на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


РАУТАВАРА (Rautavaara) Эйноюхани (р. 9 X 1928, Хельсинки) - фин. композитор. Учился в Хельсинки на филос. ф-те университета (1948-54) и одноврем. в Академии музыки им. Я. Сибелиуса у А. Мериканто (композиция), совершенствовался в 1955-56 под рук. А. Копленда в Нью-Йорке, у В. Персикетти и Р. Сешнса в Танглвуде, у В. Фогеля (1957) в Асконе (Швейцария) и у Р. Петцольда в Кёльне. Дебютировал в 1952 (фп. сюита «Народные музыканты» - «Pelimannit»). С 1959 преподаёт теорию музыки в Академии музыки им. Я. Сибелиуса (с 1971 профессор). Выступает как муз. критик. Междунар. известность Р. принёс «Реквием в наше время» (1954; в том же году премия на конкурсе, организованном амер. фондом Бреварда). Для произв. Р. разных жанров характерны чёткость формы, искренность, эмоциональность, однако стиль его несколько эклектичен. Испытал влияния музыки А. Брукнера и А. Берга, а также совр. представителей школы додекафонии. Участвует в фестивалях совр. музыки. Пр. им. Я. Сибелиуса (1965).
Соч.: оперы - Шахта (Кaivos, фин. телевидение, 1963), Аполлон против Марса (Apollon contra Marsyas, 1970, Хельсинки); балет - Искушение (Кiusaukset, 1969, Хельсинки); для солистов, хора и орк, - кантата Независимость (Itsenäisyyskantaatti, с чтецами, 1967); концерт Дочь моря (Daughter ol the sea, для сопрано, хора и струн. орк., 1970); для орк. - 4 симфонии (1956, 1957, 1961, 1964), сюита для струн. орк. (1952), Реквием в наше время (A requiem in our time, для дух. и удар. инструментов, 1953), Памяти Паасикиви (In memoriam Paasikivi, для струн. орк., 1968); для инструмента с орк. - концерты: для фп. (1969) и для влч. (1968), Дифирамбы (Dithyrambos, для скр. и струн. орк., 1970); камерно-инстр. ансамбли - соната для фагота и фп. (1968), струн. квартеты (1952, 1958, 1965), квартет для гобоя и струн. трио (1965), октет для духовых (1964); для фп. - сонаты (1963, 1970), сюиты; соната для влч. соло (1969); токката для органа (1971); для хора a cappella - месса (1971), Credo (1972), Певец (Lanlaja, 1956); романсы, песни на стихи У. Шекспира и Р. М. Рильке.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь