированных этюдов для фп., 1928, блюзы и др.). Создал также джаз-ораторию «Королевский дуб» («Royal oak», 1930). Написал «Новую школу беглости для джазовых пианистов» («Neue Schule der Geläufigkeit für den Jazzpianisten»). В 20-х гг. произв. Ш. исполнялись на всех междунар. фестивалях совр. музыки (в Зальцбурге, 1924; Венеции, 1925; Женеве, 1929; Оксфорде, 1931). Изменившееся под влиянием революц. идей мировоззрение Ш. обусловило новые формы выражения, о чём свидетельствуют кантата «Манифест» на текст «Коммунистического манифеста» (по К. Марксу, 1932), цикл революц. песен «1917» (1933) и др. соч., рукописи которых Ш. позднее переслал в СССР (дважды был в СССР, в т.ч. на Междунар. конференции революц. музыкантов в 1933), а также симфонии Ш., созданные в последние годы жизни: 4-я (1937), посв. борцам за свободу республиканской Испании, 6-я, «Симфония свободы» (1941), посв. Красной Армии, 7-я, «Героическая» (не окончена) (1941). Наброски финала 7-й и эскизы 8-й симфоний Ш. записал в концентрационном лагере, где и умер; в 1-й части последнего соч. использована массовая песня Ш. на собств. текст, в которой выражена вера в справедливость и правое дело коммунизма. Наибольшую художеств. ценность представляют фп. произв. Ш. Ему принадлежат обработки чеш. нар. песен для голоса с фп. Б. ч. соч. Ш. не издана.
Соч.: опера (муз. трагикомедия) Пламя (Flammen, 1928; Брно, 1932); балеты - мистерия Огелала (Ogelala, Дессау, 1925), музыка к «Мещанину во дворянстве» Мольера (Прага, 1926, на её основе орк. сюита), тани. гротеск Женщина-лунатик (La Somnambule, 1925; Оксфорд, 1931); кантата для хора и орк. Манифест (Das Manifest, по К. Марксу, 1932, исп. в 1962, Прага), джаз-оратория (Н. М. S. Royal Oak, 1930); для орк. - 8 симфоний (1925, 1932, 1935, 1937, 1938; 6-я, Симфония свободы - Symfonie svobody, 1941; 7-я, Героическая - Eroica, 1941, не закончена; 8-я, 1942, эскизы); 2 симф. поэмы - Пейзажи (Landschaften, 1918) и Человечество (Menschheit, 1919), увертюры - Весёлая (Lustige Ouvertüre, 1913), Праздничная (Slavnostnн predehra, 1929), серенада (1914), Вариации на собств. 8-тактную тему (1919); для инструмента с орк. - концерты: 2 для фп. (1913; 1923, с малым орк.), двойной концерт для флейты и фп. со струн. орк. и 2 валторнами (1927), концерт для струн. квартета с дух. орк. (1930); камерно-инстр. ансамбли - сонаты с фп.: для скр., флейты, альт-саксофона, дуэт для скр. и влч., 2 струн. квартета (1924, 1925), струн. секстет (1924); для фп. - 4 сонаты (1918, 1924, 1926, 1927), 3 сюиты (3-я для левой руки, 1926), Остинато (6 пьес, 1923); песни.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь