на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


РАУПАХ (Raupach) Герман Фридрих (1728, Штральзунд - дек. 1778, Петербург) - немецкий композитор и клавесинист. Сын органиста и комп. Кристoфа Р. (1686-1744). В 1755-62 и 1768-78 жил в России, занимал должность клавесиниста придв. оркестра, затем второго капельмейстера при дворе. С 1777 руководил муз. классами Академии художеств. где преподавал композицию, пение и игру на инструментах. В 60-х гг. работал в Париже. Писал преим. театр, музыку. Автор одной из первых опер на рус. Текст - «Альцеста» (либр. А. П. Сумарокова, 1758; неоднократно возобновлялась на сцене до 70-х гг. 18 в.). Большим успехом пользовалась в кон. 18 в. опера Р. «Добрые солдаты» (либр. M. M. Хераскова, 1779, Москва; 1780, Петербург), некоторые номера из которой вошли в быт и воспроизводились в популярных песенниках. Р. написал также (совм. с И. Старцером) оперы-балеты «Сироэ» («Siroe», на итал. либр. П. Метастазио, 1760), «Прибежище добродетели» (1759) и музыку торжеств. пролога «Новые лавры» (1759, по др. данным, 1764; оба произв. на текст Сумарокова). Во время второго пребывания в России написал музыку балетных сцен для ряда опер др. композиторов (в т.ч. для «Антигоны» Траэтты, 1772) и ученич. спектаклей Академии художеств. Известны также 6 сонат для клавесина и скрипки (изд. 1762 в Париже), темы которых были использованы В. А. Моцартом в нескольких его фп. концертах (К.-V., 37, 39, 41).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь