на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ШУХ (Schuch) Эрнст фон (23 XI 1846, Грац - 10 V 1914, Кётшенброда, близ Дрездена) - австрийский дирижёр. В юности изучал юриспруденцию. Ученик Э. Штольца и О. Дессофа. Возглавлял муз. общество в Граце. В 1867-1871 капельмейстер в муз. театре И. А. Лобе в Бреславле; служил в Вюрцбурге, Граце и Базеле. В 1872 руководил итал. оперным ансамблем Б. Поллини в Дрездене, с этого же года музик-директор Придв. оперы там же (с 1873 капельмейстер, с 1879 первый капельмейстер, с 1882 руководитель театра, с 1889 генеральный музик-директор). Организовал оркестр и ансамбль солистов, которые получили междунар. признание. С приходом Ш. Дрезденская опера стала передовой оперной сценой, где были пост. мн. новые произв., в т. ч. поздние оперы Р. Вагнера, «Саломея» (1905), «Электра» (1909) и «Кавалер розы» (1911) Р. Штрауса. С 1900 гастролировал за границей [Италия, Россия (Петербург), США, Германия]. Ш. обладал острейшим слухом, тончайшим чувством тембра, глубоким пониманием сценич. действия. Репертуар Ш. был обширен и включал как произв. классиков, так и совр. ему композиторов. Был прекрасным интерпретатором итал. оперы и совр. ему муз. драмы. Среди соч. Ш. наибольшую известность получила «Песнь освящения» («Weihelied») для муж. хора и оркестра. Жена Ш. - Клементина Проска (Proska; наст. фам. - Прохазка) (12 II 1850, Вена - 8 VI 1932, Кётшенброда, близ Дрездена), певица (лирико-колоратурное сопрано), в 1873-1904 солистка Дрезденской оперы. Дочь Ш. - Лизель Ш. (р. 12 XII 1891, Дрезден), певица (колоратурное сопрано), с 1914 солистка Дрезденской оперы, с 1935 камерная певица в Дрездене. С 1967 преподавала пение в Высшей муз. школе там же.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь