на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


РАЗРЕШЕНИЕ - спад напряжения при переходе от диссонанса к консонансу, от ладо-гармонич. функциональной неустойчивости (D, S) к устойчивости (Т), от неаккордового звука к аккордовому, а также сам такой переход. Последование состояний напряжения и снятия напряжения физиологически и психологически воспринимается как облегчение, дающее удовлетворение, и связывается с переходом к более приятному, к наслаждению. Отсюда эстетич. значение Р. и соответствующие эстетич. функции звучаний-напряжений и звучаний-Р. (сохраняются и при многообразном их переплетении). Непрерывное волнообразное колебание напряжения и Р. подобно дыханию живого организма, систоле и диастоле. Р. осуществляется определ. приёмами голосоведения (напр., движение вводного тона вверх в приму тоники, неаккордового звука в смежный аккордовый). Особое значение здесь принадлежит ходу на секунду (большую и малую), т.к. он идеально «стирает след» предшествующего звука. Тем не менее в условиях развитого гармонич. мышления возможны Р. и внесекундовым ходом (П. И. Чайковский, «Франческа да Римини», последние такты). Родственно Р., но не тождественно ему колористич. снятие квазидоминантового напряжения (Des7> - Des) в ноктюрне Ф. Шопена b-moll op. 9 No 3. Р. предполагает представление о разрешающем созвучии и ожидание его. Оно наиболее типично для музыки мажорно-минорной системы (становление её - с сер. 15 в., господство - в 17-19 вв.; многое из неё сохранилось и в 20 в.). Ср.-век. монодии Р. как формообразующий момент чуждо (в ней принципиально избегаются эффекты напряжения и разрядки, без чего Р. недостижимо). В многоголосии категория Р. закрепляется как приём подчинения диссонанса консонансу. Их поляризация, особенно поляризация функциональной устойчивости и неустойчивости, создала условия для действенности Р. и острого его восприятия (ещё Ф. Куперен называл процесс Р. термином «se sauver», букв. - спасаться). Соотношение категорий «напряжение» - «разрешение» может быть распространено на построения более крупных масштабов (напр., на неустойчивую середину или разработку и «разрешающую» её напряжение репризу); в этом случае эффект Р. приобретает более широкое значение, оказывая влияние на формообразование. В эпоху романтизма (и в 20 в.) развились новые формы Р. (в частности, неполные Р., а также Р., основывающиеся на к.-л. одной стороне гармонич. напряжения; напр., в мазурке Шопена C-dur op. 24 No 2 выявление разрешающего аккорда осуществляется посредством сопоставления всех трёх трезвучий: Т, D и S, тогда как пары их - T и D, T и S - его не определяют). В музыке 20 в. новое проявилось, в частности, в нарушении полярности диссонанса и консонанса, вместо чего установилась многоступенная градация диссонантности (теоретически у А. Шёнберга, П. Хиндемита; у последнего «harmonisches Gefälle» - «гармонич. рельеф»). Благодаря сложным (диссонирующим) тоникам оказалось возможным разрешать более сильный диссонанс в менее напряжённый и заменить переход диссонанс - консонанс многоступенным переходом от самого сильного диссонанса к самому сильному консонансу, а также вести, напр., звук тонич. примы в аккордовую большую септиму (вопреки традиц. тяготению, см. - С. С. Прокофьев, Мимолётности, No 14, такты 24-25), внутрифункционально разрешать тонич. созвучие (Прокофьев, Сарказмы, No 3, последние такты).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь