на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ШУМАН (Schumann) Роберт Александер (8 VI 1810, Цвиккау - 29 VII 1856, Эндених, близ Бонна, похоронен в Бонне) - немецкий композитор и муз. писатель. Род. в семье книгоиздателя. Уже в детстве Ш. проявил разнообразные художеств. дарования, соединённые с настойчивым трудолюбием. Он сочинял стихи, пьесы, переводил на нем. яз. произв. антич. классиков; в 15 лет создал кружок для изучения отечеств. литературы. В 7-летнем возрасте пытался сочинять танц. пьесы для фп., а в 13 лет с успехом выступал как пианист на школьных вечерах. По настоянию матери Ш. избрал карьеру юриста. С 1828 он студент Лейпцигского университета и одноврем. ученик известного фп. педагога Ф. Вика. С 1829 - в Гейдельбергском университете. Изучая юриспруденцию, Ш. все более интересовался музыкой и литературой. На домашних вечерах у А. Ф. Ю. Тибо, профессора права и просвещённого любителя музыки, он познакомился с произв. композиторов-классиков, в частности с ораториями Г. Ф. Генделя. Сильное впечатление произвела на него игра Н. Паганини, которого он услышал в 1830 во Франкфурте-на-Майне. В качестве пианиста Ш.-студент привлёк к себе живой интерес гейдельбергской публики. Преодолев упорное сопротивление матери и братьев, считавших артистич. карьеру крайне рискованной, Ш. целиком посвятил себя музыке. В 1830 он возвратился в Лейпциг. Параллельно с занятиями у Вика Ш. около года изучал муз.-теоретич. предметы под рук. композитора и дирижёра Г. Дорна. Применив механич. приспособление для ускорения тренировки пальцев, Ш. повредил правую руку; лечение оказалось безуспешным. Так навсегда разрушилась мечта Ш. о деятельности артиста. Но в 30-е гг. во всём своём богатстве раскрылся его композиторский гений. Одно за другим появляются его лучшие произв. для фп. В апр. 1834 начал выходить основанный Ш. журн. «Neue Zeitschrift für Musik», орган молодого прогрессивного направления в нем. музыке. Круг друзей и единомышленников, объединившихся вокруг журнала и его руководителя, Ш. назвал «Давидсбундом» (по имени библейского царя-песнопевца, победившего филистимлян). В сер. 1830-х гг. участниками шумановского кружка в Лейпциге были пианист и композитор Л. Шунке, пианист Ю. Кнорр, дирижёр Ф. Штегмайер, поэт Э. Ортлепп и др. По словам Ш., «Давидсбунд» был более всего «духовным, романтическим союзом», и бюндлерами он охотно называл всех, в ком чувствовал дух смелых, благородных исканий (в частности, Ф. Шопена, Г. Берлиоза, Ф. Мендельсона). Ко 2-й пол. 1830-х гг. относится напряжённая борьба Ш. за право соединить свою судьбу с Кларой Вик, ярко одарённой пианисткой, дочерью и ученицей Вика. Отец Клары, опасавшийся материальной необеспеченности Ш., согласился на их брак лишь после решения суда, которое вступило в силу в 1840. Этот год ознаменован в жизни Ш. особенно большим творч. подъёмом. Он принёс св. 100 вок. произв. и среди них - крупнейшие творч. достижения композитора в данной области. В 1840-50-е гг. рамки творчества Ш. расширяются: создаются симфонии, камерные ансамбли, возникают проекты разл. опер (окончена лишь «Геновева»). С 1843 Ш. нек-рое время преподавал в созданной усилиями Ф. Мендельсона Лейпцигской консерватории (классы фп., сочинения и чтения партитур). Вместе с женой Ш. предпринял ряд конц. поездок; наиболее длительной и богатой впечатлениями была их поездка весной 1844 в Россию, где в среде петерб. и моск. любителей музыки композитор встретил тёплый приём и чуткое понимание. В кон. 1844 Ш. с семьёй переселился в Дрезден, в 1850 - в Дюссельдорф. В этих городах наряду с композиторской деятельностью Ш. руководил хор. коллективами, дирижировал симф. оркестрами. С кон. 1840-х гг. постепенно обострилась давно тревожившая Ш. психическая болезнь. Периоды творч. активности сменяются тяжёлой депрессией. 27 февр. 1854, движимый безотчётным страхом, Ш. бросился в Рейн, его спасли рыбаки. Последние два года жизни композитор находился в психиатрич. лечебнице доктора P. Рихарца в Энденихе. Ш. - один из самых ярких представителей прогрессивного романтич. искусства 19 в. (см. Романтизм). Во многом родственное поэзии Г. Гейне, творчество Ш. было антитезой атмосфере мещанской Германии 20-х - 40-х гг. 19 в. Бросая вызов этому царству духовной нищеты, оно звало в мир высокой человечности, воспевало богатство, красоту и силу чувства. Нетерпеливая страстность и гордая мужественность, тонкий лиризм, капризная изменчивость нескончаемого потока впечатлений и мыслей - таковы наиболее характерные черты музыки Ш. 1830-е гг. - время первого расцвета его творчества. С ним связано создание лучших фп. произв. Ш. Их бульшая часть - циклы миниатюр лирико-драм., изобразит. или «портретного» жанров. Один из самых типичных - «Карнавал» (1835). В основе этой сюиты лежат 3 родственных мотива; буквенное обозначение звуков мотивов составляет название чеш. городка Аш, где жила увлекавшая в то время Ш. пианистка Эрнестина фон Фриккен (Asch - as-c-h или a-[e]s-c-h или [e]s-c-h-a); из тех же обозначений можно было извлечь первые буквы фамилии композитора (Snh). Мотивы «Карнавала» получали т. о. импонировавший композитору-романтику скрытый символич. смысл, обладая вместе с тем и богатой чисто муз. выразительностью. В сюите перед слушателями пёстрой чередой проходят праздничные сценки, танцы, маски (Пьеро, Арлекин, Коломбина, Панталоне, «Танцующие буквы»). Два контрастных романтич. вальса рисуют «Кьярину» (Клару Вик) и «Эстреллу» (Эрнестину фон Фриккен). В отд. пьесах даны портреты выдающихся муз. современников автора - Паганини и Шопена, а также два автопортрета, представленные в лицах Флорестана и Эвсебия (олицетворение двойственности его натуры). Финальный «Марш давидсбюндлеров против филистеров» - муз.-драматургич. и идейная кульминация всего цикла, выражение неукротимой энергии и силы романтич. души. По содержанию и по форме к «Карнавалу» ближе всего «Бабочки» (1831). Этот цикл навеян сценой маскарада из романа «Юношеские годы» любимого писателя Ш. - Жан Поля. Всегда свойственный Ш. интерес к причудливо контрастному и многообразному отражению жизни с особой наглядностью выражен в финальной пьесе «Бабочек»; здесь примитивное соединено с возвышенным: тема романтич. вальса звучит вместе со старомодным и глуповато-смешным «Гросфатером». В цикле «Давидсбюндлеры» (1837) контрасты настроений,- то бурно романтических или шутливых, то нежно мечтательных,- автор связывает с именами Флорестана и Эвсебия. Аналогич. сопоставления образуют драматургич. основу «Крейслерианы» (1838). Этот цикл из восьми «фантазий», названный так по имени героя Э. Т. А. Гофмана, - «безумного капельмейстера» Иоганнеса Крейслера, - принадлежит к числу самых вдохновенных произв. Ш. Композитор не стремился проиллюстрировать творения писателя, он создал лишь их муз. аналог: мир, в котором царит высшая романтич. интенсивность душевной жизни. Популярнейший из вариационных циклов Ш. - «12 симфонических этюдов» (1-я ред. 1837; 2-я ред. 1852) - написан на тему (вероятно, народную по происхождению), заимствованную у музыканта-любителя И. фон Фриккена (приёмного отца Эрнестины). О развитии этой темы в «12 симфонических этюдах» Ш. писал: «Я очень хотел бы постепенно возвысить траурный марш до величавого победного шествия и тем самым внести некоторый драматический интерес» (Письма, т. 1, М., 1970, с. 237). Название цикла отразило стремление автора передать средствами фп. некоторые элементы орк. звучности. Типично шумановские настроения страстной тоски, драматизма, героич. порыва отражены в его 3 фп. сонатах (No 1, 1835; No 2, 1835, новый финал - 1838; No 3, с темой из Andantino Клары Вик, 1836) и 3-частной фантазии C-dur (1838). Наряду с большими и сложно построенными композициями Ш. создал ряд фп. сюит и сборников разнохарактерных пьес. Таковы «Фантастические пьесы» (1837), куда входят классич. образцы шумановской программной миниатюры - «Вечером» («Des Abends»), «Ночь» («In der Nacht», автор связывал эту пьесу с легендой о Геро и Леандре, изложенной в «Героидах» Овидия), «Порыв» («Aufschwung»), «Почему?» («Warum») и др., а также «Детские сцены» (1838), «Лесные сцены» (1849), «Альбом для юношества» (1848). В связи с последним, педагогическим по направленности сборником возникло собрание шумановских афоризмов «Жизненные правила для музыкантов» («Musikalische Haus- und Lebensregeln»). В своём вок. творчестве Ш. развил шубертовский тип лирич. песни. В тонко разработанном рисунке сольной партии и в сопровождении песен Ш. запечатлел и детали настроений, и поэтич. подробности текста, и интонации живой речи. Значительно возрастает у Ш. роль фп. сопровождения, дающего богатую нюансировку образа и нередко досказывающего содержание песни. Один из самых выдающихся вок. циклов Ш. - «Любовь поэта» на стихи из «Лирического интермеццо» Г. Гейне (1840). Бесконечно разнообразны эмоциональные оттенки, выраженные в 16 песнях этого цикла: бурные взрывы тоски («Если б цветы угадали»), грустная красота воспоминаний, ласковая умиротворённость («Слышу ли песни звуки», «Я утром в саду встречаю»), моменты глубокого трагизма («Я не сержусь», «Во сне я горько плакал») и столь близкая Ш., чисто гейневская ирония («Вы, злые, злые песни»). В цикле «Любовь и жизнь женщины» на стихи А. Шамиссо (1840) находят отражение события общечеловеческой повседневности: девическая влюблённость, радость замужества, радость первого материнства, наконец, обыденная драма смерти. Но в простых картинах «из жизни» переданы душевное богатство, сложность и тонкость психологич. состояний. Разнообразные по содержанию песни входят в циклы «Мирты» на стихи Ф. Рюккерта, И. В. Гёте, Р. Бёрнса, Г. Гейне, Дж. Байрона и др. (1840), «Круг песен» на стихи Й. Эйхендорфа (1840). Лирика нередко соединяется в песнях Ш. с поэзией природы и с фантастикой. Характерны в этом отношении «Лунная ночь», «Весенняя ночь», «Сумерки» из «Круга песен»; здесь же песня «Встреча в лесу» - типичная для нем. романтиков сцена ночной встречи заблудившегося охотника с рейнской русалкой Лорелеей. В вок. балладах и в песнях-сценах Ш. затронул весьма широкий круг сюжетов: темы сильной страсти с роковым исходом («Братья-враги», ор. 49 No 2, на сл. Г. Гейне), отвергнутой кроткой любви («Музыкант», ор. 40 No 4, на сл. X. К. Андерсена; «Бедный Петер», ор. 53 No 3, на сл. Гейне), обманчивых счастливых ожиданий («Сон матери», ор. 40, No 2, на сл. Андерсена). Яркий образец гражд. лирики Ш. - широко известная баллада «Два гренадера» (ор. No 49 No 1, на сл. Гейне). Нек-рые из шумановских баллад представляют собой широко развёрнутые вок.-инстр. композиции («Невеста льва», ор. 31 No 1, на стихи А. Шамиссо; «Перчатка», ор. 87, на сл. Ф. Шиллера). Многие песни Ш. - простые сценки или портретные зарисовки из быта, музыка их очень близка к нем. нар. песне («Воскресный день на Рейне», ор. 36 No 1, на сл. Р. Райника; «Народная песенка», ор. 51 No 2, на сл. Ф. Рюккерта). Оратория «Рай и Пери» (1843) написана на сюжет одной из частей «восточного романа» Т. Мура «Лалла Рук». В драм. эпизодах этой оратории, так же как и в «Сценах из Фауста» по Гёте (1853), Ш. близко подошёл к осуществлению своей давней мечты о создании оперы. В основу его единств. оперы «Геновева» (1848) легла ср.-век. легенда, получившая отражение во франц. и нем. литературе (либретто по пьесам Ф. Хеббеля и Л. Тика написано Р. Райником совм. с композитором). Стремясь углубить содержательность и усилить муз. сценич. целостность своего оперного произв., Ш. во многом приближался к формировавшимся уже в то время идеалам Р. Вагнера. Одной из крупных творч. удач композитора явилась его музыка к драм. поэме «Манфред» Дж. Байрона (1849, увертюра и 15 муз. номеров - вок. ансамбли, хоры и мелодекламации). В 4 симфониях Ш. господствуют светлые, жизнерадостные настроения. Преобладающее место занимают эпизоды песенного, танц., лирически-картинного характера. В симфонии No 1 (т. н. Весенняя, 1841) дана ликующая картина пробуждения природы. Мотивы борьбы и торжества человеческой воли стали осн. содержанием симфонии No 2 (1846). Самая монументальная из симфоний Ш. - No 3 (т. н. Рейнская, 1850) несомненно связана с личными впечатлениями композитора от любимого «старого Рейна». Великая река для Ш. - прежде всего дух родины, пафос её нац. жизни. Более лирична симфония No 4 (1841, 2-я ред. 1851), к-рую завершает праздничный финал. В жанре инстр. концерта вершиной творчества Ш. является концерт для фп. (1845). Наиболее яркая и широко развёрнутая 1-я часть этого цикла (Allegro affetuoso) вначале проектировалась композитором как самостоят. одночастное произв. под назв. «Фантазия»; позднее к ней были присоединены медленное Интермеццо и бравурный финал. Среди многочисл. камерно-инстр. ансамблей Ш. особенно популярен фп. квинтет (1842), одинаково выдающийся и по глубине мыслей и по совершенному мастерству; 2-я часть квинтета - одно из величайших в мировой муз. классике воплощений мужественной, гражд. скорби. Стиль Ш. тесно связан с нем. нар.-бытовым искусством, с традициями отечеств. и мировой муз. классики. При этом Ш. не свойственно было пассивное следование традициям; он вошёл в историю музыки как один из смелых новаторов. Две главные задачи лежали в основе стилистич. исканий Ш. Он стремился, во-первых, зафиксировать единичное, т. е. запечатлеть характерное, неповторимое своеобразие отд. факта или впечатления; во-вторых, с новой полнотой и непосредственностью передать общее, иначе говоря, воплотить жизненный процесс со всеми его контрастами, явными и скрытыми связями, с его прихотливо сложной «драматургией». Особенно типична для Ш. сюита «сквозного строения». В такого рода циклах миниатюр важен сжато выраженный индивидуальный характер каждой пьесы («портрет», сценка, эмоциональная реакция), но в неменьшей степени - и способы соединения пьес. Объединяющую роль часто играет принцип рондо. Своеобразие рондообразных композиций Ш. в том, что функция рефрена присваивается то одному, то другому тематич. эпизоду и изложение приобретает романтически непринуждённый характер («Blumenstück», Hoвелетта No 6). Нередко родство сопоставляемых пьес или эпизодов достигается с помощью варьирования; так вырабатывается характерная для Ш. сюитно-вариационная форма. Ш. в значит. мере обогатил вариационную технику, создав новые разновидности т. н. «свободных вариаций». В процессе развития тема коренным образом меняет свой первоначальный облик, чередуется или сплетается с новым, порой контрастным тематич. материалом («Симфонические этюды»). В некоторых произв. Ш. реформировал тип исходной темы. Роль темы выполняет не законченная муз. мысль, но некий «эскиз» или фрагмент, который заключает в себе лишь отд. выразит. интонации, используемые далее в разл. пьесах цикла («Карнавал», «Давидсбюндлеры»). В цикле «Крейслериана» отсутствует даже эскизное изложение исходной мысли, но тематич. материал всех частей обнаруживает глубокое родство. В трактовке сонатной формы Ш. стремился к цели, родственной его «сквозным сюитам»: создать одноврем. впечатление множества и единства. Возрастают количество и образная контрастность вводимых в сонатный цикл самостоят. тематич. разделов, вместе с тем эти разделы возникают как свободная трансформация некоторых исходных муз. мыслей (соната No 3, часть 1; Фантазия ор. 17, часть 1). Всё это достигается взаимопроникновением принципов сонатного Allegro, рондо и темы с вариациями. Композитор стремился к «сквозному» использованию некоторых тем в разных частях цикла (фп. квинтет, симфония No 2). Предусматривая возможность исполнения всех или некоторых частей без перерыва, Ш. близко подошёл к созданию одночастной романтич. поэмы (симфония No 4, концерт для фп. с оркестром, концерт для скрипки с оркестром). Мелодич. стиль Ш. определяется стремлением композитора к резко выраженной индивидуализации образа. «Зерно» мелодии обладает у Ш. большой интонационно-ритмич. характерностью, что делает активным не только начало, но и развитие мелодич. мысли. Инерция мелодич. движения преодолевается с помощью мн. общеромантич. приёмов. Особенно были любимы композитором приёмы маскировки мелодич. рисунка: мелодия, то выплывая из аккомпанирующей фигурации, то вновь скрываясь в ней, как бы живёт особой жизнью. В создании шумановского характерного тематизма велика роль гармонии. Подобно др. романтикам, композитор охотно соединял аккордовые звуки с неаккордовыми. Всегда сообразуясь с классич. нормами голосоведения, Ш. вместе с тем подчёркивал специфич. эффекты «нарушений». Прибавление «чужих» звуков стало важным элементом в создании индивидуальной выразительности муз. образа, сообщая ему, напр., мрачную таинственность («Вещая птица», см. «Лесные сцены», No 7), дерзкую шутливость (Новелетта No 3) или характер нежного мерцания («Вечером», см. «Фантастические пьесы», No 1). Если неаккордовые звуки усилили локальную выразительность образа, то тесное соприкосновение далёких тональностей явилось для Ш. важным средством активного развития. Смелые модуляции и тональные отклонения способствовали показу одного образа в резко контрастных освещениях; такого рода «уходы» и «возвращения» придали шумановским миниатюрам особенный внутр. динамизм («Бабочки», No 1; «Арабеска»). Сопоставление далёких тональностей усилило также контрастность самостоят. тематич. разделов («Венский карнавал», часть 1-я). Столь существенная для Ш. интенсивность всего процесса муз. развития часто достигается с помощью полифонии. Композитор был особенно склонен к имитационному изложению, к проведению самостоят. линий в разных пластах фактуры. Разные линии нередко выступают у Ш. в виде скрытой полифонии, т. е. сконцентрированы преим. в одном голосе («Крейслериана», No 1; «Давидсбюндлеры», No 5). Этот заимствованный у классиков вид изложения Ш. вводит в новый стилистич. контекст, что придаёт ему оригинальность. Ш. принадлежит к числу самых блестящих и своеобразных муз. критиков 19 в. Он был организатором и на протяжении десяти лет (1834-44) активным сотрудником лейпцигского муз. журн. «Neue Zeitschrift für Musik». Гл. задачами журн. Ш. считал пропаганду наследия муз. классиков, борьбу против антихудожеств. тенденций муз. современности, поддержку новой романтич. школы в европ. музыке. Ш. резко критиковал салонное муз. пустословие, виртуозное щегольство, равнодушие к искусству под маской благонамеренности и фальшивой учёности. Источник могучего «морального укрепляющего воздействия на человека» он видел в творчестве И. С. Баха. В произв. Л. Бетховена Ш. покоряли огромный масштаб творч. идей, жизненная конкретность и демократичность. Композиторы-романтики с их высокими духовными стремлениями для Ш. - прямые продолжатели классиков. Увлечённо и с глубоким, точпым пониманием предмета писал он о произв. Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Г. Берлиоза, Ф. Мендельсона, Ф. Листа, У. Беннетта; он первым обратил внимание на дебют И. Брамса. Полноценная художеств. критика предполагает, по мнению Ш., сочетание ряда условий: художеств. восприимчивости, спец. знаний, а также знания жизненного «контекста» произв., т. е. историч. и биографич. данных. Критикой «высшего ранга» Ш. считал такую, к-рая воздействует «подобно впечатлению от породившего её произведения». Отсюда, в частности, лит. своеобразие статей Ш.: некоторые из них написаны в форме писем, другие в виде диалогов, живых сценок, непринуждённых записей в дневнике или афоризмов; большую роль играют в них поэтич. ассоциации, образные истолкования музыки. Характерная черта Ш.-критика - соединение сердечности и иронии, в чём он особенно близок к Жан Полю и Э. Т. А. Гофману. Идеалы Ш. были близки всем передовым музыкантам 19 в. Его высоко ценили Мендельсон, Берлиоз, Лист. В России творчество Ш. пропагандировали А. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский, Г. А. Ларош, деятели «Могучей кучки», которые видели в Ш., по словам В. В. Стасова, «не только громадность таланта, но независимость мысли, смелость дерзания на новые пути». Основные даты жизни и деятельности 1810.- 8 VI. В Цвиккау (Саксония) в семье совладельца книгоиздат. фирмы «Братья Шуман» Августа Ш. род. сын Роберт Александер. 1817.- Посещение частной школы священнослужителя Г. Дёнера.- Начало изучения иностр. яз. (лат., позднее франц. и др.-греческого).- Первые уроки фп. игры у педагога местной гимназии, органиста И. Г. Кунцша.- Импровизации на фп. и первые попытки сочинения музыки (танц. пьесы). 1819.- VIII. Первое впечатление от игры мастера: Ш. слушает И. Мошелеса (Карлсбад). 1820.- Поступление в гимназию.- Ш. сочиняет и с участием товарищей разыгрывает на домашней сцене «разбойничьи комедии». 1821.- Активное приобщение к классич. музыке (исполняет произв. Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. Бетховена). 1822.- Ш. руководит домашним любительским инстр. ансамблем.- Сочинение и исп. на одном из домашних концертов первого относительно крупного произв. - «150-го псалма для хора и оркестра» (не сохранилось).- Увлечение художеств. литературой. 1823.- Первые поэтич. опыты, собранные в тетради «Листки и цветочки из Золотой долины».- Первые выступления в качестве пианиста на домашних и гимназич. вечерах. 1825.- Ш. участвует в деятельности гимназического «Шульфербунда» и организует лит. кружок «Введение в нем. литературу». 1827.- Знакомство с певицей А. Краус; большое впечатление от песен Шуберта.- Первые опыты в области вок. музыки: песни на стихи Дж. Байрона, Э. Шульце, на собств. стихотворение «Sehnsucht» («Томление»). - Работа над фп. концертом e-moll (не окончен, не издан).- Глубокий интерес к творчеству Жан Поля. 1828.- Окончание гимназии. - Участие в подготовке нем. издания лат. лексикона Форчеллини («Lexicon totius latinatis»).- 24 III. Отъезд в Лейпциг.- 29 III. Поступление в Лейпцигский университет на юридич. ф-т. - Первая встреча с Кларой Вик.- Путешествие с другом Г. Розеном: Байрёйт (посещение жан-полевских мест), Нюрнберг, Аугсбург, Мюнхен (встреча с Г. Гейне). - V. Начало занятий по фп. у Ф. Вика. 1829.- Перевод в Гейдельбергский университет. - 11 V - 21 V. По пути в Гейдельберг посещение городов, расположенных на Майне и Рейне (Франкфурт, Висбаден, Хохгейм, Зрбах, Готтен-гейм, Газенгейм, Рюдесгейм, Кобленц, Майнц, Мангейм). - VIII-X. Путешествие по Швейцарии и Сев. Италии (Базель, Баден, Цюрих, Брешиа, Милан, Венеция).- Успехи Ш.-пианиста (Гейдельберг, Мангейм). 1830.- Поездка во Франкфурт-на-Майне на концерт Паганини.- Совершенствование фп. игры и первые зрелые фп. соч.- VII-VIII. Переписка с матерью о выборе муз. профессии.- X. Возвращение в Лейпциг и возобновление занятий у Вика. 1831.- VI. В дневниковых записях появляются имена персонажей будущего «Давидсбунда».- 12 VII. Начало занятий муз.-теоретич. предметами у Г. Дорна (занимался до IV 1832). - Усиленная технич. тренировка на фп.- X. Первые признаки болезни правой руки.- Выход в свет первого фп. произв.- 7 XII. Публикация первой статьи Ш. (о Шопене, лейпцигская «Allgemeine musikalische Zeitung»). 1832.- V. Возвращение Клары Вик в Лейпциг после длительного турне и её повседневное общение с Ш.- Неизлечимая болезнь руки, потеря надежды на артистич. будущность пианиста-виртуоза.- 18 XI. Исп. 1-й части «Юношеской» симфонии (g-moll) в Цвиккау. 1833.- Формирование шумановского «Давидсбунда».- Глубокое душевное потрясение, вызванное смертью брата Ш. - Юлия и невестки Розалии (жены брата Карла); первая вспышка психич. недуга. 1834.- 3 IV. Выход в свет первого номера муз. журн. «Neue Zeitschrift für Musik», основанного Ш.- Увлечение ученицей P. Вика Эрнестиной фон Фриккен. - IX. Помолвка с Эрнестиной (разрыв в 1835). 1835.- Возвращение Клары Вик в Лейпциг после длительного турне.- Переезд в Лейпциг Мендельсона и начало длительной дружбы с ним.- 27 IX. Первая встреча с Ф. Шопеном во время его однодневного посещения Лейпцига. 1836.- 7 II - 11 II. Тайные встречи Роберта и Клары в Дрездене, клятва верности; Вик отказывает Ш. от дома и полностью изолирует от него Клару.- 12 IX. Вторая и последняя встреча Ш. с Шопеном (Лейпциг). 1837.- 13 VIII. Первое исп. неск. пьес из «12 симфонических этюдов» Кларой Вик (Лейпциг).- 14 VIII. Тайное обручение Клары Вик и Ш.- 13 IX. Ш. в письме к Вику официально просит у него руки дочери.- 15 X. Отъезд Клары Вик в очередное турне (Дрезден, Прага, Вена) и тайная переписка с ней. 1838.- Клара Вик сообщает Ш. условие, поставленное отцом: Роберт должен обосноваться в др. городе.- 13 V. Возвращение Клары Вик в Лейпциг; мимолётные встречи.- 3 X. Приезд Ш. в Вену. 1839.- Безуспешные попытки получить право на издание журнала в Вене.- Ознакомление с рукописями неизвестных тогда соч. Шуберта, в т. ч. с партитурой «Большой» симфонии C-dur.- 5 IV. Отъезд из Вены.- Последняя попытка получить согласие Вика на брак с его дочерью Кларой.- 16 VII. Роберт и Клара обращаются в суд. 1840.- 24 II. Присуждение Ш. почётной докторской степени философским ф-том Йенского университета.- III. Встречи с Листом во время его гастролей в Дрездене и Лейпциге.- В последнем из лейпцигских концертов Лист исполнил 10 пьес из «Карнавала».- Судебный процесс, затянувшийся на 13 месяцев, завершился решением апелляционного суда в пользу Роберта и Клары Вик.- 12 IX. Бракосочетание Роберта и Клары.- Создание св. 100 песен. 1841.- 31 III. Первое исп. симфонии No 1 B-dur, т. н. «Весенней» (Лейпциг, Гевандхауз, дирижёр Мендельсон). - 13 VIII. Исп. «Фантазии» Кларой Ш. (в будущем 1-я часть концерта для фп. с орк. a-moll).- 21 и 25 XI. Концерты Шуманов в Веймаре; встреча с Листом.- 6 XII. Первое исп. симфонии d-moll в ранней ред. (в будущем - симфония No 4; дир. Ф. Давид) и баллады «Два гренадера». 1842.- II-III. Поездка Шуманов по сев. Германии (Бремен, Ольденбург, Гамбург).- VIII. Поездка в Чехию (Теплиц, Шлосберг, Карлсбад, Мариенбад). 1843.- II. Встречи с Берлиозом во время его гастролей в Лейпциге.- IV. Начало педагогич. деятельности в только что открытой Лейпцигской консерватории (классы фп., композиции, чтения партитур). - 4 и 11 XII. Первые исп. оратории «Рай и Пери» (Лейпциг, Гевандхауз, дирижёр Ш.).- Примирительное письмо Ф. Вика (от 15 XII) и возобновление дружеских отношений между ним и Ш. 1844.- II-V. Конц. поездка Шуманов в города Прибалтики (Рига, Митава, Тарту, Нарва), в Петербург и Москву; дружеское общение с братьями Виельгорскими, с А. Л. Гензельтом, встречи с М. И. Глинкой, А. Г. Рубинштейном, А. Н. Верстовским, А. Ф. Львовым, Л. В. Маурером и др. музыкантами; исп. произв. Ш.: симфония No 1 под упр. Ш., фп. квинтет ор. 44, «Крейслери-ана», песни и др.- Лето и осень. Ухудшение здоровья.- 24 VI. Ш. публикует извещение о передаче руководства журн. «Neue Zeitschrift für Musik» О. Лоренцу.- XII. Переезд в Дрезден. 1845.- Частые перерывы в работе из-за обостряющейся нервно-психич. болезни.- Начало дружеских отношений с кругом дрезденских художников (Э. Бендеман, Ю. Хюбнер, Э. Ритшель); общение с Р. Вагнером.- Ш. и Ф. Хиллер руководят «Абонементными концертами в Дрездене» (первые концерты 11 и 25 XI, 9 XII).- Первое исп. фп. концерта a-moll (Дрезден, солистка Клара Ш., дирижёр Ф. Хиллер). 1846.- Начало руководства дрезденским лидертафелем. - 5 XI. Первое исп. симфонии No 2 (Лейпциг, Гевандхауз, дирижёр Ф. Мендельсон).- 10, 15, 26 XII. Концерты Шуманов в Вене (при участии А. Г. Рубинштейна).- Посещение собраний «Конкордии» - объединения венских литераторов и художников (здесь, 12 XII - встреча с Дж. Мейербером); дружественные встречи с поэтом Ф. Грильпарцером. 1847.- 1, 10, 15 I. Концерты Шуманов в Вене (песни в исп. Е. Линд). - Встреча с поэтом Й. Эйхендорфом.- 22 I. Концерт Шуманов в Брюнне.- 30 I и 2 II. Концерты Шуманов в Праге. - 3 II. Отъезд в Дрезден. - 17 II. Исп. «Рая и Пери» в Берлине (дирижёр Ш.).- Лето. Встреча с Ф. Хеббелем, автором драмы «Геновева».- IV. Концерты и чествование Ш. в Цвиккау. 1848.- I. Начало руководства вновь созданным хоровым ферайном.- Заметки в дневнике о революц. движении в Саксонии («Völkerfrühling» - «народная весна»), о встречах с Р. Вагнером и об его политич. выступлениях.- VI. Исп. в узком кругу заключит. номера «Сцен из «Фауста»« Гёте (Дрезден). 1849.- VIII. Исп. заключит. номера «Сцен из «Фауста»« по случаю 100-летия со дня рождения Гёте в Дрездене, Лейпциге и под упр. Листа в Веймаре. 1850.- 3-29 III. Концерты Шуманов в Бремене, Гамбурге, Альтоне (песни в исп. Е. Линд). - 25 VI. Премьера оперы «Геновева» (Лейпциг, под упр. Ш.).- 2 IX. Переезд в Дюссельдорф.- IX. Вступление в должность городского дирижёра. - 24 X. Открытие абонементных симф. концертов в Дюссельдорфе под упр. Ш. 1851.- 6 II. Первое исп. симфонии No 3 - т. н. Рейнской (Дюссельдорф).- Лето. Встречи с Листом и К. Витгенштейн во время их посещения Дюссельдорфа. - Осень. Начало работы в дюссельдорфских кружках любителей музыки: хоровом и квартетном. 1852.- 5-21 III. Шумановские дни в Лейпциге; исп. новых произв. (оратории «Странствие Розы», симфонии No 3, трио ор. 63 и ор. ПО, сонаты для скр. и фп. a-moll op. 105).- 13 VI. Первое исп. музыки к драм. поэме «Манфред» Байрона (Веймар, под упр. Листа).- Избрание Ш. почётным чл. «Association Royale de Societй lyrique» (Антверпен).- Начало работы над «Собранием сочинений о музыке и музыкантах». 1853.- Выступления на 31-м Нижнерейнском муз. фестивале в Дюссельдорфе; под упр. Ш. исп.: симфония No 4 (новая ред., 15 V), «Праздничная увертюра» (17 V), а также «Мессия» Генделя (15 V).- X. Знакомство и частые встречи с И. Брамсом.- 28 X. Публикация статьи о нём («Новые пути»),- XI. Конфликт с дирекцией городских концертов, в результате которого Ш. прекращает деятельность гор. дирижёра Дюссельдорфа.- XI-XII. Триумфальная конц. поездка Шуманов в Нидерланды (Гаага, Роттердам, Амстердам). 1854.- 10 II. Новое обострение болезни.- 17 II. Ночью соч. темы Es-dur, на к-рую в последующие дни созданы 5 вариаций для фп. (последняя нотная запись Ш.).- 27 II. Попытка самоубийства.- 4 III. Доктор Л. Хазенклевер отвозит больного в Эндених, близ Бонна, в лечебницу доктора Ф. Рихарца.- IV. Выход в свет 1-го издания Собрания статей Ш. (издательство Г. Виганда, Лейпциг). 1856.- 27 VII. Свидание Клары и Роберта Ш. в больнице (Эндених) после длительной разлуки.- 29 VII. Кончина III.- 31 VII. Похороны в Бонне.
Соч.: опера Геновева (по И. Л. Тику и К. Ф. Хеббелю, ор. 81, 1848, пост. 1850, Лейпциг); для голосов, хора и орк. - оратория Рай и Пери (Das Paradies und Peri, сл. Т. Мура, op. 50, 1843), Предрождественская песня (Adventslied, сл. P. Рюккерта, op. 71,1848), На прощанье (Beim Abschied zu singen, с сопр. деревянных духовых и валторн, сл. Э. Фейхтерслебена, ор. 84, 1847), мотет Не отчаивайся в долине скорби (Verzweifle nicht im Schmerzenstal, для двойного муж. хора ор. 93, 1849; 2-я ред. для хора с сопр. органа - 1852), Реквием по Миньоне (Requiem für Mignon, сл. Гёте, op. 98, 1849), Ночная песня (Nachtlied, сл. К. Ф. Хеббеля, ор. 108, 1849), Странствие Розы (Der Rose Pilgertfahrt, сл. M. Хорна, op. 112, 1851), Манфред (музыка к драм. поэме Дж. Байрона, ор. 115, 1849), Королевский сын (Der Кцnigssohn, сл. Л. Уланда, ор. 116, 1851), Проклятье певца (Des Sängers Fluch, сл. Уланда в обр. Р. Поля, ор. 139, 1852), О паже и принцессе (Vom Pagen und der Кцnigstochter, 4 баллады, сл. Э. Гейбеля, op. 140, 1852), Счастье Эденхаля (Das Glück von Edenhaь, сл. Уланда в обр. Л. Хазенклевера, ор. 143, 1853), Новогодняя песня (Neujahrslied, сл. Рюккерта, ор. 144, 1849), Месса (ор. 147, 1852), Реквием (ор. 148, 1852), Сцены из «Фауста» Гёте (б. о., 1853); для орк. - 4 симфонии: No 1 (B-dur, т. и. Весенняя, ор. 38, 1841), No 2 (C-dur, op. 61, 1846), No 3 (Es-dur, т. н. Рейнская, op. 97, 1850), No 4 (d-moll, op. 120, 1841; 2-я ред. 1851), Юношеская симфония (1832-33, не окончена); увертюры: к «Мессинской невесте» Шиллера (ор. 100, 1851), Праздничная увертюра с пением рейнской песни «Украшен листвою» («Bekränzt mit Laub», op. 123, 1853), к «Юлию Цезарю» Шекспира (ор. 128, 1851), к «Герману и Доротее» Гёте (ор. 136, 1851), Увертюра, Скерцо и Финал (ор. 52, 1841; 2-я ред. 1845); для инструментов с орк. - для фп.: концерт (a-moll, op. 54, 1845), Интродукция и Allegro appassionato (концертштюк, G-dur, op. 92, 1849), Концертное allegro с интродукцией (d-moll, op. 134, 1853), для скр.: фантазия (C-dur, ор. 131, 1853), концерт (d-moll, 1853), для влч.: концерт (a-moll, op. 129, 1850); концертштюк для 4валторн (F-dur, op. 86, 1849); камерно-инстр. ансамбли - 3 сонаты для скр. и фп. (ор. 105, 1851; ор. 121, 1851; 1853, 2-я и 4-я её части первоначально написаны для сонаты F-A-E - (Frei, aber einsam, 1853, соч. совм. с И. Брамсом и А. Дитрихом), фп. сопр. к 6 сонатам для скр. соло И. С. Баха (1853); 5 пьес в нар. духе (Fünf Stücke im Volkston) для влч. и фп. (ор. 102, 1849); Сказочные картины (Märchenbilder) для альта и фп. (4 пьесы, ор. 113, 1851, ad libitum для скр. и фп.); для духовых и фп. - Adagio и Allegro для фп. и валторны (ор. 70, 1849, ad libitum для влч. или скр.), Фантастические пьесы (Phantasiestücke, для кларнета и фп., ор. 73, 1849, ad libitum для скр. или влч.), 3 романса для гобоя и фп. (ор. 94, 1849, ad libitum для скр. или кларнета); 3 фп. трио (d-moll, op. 63, 1847; F-dur, op. 80, 1849; g-moll, op. 110, 1851), Фантастические пьесы (Phantasiestücke, для фп., скр. и влч., ор. 88, 1842), Сказочные повествования (Märchenerzählungen, 4 пьесы для кларнета, альта, фп. и скрипки ad libitum, op. 132, 1853), фп. квартет (Es-dur, op. 47, 1842), 3 струн. квартета (a-moll, F-dur, A-dur, op. 41, 1842), фп. квинтет (Es-dur, op. 44, 1842); для фп. в 2 руки - 3 сонаты (ор. 11, 1835; ор. 22, 1835, новый финал - 1838; Большая соната, первонач. назв. Концерт без орк., ор. 14, 1836, 2-я ред. 1853), 3 сонаты для юношества (ор. 118, 1853), Фантазия (ор. 17, 1838); вариации и сюиты: Вариации на тему Абегг (Theme sur le nom Abegg, op. 1, 1830), Бабочки (Papillons, op. 2, 1831), Экспромты на тему Клары Вик. Тема и 10 вариаций (ор. 5, 1833; 2-я ред. 1850), Давидсбюндлеры (Die Davidsbündler, 18 характерных пьес. Первоначальное назв. Танцы давидсбюндлеров - Davidsbündlertänze, op. 6, 1837), Карнавал (Carnaval, Маленькие сцены, написанные на 4 ноты, ор. 9, 1835), 12 симфонических этюдов (12 Etudes symphoniques, op. 13, 1837; 2-я ред. под назв. Этюды в форме вариаций, 1852), Крейслериана (Кreisleriana, фантазии, ор. 16, 1838), Юмореска (ор. 20, 1839); сборники и отд. пьесы; Этюды для фп. по каприсам Паганини (ор. 3, 1832), Интермеццо (Intermezzi, op. 4, 1832), Токката (op. 7, 1830; 2-я ред. 1833), 6 конц. этюдов по каприсам Паганини (ор. 10, 1833), Фантастические пьесы (Phantasiestücke, op. 12, 1837), Детские сцены (Кinderszenen, op. 15, 1838), Арабеска (op. 1839), Blumenstück (op. 19, 1839), Новелетты (op. 21, 1838), Ночные пьесы (Nachtstücke, op. 23, 1839), Венский карнавал (Faschingsschwank aus Wien, фантастические картины, ор. 26, 1839), 3 романса для фп. (op. 28, 1839), 4 фп. пьесы (ор. 32, 1839), Этюды для педального фп. (ор. 56, 1845), Эскизы для педального фп. (ор. 58, 1845), 6 фуг на имя BACH (для органа или педального фп., ор. 60, 1845), Альбом для юношества (ор. 68, 1848), 4 фуги (ор. 72, 1845), 4 марша (ор. 76, 1849), Лесные сцены (Waldszenen, op. 82, 1849), Пёстрые листки (Bunte Blätter, op. 99, 1849), 3 фантастические пьесы (3 Phantasiestücke, op. 111, 1851), Листки из альбома (Albumblätter, op. 124, 1845), 7 пьес в форме фугетт (ор. 126, 1853), Утренние песни (Gesänge der Frühe, op. 133, 1853), Presto (g-moll, первонач. финал из сонаты No 2, 1835), скерцо (f-moll, первонач. скерцо I для сонаты No 3, 1836), канон на тему песни «An Alexis send'ich dich»; для фп. в 4 руки - 8 полонезов (1828), Восточные картины (Bilder aus dem Osten, 6 экспромтов, ор. 66, 1848), 12 пьес для маленьких и больших детей (ор. 85, 1849), Бальные сцены (Ballszenen, op. 109, 1851), Детский бал (Кinderball, op. 130, 1853); для 2 фп. - Andante и вариации (ор. 46, 1843, в 1-й ред.- для 2 фп., 2 влч. и валторны); для голоса с фп.: Круг песен (Liederkreis, сл. Г. Гейне, ор. 24, 1840), Мирты (Муrthen, сл. И. В. Гёте, Рюккерта, Байрона, Т. Мура, Гейне, Р. Бёрнса, Ю. Мозена, ор. 25, 1840), 5 песен и романсов (сл. З. Гейбеля, Бёрнса, А. Шамиссо, Рюккерта, Г. Циммермана, ор. 27, 1840), 3 стихотворения Гейбеля (ор. 30, 1840), 3 романса (сл. Шамиссо, ор. 31, 1840), 12 стихотворений Ю. Кернера (ор. 35, 1840), 6 стихотворений из «Книги песен художника» Р. Райника (6 Gedichte aus dem «Liederbuch eines Malers» von Reinick, op. 36, 1840), 12 стихотворений из «Весны любви» Рюккерта (12 Gedichte aus Fr. Rückerts Liebesfrühling, op. 37, NoNo 2, 4, 11 - соч. Клары Ш., 1840), Круг песен (Liederkreis, сл. Й. Эйхендорфа, ор. 39, 1840), 5 песен (4 на сл. X. К. Андерсена и 1 новогреческая песня в пер. Шамиссо, ор. 40, 1840), Любовь и жизнь женщины (Frauenliebe und Leben, сл. Шамиссо, op. 42, 1840); Романсы и баллады (тетрадь 1-я, ор. 45, 1840, тетрадь 2-я, ор. 49, 1840; тетрадь 3-я, ор. 53, 1840; тетрадь 4-я, ор. 64, 1841 и 1847), Любовь поэта (Dichterliebe, сл. Гейне, ор. 48, 1840), Песни и романсы (тетрадь 2-я, ор. 51, 1842; тетрадь 3-я, ор. 77, 1850; тетрадь 4-я, ор. 96, 1850), Валтасар (сл. Гейне, ор. 57, 1840), Альбом песен для юношества (Liederalbum für die Jugend, сл. А. Гофмана фон Фаллерслебена, Э. Гейбеля, Л. Уланда, Г. Клетке, К. Ф. Хеббеля, Андерсена, Гёте, Шиллера, Э. Мёрике, Рюккерта, неизв. поэтов, ор. 79, 1849), 3 романса (сл. Ю. Буддеуса, Рюккерта, Эйхендорфа, ор. 83, 1850), Перчатка (Der Handschuh, сл. Шиллера, ор. 87, 1850), 6 романсов (сл. В. фон дер Нойна, ор. 89, 1850), 6 стихотворений Н. Ленау и Реквием (старокатолическое стихотворение, ор. 90, 1850), 3 романса из «Еврейских песен» Байрона (с арфой или с фп., ор. 95, 1849), Песни и романсы из «Вильгельма Мейстера» Гёте (ор. 98-а, 1849), 7 песен На память о поэтессе Елизавете Кульман (ор. 104, 1851), 6 романсов (сл. Т. Ульриха, Мёрике, П. Хайзе, Г. Кинкеля, ор. 107, 1851-52), 4 гусарские песни (4 Husarenlieder, сл. Ленау, ор. 117, 1851), 3 стихотворения из Лесных песен С. Пфариуса (3 Gedichte aus den Waldliedern von S. Pfarrius, op. 119, 1851), 5 весёлых песен (5 heitere Gesänge, сл. Буддеуса, К. Кандидуса, Мёрике, Ф. Брауна, ор. 125, 1851), 5 песен и романсов (сл. Ю. Кернера, Гейне, М. Г. фон Штрахвица, Шекспира, ор. 127,1850-51), Стихотворения королевы Марии Стюарт (Gedichte der Кцnigin Marie Stuart, из сб. старой англ. поэзии, ор. 135, 1852), 4 романса (сл. Гейне, Кёрнера и Лили Бернхард, ор. 142, 1852); для двух голосов с фп.: 4 дуэта (сл. Р. Райника, Бёрнса, А. Грюна, ор. 34, 1840), 3 двухголосные песни (сл. Райника, С. А. Мальмана и народные, ор. 43, 1840), 4 дуэта (сл. Рюккерта, Кернера, Гёте, К. Ф. Хеббеля, ор. 78, 1849), Песня девушки (сл. Е. Кульман, ор. 103, 1851); для неск. голосов с фп.: 3 стихотворения Гейбеля (3 Gedichte von E. Geibel, op. 29, 1840), Романсы для жен. голосов [квартета] с фп. ad libitum (тетрадь 1-я, op. 69, 1849; тетрадь 2-я, op. 91, 1849), Испанский лидершпиль (Spanisches Liederspiel, тексты нар. испан. песен в нем. пер. Гейбеля, ор. 74, 1849), Любовные песни (Minnespiel, сл. из «Весны любви» Рюккерта, ор. 101, 1849), 3 песни для жен. голосов [трио] (сл. Л. Бехштейна, X. Л. Эгрю, Рюккерта - из Саади, ор. 114, 1853), Испанские любовные песни (Spanische Liebeslieder, цикл романсов в пер. с испан., ч. 1-2, нем. тексты Гейбеля, с фн. в 4 руки, ор. 138, 1849), Немецкий Рейн (Der Deutsche Rhein, сл. H. Беккера, для голоса и хора с фп., 1840), Пастушеская песня (Hirtengesang, сл. А. фон Дросте-Гюльсхоф, 1846); для муж. хора a cappella: 6 песен (сл. Мозена, Гейне, Гёте, Райника, ор. 33, 1840), 3 песни (сл. Эйхендорфа, Рюккерта, Ф. Клопштока, ор. 62, 1847), Ритурнели Фридриха Рюккерта в канонической форме (ор. 65, 1847), Охотничьи песни (Jagdlieder, сл. из «Охотничьего угодья» Г. Лаубе, с сопр. 4 валторн ad libitum, op. 137, 1849), 3 песни свободы (Drei Freiheitsgesänge, сл. Ульриха, P. Фрейлиграта, Фюрста, с сопр. дух. орк. ad libitum, 1848); для смеш. хора a cappella: 5 песен ор. 55 (сл. Бёрнса, 1846), 4 песни (сл. К. Паппе, А. Платена, Мёрике, Рюккерта, ор. 59, 1846), Романсы и баллады (тетрадь 1-я, ор. 67, 1849; тетрадь 2-я, ор. 75, 1849; тетрадь 3-я, ор. 145, 1849; тетрадь 4-я, ор. 146, 1849), 4 песни для двойного хора (сл. Рюккерта, Й. Цедлица, Гёте, ор. 141, 1849); мелодекламации (с фп.): Прекрасная Хедвиг (Schöne Hedwig, сл. Геббеля, ор. 106, 1849), 2 баллады (сл. Хеббеля и Шелли, ор. 122, 1851). Издания соч.: Шуман Р., Полное собрание сочинений для фортепиано, ред. А. Б. Гольденвейзера, т. 1-5, М., 1960-65; Шуман Р., Собрание вокальных сочинений, т. 1-7, М., 1962-73; Robert Schumanns Werke. Gesamtausgabe. Hrsg. von С Schumann, Serie 1-14, Bd 1-31 (Serie 14 hrsg. von J. Brahms), Lpz., 1879-93. Лит. соч.: Стихотворения Р. Шумана (рус. пер. Л. Озерова),»СМ», 1954, No 9; Избр. статьи о музыке, ред., вступ. статья и прим. Д. Житомирского, М., 1956; О музыке и музыкантах. Собр. статей, ред., вступ. статья, коммент. и указатели Д. Житомирского, т. 1-2 АБ, М., 1975-79; Musikalische Haus- und Lebensregeln, «NZfM», 1850, No 36, Beilage [рус. пер. - Домашние и жизненные правила для музыкантов, «Театральный и музыкальный вестник», 1857, No 49 (пер. и предисл. В. В. Стасова), новый рус. пер. под загл.: Жизненные правила для молодых музыкантов, М., 1859 (пер. П. И. Чайковского), под загл.: Жизненные правила для музыкантов, М., 1959 (с доп. и коммент. Д. В. Житомирского, в кн.: Р. Шуман, О музыке и музыкантах…, т. 2-Б, М., 1979)]; Gesammelte Schritten ьber Musik und Musiker, Bd 1-4, Lpz., 1854, Bd 1-2, 1914; Schumann A., Der junge Schumann. Dichtungen und Briete, Lpz., 1910, 1917; Gesammelte Schriften ьber Musik und Musiker. In Auswahlvon P. Bekker, В., 1922; Erinnerungen an F. Mendelssohn-Bartholdy, Zwickau, 1947, 1948, bearbeitet von G. Eismann; Tagebücher, Bd 1, 1827-38, hrsg. von G. Eismann, Lpz., 1971. Письма, документы, воспоминания: Арнольд Ю., Воспоминания, вып. 3, М., 1893; Клара Вик и Шуман. Из дневника и писем Клары Вик (Шуман), «РМГ», 1904, No 10-18, 21-26, 29-34; Стасов Д. В., Музыкальные воспоминания…, «РМГ», 1909, No 13/14; Из путевого дневника Клары Шуман, в кн.: Житомирский Д., Роберт и Клара Шуман в России, М., 1962; Письма, т. 1 (1817-1840), [сост., вступ. статья, коммент., указатели Д. Житомирского], М., 1970; Jugendbriete. Nach den Originalen mitgetheilt von C. Schumann, Lpz., 1885, 1910; R. Schumanns Briete. Neue Folge, hrsg. von F. G. Jansen, Lpz., 1886, 1904; Erler H., R. Schumanns Leben. Aus seinen Briefen, Bd 1-2, В., 1887, 1912; Gensel J., R. Schumanns Briefwechsel mit Henriette Voigt, geb. Кuntze, Lpz., 1892; Wienk M., Aus dem Кreise Wieck-Schumann, Dresd.-Lpz., 1912, Dresd., 1914; Schumann E., Erinnerungen, Stuttg., 1925; её же, R. Schumann. Ein Lebensbild meines Vaters, Lpz., [1931]; Boetticher W., R. Schumann in seinen Schriften und Briefen, В., 1942; Eismann G., Robert Schumann. Ein Quellenwerk ьber sein Leben und Schaffen, Bd 1-2, Lpz., 1956; eго жe, R. Schumann. Eine Biographie in Wort und Bild, Lpz., [1956], 1964; Aus R. Schumanns Briefen und Schriften. Ausgewähltvon R. Münnich, Weimar, 1956; Wienk F., Briefe aus den Jahren 1830-1838, Кцln, 1968, Briefe und Gedichte aus dem Album von Robert und Clara Schumann, hrsg. von W. Boetticher, Lpz., 1979; Robert Schumann. Manuskipte. Briefe. Кatalog No 188. Musikantiquariat Hans Schneider, Tutzing [1974].

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь