на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич [20 III (1 IV) 1873, имение Онег (Семёново?), ныне Новгородский р-н Новгородской обл. -28 III 1943, Беверли-Хилс, Калифорния; похоронен на кладбище в Кенсико, близ Нью-Йорка] - русский композитор, пианист и дирижёр. Происходил из дворянской семьи, в которой большое внимание уделялось домашнему музицированию. Дед композитора Аркадий Александрович Р. (1808-81) был известным в середине 19 в. пианистом - любителем (учился у Дж. Филда; выступал в любительских концертах) и автором салонных романсов. Муз. одарённость Р. проявилась рано. С 4 лет он начал обучаться игре на фп. под рук. матери, а затем пианистки А. Д. Орнатской. С 1882 учился в Петерб. консерватории (класс фп. В. В. Демянского). В 1885 по настоянию А. И. Зилоти (двоюродного брата Р.) перешёл в Моск. консерваторию, в класс Н. С. Зверева (жил и воспитывался в его доме до 1889). На старшем отделении консерватории (с 1888) занимался у Зилоти (фп.), А. С. Аренского (гармония, канон и фуга, инструментовка, свободное сочинение), С. И. Танеева (контрапункт строгого письма). Большое влияние на развитие Р. оказал П. И. Чайковский, распознавший сильное самобытное дарование уже в первых ученич. соч. юного композитора. Выступления Р. как пианиста и его сочинения, исп. в консерваторских концертах, привлекли внимание общественности. Р. окончил Моск. консерваторию по классам фп. (1891) и композиции (1892) с большой золотой медалью. Дипломная работа Р. - одноактная опера «Алеко» (по поэме А. С. Пушкина «Цыганы»), в которой, несмотря на следы разл. влияний, ясно ощущается творч. индивидуальность автора. К этому времени были написаны также 1-я часть симфонии (не окончена), симф. поэма «Князь Ростислав», 1-й концерт для фп. с оркестром, ряд фп., камерно-инстр. соч., романсов и др. Из этих соч. при жизни Р. был издан только фп. концерт (1891, обозначен ор. 1). 1890-е гг. - период роста и созревания композиторского дарования Р., поисков самостоят. пути в творчестве. Произв., написанные до середины этого десятилетия (орк. фантазия «Утёс», «Элегическое трио» памяти Чайковского, 3 цикла фп. пьес - ор. 3, 10 и 16, «Фантазия» для 2 фп., все - 1893; 3 цикла романсов - ор. 4, 8 и 14), привлекли к нему внимание как к одному из наиболее талантливых молодых рус. композиторов. В 1897 в одном из «Рус. симф. концертов» под упр. А. К. Глазунова была исп. 1-я симфония Р. (1895), вызвавшая резко отрицат. оценку большинства петерб. музыкантов, что в значит. мере было связано с неудачным исполнением. Р. болезненно воспринял неуспех симфонии. Пережив тяжёлое душевное потрясение, он несколько лет почти не обращался к композиторскому творчеству. Вместе с тем это были годы напряжённой внутр. работы и продумывания творч. позиций. В сезон 1897-98 Р. работал вторым дирижёром Моск. частной рус. оперы, обратив на себя внимание незаурядным дирижёрским дарованием. Здесь Р. сблизился с новым для него кругом передовой художеств. интеллигенции, завязалась тесная творч. и личная дружба с Ф. И. Шаляпиным (в 1898-1900 оба артиста неоднократно выступали вместе в концертах). К этому же времени относятся знакомство Р. с деятелями Моск. Художеств. театра, его встречи с А. П. Чеховым, И. А. Буниным. Всё это способствовало более ясному осознанию Р. задач своего творчества и окончат. созреванию таланта. Важными событиями его творч. биографии явились первое заруб. выступление в Лондоне (весна 1899) в качестве пианиста и дирижёра - исполнителя собств. сочинений, а также прошедшее с большим успехом исп. оперы «Алеко» в Петербурге на торжествах, посв. 100-летию со дня рождения А. С. Пушкина (1899). Новый период высокого творч. подъёма открывает 2-й концерт для фп. с оркестром (1901). Критика отмечала его поэтичность, зрелое и законч. мастерство воплощения творч. замысла. Воодушевлённый лирич. пафос, пронизывающий это произв., отвечал настроениям радостного подъёма и ожидания близящихся перемен в период кануна Революции 1905-07. В 1900-е гг. были созданы многие из наиболее ярких и значит. соч. Р.: кантата «Весна» (1902), оперы «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини» (обе 1904), 2-я симфония (1907), симф. поэма «Остров мёртвых» (1909), 3-й концерт для фп. с оркестром (1909), 1-я соната (1907) и прелюдии ор. 23 (1902) и ор. 32 (1910) для фп., ок. 30 романсов. Конц. выступления в разл. городах России и за рубежом принесли Р. славу одного из величайших пианистов современности. В 1904-06 он был дирижёром Большого театра, где по-новому, свежо и интересно раскрыл ряд произв. рус. оперной классики. Яркими событиями моск. муз. жизни становятся выступления Р. как симф. дирижёра в концертах Кружка любителей рус. музыки (1905), а затем Моск. филармонич. общества. Зимой 1909-10 Р. совершил большое конц. турне по США и Канаде. В произв., написанных после 1910, Р. стремился найти новые образы и выразит. средства, дать ответ на сложные, часто мучительные проблемы, выдвигавшиеся жизнью. Эти поиски отразились в «Этюдах-картинах» для фп. ор. 33 (1911) и ор. 39 (1917), вок.-симф. поэме «Колокола» (1913), цикле романсов ор. 38 (1916). Р. горячо приветствовал свержение самодержавия в России в феврале 1917, но не смог понять значение Oкт. революции и в кон. 1917 уехал за границу. После неск. месяцев, проведённых в странах Скандинавии, он поселился в США, где находился до конца своей жизни. В этот период Р. почти всецело был поглощён концертно-пианистич. деятельностью. С. В. Рахманинов. 2-й концерт для фортепьяно с оркестром. Страница клавира. Автограф. В беседе с корреспондентом амер. журн. «The Monthly Musical Record» он говорил: «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остаётся иных утешений, кроме нерушимого безмолвия нетревожимых воспоминаний». Только в 1926 был завершён 4-й концерт для фп. с оркестром, начатый ещё в России, одноврем. написаны «Три русские песни» для хора и оркестра. В соч., созданных в 30-е гг. («Вариации на тему Корелли» для фп., 1931; «Рапсодия на тему Паганини» для фп. с оркестром, 1934; 3-я симфония, 1935-36; «Симфонические танцы», 1940), тема Родины переплетается с мотивом трагич. одиночества художника, оторванного от родной почвы. Ежегодно давая десятки концертов в Америке и разл. европ. странах, Р. исполнял разнообразный пианистич. репертуар. Кроме собственных соч., он особенно охотно играл произв. Л. Бетховена, Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа. Его интенсивная конц. деятельность продолжалась до конца жизни. Лишь за полтора месяца до смерти Р. был вынужден прервать очередную конц. поездку в связи с обострившейся болезнью. Живя за границей, он считал себя рус. художником, следил за новинками сов. литературы. Патриотизм Р. особенно проявился во время 2-й мировой войны 1939-45. Передавая сбор с одного из своих концертов в фонд обороны СССР, он писал: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу». Р. - один из крупнейших рус. композиторов кон. 19 - нач. 20 вв. В своём творчестве он с большой силой выразил пафос ожидания близящихся перемен, страстный порыв к лучшему будущему, которыми проникнуты мн. произв. передовой рус. литературы и искусства этого периода. Протест против социального и политич. гнёта художники часто отождествляли с борьбой за освобождение человеческой личности. Этот мотив звучит и в творчестве Р. Отсюда яркая, напряжённая экспрессия его музыки, преобладание в ней лирич. начала. Но лиризм Р. далёк от замкнутой субъективно-изысканной лирики декадентских салонов. Его творчество характеризуется общительностью, «открытостью» чувства, оно всегда обращено к широкой аудитории. Эмоциональный диапазон лирики Р. велик - от тихой поэтич. созерцательности до бурных взрывов протестующего чувства. При этом выражение того или иного внутр. душевного состояния обычно соединяется у Р. с отображением окружающей действительности; чаще всего это картины родной рус. природы или историч. нац. прошлого. Художник 20 в., чутко откликавшийся на запросы своего времени, Р. был вместе с тем наследником и продолжателем классич. традиций рус. музыки. Наиболее глубоки и тесны его связи с творчеством Чайковского. Но многое он воспринял и от композиторов петербургской школы - как в образной сфере творчества, так и в характере мелодич. языка, приёмах гармонич. и орк. письма. Своеобразие музыки Р. прежде всего в её особой экспрессивной заострённости, тонкости лирич. чувства, силе и напряжённости выразит. контрастов. Р. - ярчайший мелодист. Присущие его музыке мелодич. широта и распевность коренятся в рус. нар.-песенной и древней культовой мелодике (однако он редко прибегал к цитатному использованию фольклорных образцов; связь с нар. истоками носит у него более общий, индивидуально опосредствованный характер). Р. обладал особой манерой гармонич. письма, был крупным и оригинальным мастером орк. колорита. Одним из характерных элементов рахманиновского стиля является неповторимо своеобразный упругий и энергичный ритм, служащий одноврем. и сдерживающим началом в его музыке, и средством динамизации муз. развития. В разнообразном по жанрам творч. наследии Р., включающем оперы, разл. виды симф., вок.-симф., хор., камерно-инстр. и вок. музыки, центр. место (в количеств. отношении и по значению) занимают фп. произведения. Это объясняется как тем, что Р. был сам величайшим пианистом (большей частью первым исполнителем своих соч.), так и общей, возросшей в нач. 20 в. ролью фп. музыки в России. Р. и А. Н. Скрябин были первыми рус. композиторами, фп. музыка которых по значению стала равноценной самым высоким достижениям нац. оперного и симф. творчества. Р. синтезировал традиции пышно-декоративного пианизма Листа с широкой лирич. распевностью типично рус. характера, с интимной простотой и непосредственностью эмоционального выражения, присущей мн. фп. произв. М. И. Глинки, Чайковского и др. рус. композиторов. В совр. конц. репертуаре прочное место заняли 4 концерта для фп. с оркестром Р., среди которых особенно выделяются законченностью художеств. замысла, свежестью и выразительностью тематич. материала 2-й и 3-й. Продолжая вслед за Листом, И. Брамсом и Чайковским симфонизацию конц. жанра, Р. вносит в него элементы лирич. поэмности, подчёркивает монологич. начало, стремясь к возможно большему сближению партии солиста и оркестра. К концертам примыкает «Рапсодия на тему Паганини» для фп. с оркестром, в которой вариационная форма достигает широких симф. масштабов. Черты «концертности» присущи и мн. произв. Р. малой формы (6 музыкальных моментов ор. 16, 1896; прелюдии ор. 23 и ор. 32), фп. фактура которых часто носит развитой виртуозный характер. Но, как и в концертах, виртуозность подчинена в них поэтич. замыслу. Отд. пьесы указанных циклов связаны с устоявшимися жанровыми формами (танец, марш, песня, баркарола) и вызывают порой определённые картинные ассоциации. С. В. Rахманинов. Вокализ. Автограф. Пианистич. мастерство Р. разносторонне представлено в «Этюдах-картинах» ор. 33 и ор. 39. В каждом из них решение той или иной технически-фактурной задачи совмещается с яркой образностью музыки. Впоследствии композитор дал некоторым из своих «Этюдов-картин» программное истолкование. К произв. крупного конц. плана принадлежат 2 фп. сонаты P. (d-moll, 1906-07, и b-moll, 1913), по типу родственные «Большой сонате» (G-dur) Чайковского и 1-й сонате (b-moll) Глазунова. Однако для Р. жанр сонаты, в отличие от двух др. выдающихся представителей рус. фп. музыки того же времени - Скрябина и Н. К. Метнера, оказался малохарактерным. Р. написал для фп. также 2 цикла вариаций (на тему Шопена, 1902; на тему Корелли, 1931), ряд небольших пьес и конц. транскрипций (в т.ч. обработки собств. романсов «Сирень» и «Маргаритки»). В симф. творчестве Р. отразилась характерная для рус. музыки кон. 19 - нач. 20 вв. тенденция к синтезу элементов лирико-драм. симфонизма Чайковского с эпич. симфонизмом композиторов «Могучей кучки». В 1-й симфонии при наличии смелых новаторских прозрений этот синтез был осуществлён ещё недостаточно органично. Своеобразие симф. мышления Р. полностью выявилось в его 2-й симфонии, где главным стимулом развития служит не столько конфликтное соотношение тематич. элементов или их картинно-живописное контрастирование, сколько непрерывное напряжённое мелодич. дыхание. В 3-й симфонии, созданной уже в иную историч. эпоху, в условиях сложного переплетения противоречивых художеств. течений сер. 20 в., Р. утверждал жизненность классич. традиций рус. музыки. Образ Родины в разл. преломлениях составляет содержание этого произв., соединяющего лирику и эпос с суровым драматизмом. Во многом близки этой симфонии и «Симфонические танцы», оказавшиеся последним произв. Р. Яркой живописностью муз. языка отличаются программные симф. соч. «Утёс» (по стихотворению М. Ю. Лермонтова) и «Остров мёртвых» (по картине А. Бёклина), хотя психологич. выразит. задачи преобладают в них над красочно-изобразительными. Орк. развитие выполняет ведущую роль в вок.-симф. произв. Р.: кантате «Весна» (на слова стихотворения Н. А. Некрасова «Зелёный шум»), в которой он проявляет себя как художник, необычайно глубоко и тонко ощущающий поэзию родной рус. природы, и поэме «Колокола» (на сл. Э. По в пер. К. Д. Бальмонта) - трагическом повествовании о человеческой жизни, соприкасающемся в некоторых моментах с искусством символизма. «Три русские песни» для оркестра и хора - одно из немногих произв. Р., в которых он прибегает к подлинным нар.-песенным темам, трактуя их своеобразно и необычно. Выдающимся вкладом в муз. литературу для хора a cappella являются «Литургия Иоанна Златоуста» (1910) и «Всенощное бдение» (1915). Написанные на канонич. церк. текст, они далеко выходят за пределы прикладной богослужебной музыки и представляют собой законченные крупные произв. типа хор. кантаты. «Всенощная», возникшая как отклик на события 1-й мировой войны, - монументальное эпич. полотно, в котором выражены размышления композитора о нар. судьбе и нравств. долге человека. Опираясь на мелодику знаменного и др. древних (киевский, греческий) распевов, Р. пользуется смелыми и свободными методами её гармонич. обработки, вводит приёмы оперной и симф. драматургии. В своих операх Р. отказывается от сложной, насыщенной событиями драм. фабулы и тяготеет к известной камерности. Первой его юношеской опере «Алеко», ещё не вполне самостоятельной стилистически, присущи некоторые черты веристской драматургии. В «Скупом рыцаре» (на текст одной из «маленьких трагедий» Пушкина) Р. развивает тип небольшой декламационной оперы, прообразом которой в рус. музыке явился «Каменный гость» Даргомыжского. Но в отличие от «Каменного гостя» и основанной на аналогич. принципе оперы «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова, в «Скупом рыцаре» центр тяжести перенесён на орк. развитие. Симф. начало играет важную роль и в «Франческе да Римини» (либр. М. И. Чайковского по «Божественной комедии» Данте), отличающейся, как и остальные оперы Р., сжатостью и лаконизмом действия. Опера «Монна Ванна» (по одноим. пьесе М. Метерлинка, 1907) не была окончена. Большое место в творчестве Р. занимает камерный вок. жанр (написал более 80 романсов на слова рус. и заруб, поэтов). Непосредственность выражения лирич. чувства, яркий вок. мелодизм сближают Р. с Чайковским. Вместе с тем он стремился к тонкой декламационной передаче текста и красочной звукописной акцентировке осн. образных моментов. Тщательно разработанное фп. сопровождение приобретает нередко равноправное с вок. партией, а порой и главенствующее значение. Уже в юношеские годы Р. создал произв., не уступающие классич. шедеврам рус. вок. лирики, - «В молчаньи ночи тайной» (сл. А. А. Фета. 1890), «Не пой, красавица» (сл. Пушкина, 1892). Особой поэтич. проникновенностью, тонкостью эмоциональной нюансировки отличаются такие образцы созерцат. лирики Р., как «Сирень» (сл. Е. А. Бекетовой), «Здесь хорошо» (сл. Г. А. Галиной), «Ночь печальна» (сл. И. А. Бунина). Наряду с этим в его камерной вок. лирике встречаются и образы, проникнутые бурным жизнеутверждающим чувством («Весенние воды» на сл. Ф. И. Тютчева), мрачным трагизмом («Отрывок из Мюссе»; «Я опять одинок» на сл. Т. Г. Шевченко в пер. Бунина), пафосом мужества и отваги («Буря» и «Арион» на сл. Пушкина). Цикл романсов ор. 38 (1916) отличается изысканностью колористич. средств («Маргаритки» на сл. И. Северянина, «Сон» на сл. Ф. К. Сологуба) и гротесковой заострённостью образов («Крысолов» на сл. В. Я. Брюсова). Мелодич. дар Р. необычайно ярко проявился в «Вокализе», соединяющем типично рус. распевность, «неизбывную» широту мелодич. дыхания со строгой ритмич. остинатностью баручной арии. В области камерной инстр. музыки значит. произв. являются «Элегическое трио» d-moll, написанное под впечатлением смерти Чайковского, и соната для виолончели и фп. (1901). Как пианист Р. был единодушно признан одним из величайших художников в истории фп. исполнительства. Имя его ставилось в один ряд с именами Ф. Листа и А. Г. Рубинштейна. Его виртуозное мастерство было безгранично по своим возможностям, но он никогда не выдвигал его на первый план, всецело подчиняя содержат. художеств. замыслу. Исполнение Р. захватывало прежде всего огромной выразит. силой. Чрезвычайной рельефностью отличалась его фразировка, каждая деталь оказывалась «весомой» и была наполнена яркой экспрессией. Этому способствовал особый «рахманиновский» ритм, властно приковывавший внимание слушателя подчёркнутой остротой и энергией. Критика отмечала в фп. исполнении Р. черты «оркестральности», проявлявшиеся в богатстве звуковых красок, исключительно гибкой, разнообразной тембровой нюансировке и в ясном выделении каждого отд. голоса. При этом Р. никогда не увлекался красочными деталями в ущерб целому. Его называли «идеальным исполнителем-стратегом». Строгая проду- манность, цельность и законченность исполнит. замысла действовали убеждающе даже тогда, когда его интерпретация того или иного произв. расходилась с привычными трактовками и могла показаться в чём-то спорной. Теми же качествами, которые были характерны для Р.-пианиста, отличалось и его дирижёрское искусство. При внешней сдержанности, скупости жеста он обладал, по признанию современников, гипнотич. силой воздействия на музыкантов оркестра и слушателей. Тщательная отделка деталей соединялась в его исполнении с большой внутр. энергией и эмоциональной наполненностью. Избегая всего показного, Р. добивался от оркестра точного выполнения всех своих намерений. Среди его дирижёрских трактовок особенно выделялось исполнение 4-й и 5-й симфоний Чайковского, 2-й («Богатырской») симфонии Бородина, «Сечи при Керженце» Римского-Корсакова, сюит «Пер Гюнт» Грига, симф. поэм «Дон Жуан» и «Тиль Уленшпигель» Р. Штрауса, в театре - опер «Иван Сусанин» и «Пиковая дама». После отъезда за границу Р. почти полностью отказался от дирижирования и выступал на симф. эстраде лишь в исключит. случаях. Основные даты жизни и деятельности 1873. - 20 III. В имении Онег (Семёново?) Новгородской губ. в семье отставного офицера Василия Аркадьевича Р. и его жены Любови Петровны (урожд. Бутаковой) род. сын Сергей. 1877. - Начало систематич. занятий игрой на фп. под рук. А. Д. Орнатской. 1882. - Переезд семьи в Петербург, поступление на младшее отделение Петерб. консерватории в класс преподавателя игры на фп. В. В. Демянского. 1885. - Перевод в Моск. консерваторию в класс фп. Н. С. Зверева, в доме которого Р. жил до 1889. 1886. - I-II. Посещение Историч. концертов А. Г. Рубинштейна в Москве. Особенно сильное впечатление от «Аппассионаты» Бетховена и сонаты b-moll Шопена. 1887. - Первые опыты муз. творчества (набросок скерцо для оркестра, ноктюрны для фп.). 1888. - Переход на старшее отделение Моск. консерватории в класс А. И. Зилоти (фп.), А. С. Аренского (гармония, позже канон и фуга, инструментовка, свободное сочинение), С. И. Танеева (контрапункт строгого письма). 1889. - V. Экзамен по гармонии (П. И. Чайковский поставил Р. отметку «5» и окружил её со всех сторон знаками «+»). 1891. - 24 II. Исп. Р. в открытом ученич. концерте Моск. консерватории 1-й части 4-го концерта для фп. с оркестром А. Г. Рубинштейна (дирижёр - В. И. Сафонов); исп. в этом же концерте 2 частей неоконч. струн. квартета Р. в перелож. для оркестра. -24 V. Годовой экзамен по фп., после которого Р. получил диплом об окончании Моск. консерватории по классу фп. 1892. - 30 I. Концерт Р. с участием Д. С. Крейна и А. А. Брандукова (исп. ряда его произв., в т.ч. «Элегического трио» g-moll). - 17 III. Исп. Р. 1-й части своего 1-го концерта для фп. с оркестром в ученич. концерте Моск. консерватории под упр. Сафонова. - 7 V. Выпускной экзамен по композиции. Присуждение Р. большой золотой медали. - 28 XII и 27 I 1893. Концерты в Харькове с участием друга Р. - певца М. А. Слонова. 1893. - 27 IV. Премьера «Алеко» в Большом театре. - 18 X. Премьера «Алеко» в Киеве (дирижировал автор). 1894. - 31 I. Авторский концерт Р. в Москве с участием Ю. Э. Конюса, Брандукова и Е. А. Лавровской; первое исп. «Элегического трио» d-moll. - III. Начало работы в Мариинеком жен. уч-ще (до 1901). 1895. - XI-XII. Конц. поездка со скрипачкой Т. Туа [Лодзь, Белосток, Гродно, Вильнюс, Ковно (Каунас), Минск, Могилёв, Москва, Смоленск, Витебск, Рига]. 1897. - 15 III. Исп. 1-й симфонии Р. в одном из «Рус. симф. концертов» под упр. А. К. Глазунова. Резко отрицат. отзывы петерб. прессы. Длительный перерыв в творчестве. - Осень. Начало работы в качестве второго дирижёра в Моск. частной рус. опере (12 X. Первое выступление - в опере «Самсон и Далила»). 1898. - IX. Конц. поездка в Крым с артистами Моск. частной рус. оперы. Встреча с А. П. Чеховым. - Отказ от работы в театре. 1899. - 19 IV. Выступление в концерте Лондонского симф. общества в качестве пианиста и дирижёра (первое заруб, выступление Р.). - 27 V. Исп. «Алеко» на Пушкинском празднике в Таврическом дворце (Петербург) с участием Ф. И. Шаляпина. 1900. - V. Поездка в Крым: посещение Чехова в Ялте, знакомство с артистами Моск. Художеств. театра. - 2 XII. Исп. Р. 2-й и 3-й частей 1-го концерта для фп. с оркестром в Москве (дирижёр Зилоти). 1901. - 27 X. Первое (полное) исп. 2-го концерта для фп. с оркестром в симф. собрании Моск. филармонич. общества под упр. Зилоти. - 24 XI. Первое исп. 2-й сюиты для 2 фп. (автор и Зилоти). - 2 XII. Первое исп. сонаты для виолончели и фп. (Брандуков и автор). 1902. - 11 III. Первое исп. кантаты «Весна» в Москве под упр. Р. - IV. Женитьба Р. на двоюродной сестре Н. А. Сатиной. - XII. Выступления в Вене и Праге (2-й концерт для фп. с оркестром, дирижёр Сафонов). - Осень. Начало работы в Екатерининском жен. институте. 1903. - 10 II. Первое исп. Р. «Вариаций на тему Шопена» и неск. прелюдий ор. 23 в Москве. - 21 IX. Пост. «Алеко» в Новом театре в Москве с участием Шаляпина. 1904. - Присуждение Р. Глинкинской пр. за 2-й концерт для фп. с оркестром. -28. I. Исп. фантазии «Утёс» в Нью-Йорке, в концертах Рус. симф. общества М. И. Альтшуллера. - Начало работы в Большом театре в качестве дирижёра (первое выступление - в опере «Русалка»). - 21 IX. Торжеств. спектакль «Ивана Сусанина» под упр. Р. в Большом театре в обновлённой пост. к 100-летию со дня рождения Глинки. - 26 X. Юбилейное, 100-е представление оперы «Пиковая дама» в Большом театре под упр. Р. 1905. - 16 I, 18 III, 30 X и 26 XI. Симф. концерты Кружка любителей русской музыки под упр. Р. - 27 I. Премьера оперы «Пан-воевода» Римского-Корсакова в Большом театре под упр. Р. (этим выразил свою солидарность с Римским-Корсаковым, уволенным из консерватории за поддержку требований студентов). 1906. - 11 I. Премьера опер «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини» в Большом театре под упр. автора. - VI. Отказ от работы в Большом театре. - X. Переезд Р. с семьёй в Дрезден, с целью сосредоточиться на творч. работе. - Присуждение Р. Глинкинской пр. за кантату «Весна». 1907. - 26 V. Выступление в качестве пианиста и дирижёра в одном из «Рус. симф. концертов», организованном С. П. Дягилевым, в Париже (2-й концерт для фп. с оркестром; кантата «Весна», солист Шаляпин). 1908. - 17 I. Первое исп. 1-й фп. сонаты К. Н. Игумновым в концерте, посв. творчеству Р. (Москва). - 26 I. Первое исп. 2-й симфонии под упр. автора в Петербурге (2 II - в Москве). - Присуждение Р. Глинкинской пр. за 2-ю симфонию. 1909. - Избрание Р. членом дирекции Моск. отделения РМО и назначение на должность инспектора музыки при Гл. дирекции РМО. - 4 I. Первое авторское исп. 1-й фп. сонаты в Москве (7 I - в Петербурге). -18 IV. Первое исп. симф. поэмы «Остров мёртвых» под упр. автора в Москве. - 3 IX - 27 I 1910. Конц. поездка по США и Канаде (Нортхемптон, Филадельфия, Балтимор, Нью-Йорк, Бостон, Чикаго, Торонто). 1910. - 4 IV. Первое исп. 3-го концерта для фп. с оркестром в России (Москва). - 25 XI. Первое исп. «Литургии Иоанна Златоуста» хором Синодального уч-ща под упр. H. M. Данилина (Москва). 1911. - I-III. Конц. выступления в Москве, Киеве, Одессе, Петербурге и за рубежом (Германия, Нидерланды). - X. Конц. поездка по Великобритании. - XI. Конц. поездка по городам России [Киев, Харьков, Екатеринослав (Днепропетровск), Ростов-на-Дону, Баку, Тбилиси, Одесса, Вильнюс, Рига]. 1912. - 13,15, 17, 20, 22 и 23 II. Спектакли «Пиковой дамы» в Мариинском театре (Петербург) под упр. Р. - 6, 20 и 27 X, 3 XI, 1 XII. Симф. собрания Моск. филармонич. общества под упр. Р. - 23 XI. Концерт под упр. Р. памяти И. А. Саца. 1913. - X-XI. Конц. поездка по городам России [Курск, Орёл, Смоленск, Либава (Лиепая), Рига, Минск, Вильнюс, Лодзь, Варшава, Киев, Одесса, Кишинёв, Кременчуг, Полтава, Харьков, Екатеринослав, Таганрог, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Екатеринодар (Краснодар), Баку, Тбилиси]. - 30 XI. Первое исп. поэмы «Колокола» в Петербурге под упр. автора. 1914. - I. Конц. поездка по Великобритании. -3 II. Первое исп. поэмы «Колокола» в Москве под упр. автора. - XI-XII. Участие в концертах С. А. Кусевицкого в Киеве, Харькове, Москве в пользу раненных на войне. 1915. - 10 III. Первое исп. «Всенощного бдения» в Москве хором Синодального уч-ща под упр. Данилина. - 26 IX. Исп. Р. концерта для фп. с оркестром А. Н. Скрябина в Петрограде (дирижёр Зилоти; 12 X - в Москве). - X-XII. Выступления с концертом из произв. Скрябина в Ростове-на-Дону, Тбилиси, Москве, Петрограде, Киеве. 1916. - X-XII. Выступления с певицей Н. П. Кошиц в Москве и Петрограде (программы из произв. Р.). - XI-XII. Ряд концертов в Петрограде и Москве (первое исп. «Этюдов-картин» ор. 39). 1917. - I-II. Выступления в Москве, Петрограде, Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Таганроге. - 25 III. Последнее выступление Р. в Москве с оркестром под упр. Э. А. Купера (концерты для фп. с оркестром - 2-й Р., 1-й Чайковского, 1-й Листа). - XII (после 20). Отъезд Р. с семьёй за границу. 1918. - Конц. выступления в Копенгагене, Осло, Стокгольме. - XI. Переезд в США (Нью-Йорк). - 8 XII. Выступление в Провиденсе (штат Род-Айленд), явившееся началом интенсивной конц.-пианистич. деятельности Р. за рубежом (в сезон 1918-19 в США состоялось 36 выступлений). 1919-20. - Конц. выступления в США и Канаде. 1921. - Осень. Встреча с Шаляпиным и артистами Моск. Художеств. театра в США. 1922. - 2 IV. Участие в симф. концерте под упр. В. Дамроша в пользу голодающих в России. - Организация Р. продуктовых посылок через АРА (American Relief Administration). - 6 и 20 V. Выступления в Великобритании. 1923-25. - Конц. деятельность в Америке и Европе. 1926. - Возвращение к композиторскому творчеству, завершение 4-го концерта для фп. с оркестром (начат в России в 1914). 1927. - 18 III. Первое исп. 4-го концерта для фп. с оркестром (партию фп. исп. автор) и «Трёх русских песен» для хора и оркестра в симф. концерте под упр. Л. Стоковского (Филадельфия). 1928. - X-XII. Конц. поездка по городам Европы - Гаага, Амстердам, Роттердам, Берлин, Гамбург, Кёльн, Франкфурт, Ганновер, Дрезден, Бреслау (Вроцлав), Милан, Вена, Будапешт, Париж. 1929. - I-IV. Концерты в США (31 выступление). - X-XII. Конц. поездка по странам Зап. Европы (Германия, Великобритания, Нидерланды, Австрия, Венгрия, Швейцария, Франция). 1931. - 7 XI. Первое исп. Р. «Вариаций на тему Корелли» (Нью-Йорк). 1932. - Приобретение Р. имения в Швейцарии (вилла «Сенар»; до 1939 ежегодно проводил здесь с семьёй лето). 1933. - VIII. Поездка в Байрёйт на Вагнеровский фестиваль. 1934. - 7 XI. Первое исп. Р. «Рапсодии на тему Паганини» с оркестром под упр. Стоковского (Филадельфия). 1936. - 6 XI. Первое исп. 3-й симфонии под упр. Стоковского (Филадельфия). 1939. - XI-XII. Фестиваль в Нью-Йорке, посв. творчеству Р., с участием автора и Филадельфийского оркестра под упр. Ю. Орманди (10 XII - под упр. Р. исп. 3-я симфония и «Колокола»). 1941. - 3 I. Первое исп. «Симфонических танцев» под упр. Орманди (Филадельфия). - 13 и 14 III. Исп. под упр. Р. 3-й симфонии и «Колоколов» (Чикаго). - 1 XI. Концерт Р. в фонд медицинской помощи Сов. Армии (Нью-Йорк). 1942. - 7 XI. Концерт Р. в фонд помощи Сов. Армии (Нью-Йорк). 1943. - 3 II. Отъезд в очередное конц. турне. - 17 II. Последний концерт Р. в Ноксвилле, после которого поездка была прервана из-за обострившейся болезни (рак лёгких и печени). - 28 III. Смерть Р. в Беверли-Хилс (Калифорния).
Соч.: оперы - Алеко (либр. Вл. И. Немировича-Данченко по поэме А. С. Пушкина «Цыганы», 1892, Большой театр), Скупой рыцарь (на текст Пушкина, ор. 24, 1904; пост. 1906, Большой театр), Франческа да Римини (либр. М. И. Чайковского по 5-й песне «Ада» из «Божественной комедии» Данте, ор. 25, 1904; пост. 1906, Большой театр); для солистов, хора и орк. - кантата Весна (на текст стихотворения Н. А. Некрасова «Зелёный шум», ор. 20, 1902), поэма Колокола (на сл. Э. По в пер. К. Д. Бальмонта, ор. 35, 1913); для орк. - 3 симфонии (d-moll, op. 13, 1895; e-moll, op. 27, 1906-07; a-moll, op. 44, 1935-36), фантазия Утёс (по стихотворению М. Ю. Лермонтова, op. 7, 1893), Каприччио на цыганские темы, ор. 12 (1894), симф. поэма Остров мёртвых (по картине А. Бёклина, ор. 29, 1909), Симфонические танцы, ор. 45 (1940); для фп. с орк. - 4 концерта (fis-moll, op. 1, 1890-91, 2-я ред. 1917; c-moll, op. 18, 1901; d-moll, op. 30, 1909; g-moll, op. 40, 1914-26, 2-я ред. 1929, 3-я ред. 1941), Рапсодия на тему Паганини, ор. 43 (1934); камерно-инстр. ансамбли - Романс и Венгерский танец для скр. и фп., ор. 6 (No 1 и 2, 1893), Прелюдия и Восточный танец, ор. 2 (No 1 и 2, 1892) и соната g-moll, op. 19 (1901) для влч. и фп., Элегическое трио для фп., скр. и влч. (Памяти великого художника, d-moll, op. 9, 1893); для фп. - 2 сонаты (d-moll, op. 28, 1906-07; b-moll, op. 36, 1913, 2-я ред. 1931), Вариации на тему Шопена, ор. 22 (1902) Вариации на тему Корелли, ор. 42 (1931), Пьесы-фантазии (1892), Салонные пьесы (1893-94), 6 музыкальных моментов, ор. 16 (1896), 10 прелюдий, ор. 23 (1902), 13 прелюдий, ор. 32 (1910), 6 Этюдов-картин, ор. 33 (1911), 9 Этюдов-картин, ор. 39 (1916-17), Восточный эскиз (1917), Осколки (Fragments, 1917); для фп. в 4 руки - 6 пьес, ор. 11 (1894); для 2 фп. -2 сюиты (1-я - Фантазия, ор. 5, 1892; 2-я ор. 17, 1900-01); для хора с орк. - Три русские песни, ор. 41 (1928); для хора с фп. - Шесть хоров для жен. или детских голосов, ор. 15 (Славься, сл. Н. А. Некрасова; Ночка, сл. В. Н. Лодыженского; Сосна, сл. Лермонтова; Задремали волны, сл. К. Р.; Неволя, сл. Н. Г. Цыганкова; Ангел, сл. Лермонтова; 1894-96); для хора a cappellа - Литургия Иоанна Златоуста, ор. 31 (1910), Всенощное бдение, ор. 37(1915); для голоса с фп. - 6 романсов, ор. 4 (1891-93), 6 романсов на сл. А. Н. Плещеева, ор. 8 (1893), 12 романсов, ор. 14 (1896), 12 романсов, ор. 21 (1902), 15 романсов, ор. 26 (1906), Письмо К. С. Станиславскому от С. Рахманинова (1908), 14 романсов, ор. 34 (1912), Из Евангелия от Иоанна (1915), 5 романсов, ор. 38 (1916); транскрипции и перелож. (для фп.) - своих романсов Сирень (изд. 1941) и Маргаритки (изд. 1940), соч. др. авторов - Ж. Бизе. Менуэт из музыки к драме А. Доде «Арлезианка» (1903), М. П. Мусоргский. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка» (изд. 1921), Ф. Крейслер. Вальс «Муки любви» (изд. 1926) и вальс «Радость любви» (изд. 1943), Н. А. Римский-Корсаков. «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» (изд. 1931), И. С. Бах. Прелюдия, гавот и жига из сюиты E-dur для скр. соло (изд. 1933 и 1941), Ф. Мендельсон. Скерцо из музыки к пьесе У. Шекспира «Сон в летнюю ночь» (изд. 1938), П. И. Чайковский. «Колыбельная» на сл. А. Н. Майкова (изд. 1941), балет «Спящая красавица» (для фп. в 4 руки); юношеские соч. (не изданные автором) - 1-я часть симфонии (1891), симф. поэма Князь Ростислав (по стихотворению А. К. Толстого, 1891), Andante и скерцо для струн. квартета (1889), Элегическое трио для фп., скр. и влч. g-moll, 1-я ч. (1892), 3 ноктюрна для фп. (1887-88), 4 пьесы для фп. (1889), 2 пьесы для фп. в 6 рук (1890-91), Русская рапсодия для 2 фп. (1891), 5 романсов (1890-91), Бурлацкая песня для голоса с фп. (1891), Deus meus для хора a cappella (1890-91). Издания: Полн. собр. соч. для фп., т. 1-4, М., 1948-51; Романсы. Полн. собр., М., 1957; Романсы. Полн. собр., т. 1-2, М., 1973. Лит. соч.: С. И. Танеев, «Русские ведомости», 1915, 16 июня; Письма [1890-1943 гг.], ред., вступ. статья и комментарии З. Апетянц, М., 1955.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь