на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


РЕБИКОВ Владимир Иванович [19 (31) V 1866, Красноярск - 4 VIII 1920, Ялта] - русский композитор, пианист, педагог, писатель, обществ. деятель. Окончил Моск. университет (филологич. ф-т). Муз.-теоретич. предметы изучал под рук. моск. дирижёра и комп. Н. С. Кленовского. Муз. образование завершил в Берлине (по теории у К. Мейербергера, по фп. у Г. Мюлера). В 1893-98 преподавал в муз. уч-щах Москвы, Киева, Одессы. В эти же годы посетил Вену и Мюнхен. В 1897-1901 работал в Кишинёве, организовал там отделение РМО (1899) и музыкальное училище, вёл большую просветительскую работу. В 1901-09 успешно концертировал в Вене, Берлине, Праге, Лейпциге, Флоренции, Париже, а также в городах России. С 1909 жил в Ялте. Творчество Р. противоречиво. Простота сочетается в нём с надуманностью, претенциозностью. Традиционализм Р. связан корнями с демократич. бытовой гор. лирикой (А. А. Алябьев, А. Л. Гурилёв, К. П. Вильбоа, Вик. Н. Пасхалов) и лирикой П. И. Чайковского. В своих исканиях он исходил из позднего творчества R. Вагнера, муз. драм М. П. Мусоргского, опер Р. Штрауса, а также живописи А. Бёклина. Ценны находки Р. в области синтетич. жанров (меломимика, мелопластика, музыкально- психографич. драма). К лучшим страницам в целом декадентского творчества Р. принадлежат фп. и вок. миниатюры, опера «Ёлка» (1900), музыка для детей. Р. перевёл с нем. яз. труд К. Мейербергера «Гармония Вагнера», с франц. - работу Ф. Геварта «Методический курс оркестровки» (М., 1900).
Соч.: оперы (муз.-психологич. и психографич. драмы) - В грозу (по повести «Лес шумит» Короленко, ор. 5, 1893, пост. 1894, Гор. театр, Одесса), Княжна Мери (по повести «Герой нашего времени» Лермонтова, не оконч.), Ёлка (по сказке «Девочка со спичками» Андерсена и рассказу «Мальчик у Христа на ёлке» Достоевского, ор. 21, 1900, пост. 1903, антреприза M. E. Медведева, театр «Аквариум», Москва; 1905, Харьков), Тэа (на текст одноим. поэмы А. Воротникова, ор. 34, 1904), Бездна (либр. Р., по одноим. рассказу Л. Н. Андреева, ор. 40, 1907), Женщина с кинжалом (либр. Р., по одноим. новелле А. Шницлера, ор. 41, 1910), Альфа и Омега (либр. Р., ор. 42, 1911), Нарцисс (либр. Р., по «Метаморфозам» Овидия в пер. Т. Л. Щепкиной-Куперник, ор. 45, 1912), Арахнэ (либр. Р., по «Метаморфозам» Овидия, ор. 49, 1915), Дворянское гнездо (либр. Р., по одноим. роману И. С. Тургенева, ор. 55, 1916), детская феерия Принц Красавчик и принцесса Чудная Прелесть (1900-е гг.); балет - Белоснежка (по сказке «Снежная королева» Андерсена); пьесы для фп., хоры; романсы, песни для детей (на слова рус. поэтов); обр. чеш. и слов, песен и др. Лит. соч.: Орфей и Вакханки, «РМГ», 1910, No 1; Через 50 лет, там же, 1911, No 1-3, 6-7, 13-14, 17-19, 22-25; Музыкальные записи чувства, там же, 1913, No 48.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь