на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


РИМ (Roma) - столица Италии, один из древнейших культурных центров Европы. 2,8 млн. жит., с пригородами 3,6 млн. (1973). Истоки муз. культуры восходят к Др. Риму (см. Древнеримская музыка). В обществ., гос. жизни Римской империи музыке отводилась существ. роль. В 4 в., с провозглашением христианства гос. религией, Р. стал одним из центров развития литургич. пения. В кон. 6 в. при папе Григории I была осуществлена реформа церк. пения (мелодич. стиль и форма григорианского пения окончательно сложились лишь в 8-9 вв.). Тогда же была основана школа церк. музыкантов - т. н. Орфанотропиум (с нач. 7 в. - «Схола канторум», помещавшаяся в спец. здании близ базилики Сан-Джованни). «Схола канторум» стала ведущей организацией в области церк.-певч. искусства. На протяжении мн. веков здесь воспитывались певцы для папской капеллы. Уже с 6 в. музыке при папском дворе отводилась существ. роль. В кон. 9 в. ученики «Схола канторум» принимали участие во всевозможных церемониях, нар. празднествах, карнавалах. Однако в 10 - нач. 14 вв. в связи с неустойчивостью папского трона, а позднее - перенесением папской резиденции в Авиньон (1309) роль школы и капеллы уменьшается. Во 2-й пол. 14 в. «Схола канторум» практически перестаёт функционировать. Небольшая часть её состава была передана Авиньонской капелле, где культивировалась в основном французская, а позже фламандская музыка. После возвращения папы в Италию (1377) и до сер. 15 в. капелла фактически была частью папской свиты и в связи с многочисл. переездами не могла оказывать значит. влияния на муз. культуру Р. Большую роль в жизни города начиная с 12 в. и особенно в 13-16 вв. играли «братства лаудистов» (см. Лауда), которые со временем стали устраивать драм. представления с пением. В нач. 16 в. «братства» участвовали в грандиозных постановках пассионов в Колизее (по страстным пятницам), а несколько позже ставили духовные драмы на площадях близ базилики Сан-Джованни и собора св. Петра (эти представления в 1539 были запрещены папой Павлом III). В 70-х гг. 15 в. началось возрождение папской (ватиканской) капеллы, связанное с деятельностью Сикста IV. Был принят её новый устав, расширен состав, выстроено спец. здание капеллы. По имени папы капелла получила назв. Сикстинской. Ему принадлежала также идея создания второй капеллы - при соборе св. Петра, осуществлённая, однако, лишь в 1512 папой Юлием II (капелла Юлия). В обеих капеллах были сосредоточены лучшие мастера церк. пения из Италии и др. стран. Капеллу собора св. Петра в разное время возглавляли голландец Я. Аркадельт (1539-1551), Палестрина (1551-55 и 1571-90), Дж. Анимучча (1555-71), П. Агостини (1626-29), В. Маццокки (1629-46), О. Беневоли (1646-72), Д. Скарлатти (1715-19), Н. Йоммелли (1749-54), Н. Цингарелли (1804-11). С 1-й пол. 16 в. в Р. стали возникать капеллы при мн. крупных соборах: славилась капелла базилики Санта-Мария Маджоре, среди руководителей которой были Палестрина (1561-66), Дж. М. Нанино (1571-75), Г. Аллегри (1610-29), А. М. Аббатини (1640-45 и 1649-57), А. Скарлатти (1703-09). Известны также капеллы базилики Сан-Джованни ин Латерано (осн. 1535; возглавлялась О. Лассо, 1541-48, Палестриной, 1555-60), церкви Сан-Луиджи деи Франчези, часовен Сан-Джероламо делла Карита и Санта-Мария ин Валличелла (основаны Ф. Нери) и др. Эти капеллы, а также некоторые уч. заведени я - Римская семинария, колледж Германико, приют Санто-Спирито и др., воспитавшие неск. поколений композиторов, оставались гл. очагами муз. культуры в Р. вплоть до кон. 17 в. С сер. 16 в. появились частные школы (в т. ч. братьев Нанино, Д. М. Бернардини, П. Агостини, В. Маццокки, Н. Вичентино), которые давали фундаментальное муз. образование, причём обучение начиналось обычно с 5-6-летнего возраста. В 17 в. пользовались популярностью также школы певцов Дж. и Ф. М. Феде, Дж. Амадори. Начиная с 16 в. в связи с общим подъёмом итал. художеств. культуры в разл. слоях римского общества широкий размах приобрело музицирование. Его очагами наряду с церк. капеллами были ремесленные цеховые объединения, кружки просвещённых любителей литературы и искусства (именовались иногда академиями). Сложилась крупная композиторская римская школа, величайшим представителем которой был Палестрина. Среди её мастеров - К. Феста, Дж. Анимучча, Клеменс-не-Папа, Дж. М. и Дж. Б. Нанино, Ф. и Дж. Анерио, Д. Аллегри, а также работавшие в Сикстинской капелле испанский композиторы К. Моралес, Б. Эскобедо, Т. Л. де Виктория. Существенной для муз. жизни Р. была деятельность т. н. Академии Аркадия (Ассаdemia dell'Arcadia, осн. 1692), объединявшей знатных аристократов, учёных, музыкантов, в числе которых Д. Скарлатти, А. Корелли. Большое значение для развития муз. культуры города имело создание во 2-й пол. 16 в. конгрегации музыкантов (в 1584 папа Григорий XIII дал разрешение на её организацию, в 1585 Сикст V подтвердил это спец. декретом; её члены собирались в разл. церквах, в т. ч. в базилике Санта-Чечилия). Возглавлял её Палестрина, среди первых членов - мн. представители римской школы. В 1634 декретом папы Урбана VIII конгрегация получила право надзора за муз. образованием и издат. делом, с 1689 в соответствии с новым указом осуществляла руководство фактически всей проф. муз. деятельностью. С 1709 музыканты имели право занимать определ. должность лишь с разрешения конгрегации (в 1700-12 её секцию инструменталистов возглавлял Корелли). На протяжении 18 - нач. 19 вв. её роль то увеличивалась, то уменьшалась. Статусом 1838 конгрегация была преобразована в проф. организацию широкого профиля, тогда же ей было присвоено назв. «Санта-Чечилия» академия. Р. был вторым после Венеции городом в Италии, где стали издаваться муз. произв. Среди первых нотоиздателей - А. де Антикуис (в 1510 вышли его «Новые песни»), издания которого служат образцом гравюры на дереве. Впоследствии наряду с ксилографией он использовал гравюру на металле. Среди ведущих издателей последующих лет - А. Барре, П. Мазотти, Л. А. Сольди, Дж. Б. Роблетти, Б. Дзанетти, семья Маскарди. В 1586 римский издатель С. Веровио, а за ним Н. Муцио и Н. Барбоне применили важную новинку нотопечатания - гравировку на меди. Особенности развития муз. культуры Р. во многом определялись общностью духовной и светской музыки. Так, о появлением опер в их исполнении постоянно участвовали певцы Сикстинской капеллы. Первые оперные представления в Р., как и повсюду в Италии, давались в домах знатных горожан. Благодаря семье Барберини Р. стал вторым после Флоренции городом, осуществившим пост. оперы («Представление о душе и теле» - «Rappresentazione del anima е di corpo» Э. Кавальери, 1600). В 1634-56 во дворце Барберини регулярно ставились оперы. В Р. не было своих крупных оперных мастеров, однако здесь жили и работали многие выдающиеся композиторы страны. Опера под влиянием католических тенденций приобрела в Р. своеобразную окраску. Наряду с античными мифологич. сюжетами («Смерть Орфея» С. Ланди, 1619; «Цепь Адониса» Д. Маццокки, 1626) существенное место в оперных сюжетах занимала религиозная тематика. Наиболее значит. произведение римской школы - «Святой Алексей» Ланди (1632). В Р. появились и ранние образцы комич. оперного жанра: «Страждущий да надеется» В. Маццокки и М. Мараццоли (1639), «Нет худа без добра» Аббатини и Мараццоли (1653) и др. Со 2-й пол. 17 в. стали возникать частные театры. В 1669 швед. вельможа из свиты королевы Кристины граф Дж. д'Алиберт по спец. разрешению папы Клемента IX открыл публич. театр. Вначале спектакли давались в зале «Тор ди нона» (перестроен из тюрьмы; функционировал в 1670-75 и 1690-96, неоднократно реконструировался). В 1717 был создан новый театр, получивший назв. «Театр делле Даме». Его гл. конкурентом в кон. 17 - 1-й пол. 18 вв. был театр «Капраника» (открыт в 1678 М. Капраникой как частный, с 1695 давались публич. спектакли). До сер. 18 в. оба театра ставили преим. оперы-сериа, с 1754 на сцене «Капраника» (после реконструкции) господствовала комич. опера. Среди театров, открытых в 18 в., выделялись «Аполло» (построен в 1795 на месте «Театра делле Даме») и «Арджентина» (осн. в 1732 герцогом Дж. Сфорца Чезарини). Расцвет их деятельности наступил в 19 в. В театре «Арджентина» состоялись премьеры опер «Севильский цирюльник» Россини (1816), «Двое Фоскари» (1844) и «Битва при Леньяне» (1849) Верди, в театре «Аполло» - его опер «Трубадур» (1853) и «Бал-маскарад» (1859), регулярно давались балетные спектакли. Одноврем. действовал ряд театров, меньших по масштабам, где также ставились оперы: «Валле» (осн. 1726, с сер. 19 в. - драматический), «Политеама Романе», «Куприно», «Метастазио» (с кон. 19 в. - первая в Р. опереточная сцена). По свидетельству современников, спектакли театров Р. уступали в пышности и блеске постановкам в Милане, Неаполе, Флоренции, хотя римские театры принадлежали к числу наиболее вместительных в Европе. Вначале спектакли шли лишь во время традиц. карнавалов, позднее театр. сезон охватывал осенние и весенние месяцы. Репертуар отличался разнообразием, представляя творчество лучших композиторов Италии. В 19 в. ведущая роль в организации концертов и разл. муз. мероприятий принадлежала академии «Санта-Чечилия». Параллельно с ней активную деятельность вели и др. муз. учреждения, значительно оживлявшие муз. жизнь Р. В 1821 Р. М. Папазур основал Римскую филармонич. академию (Accademia Filarmonica Romana), гл. задачей которой в те годы было конц. исполнение опер, не шедших на сцене по различным, часто политическим, причинам (в 1861 распущена властями за поддержку нац.-освободит. движения). Завоевание Италией независимости и провозглашение Р. столицей (1871) внесло существ. перемены в муз. жизнь города, способствовало её демократизации и централизации, а также повышению роли Р. как мирового муз. центра. Уменьшилось влияние Ватикана на развитие муз. культуры и деятельность ведущих муз. учреждений. Особенно возросло значение академии «Санта-Чечилия». После двух неудачных попыток открыть при ней уч. заведение (1847, 1857), по инициативе Дж. Сгамбати и Э. Пинелли были организованы классы скрипки и фп., а в 1876 на их основе - Музыкальный лицей (с 1919 - консерватория «Санта-Чечилия»). В 1878 создана публич. б-ка академии (в специально построенном здании), располагающая крупными коллекциями старинных нот, книг и рукописей из римских и провинциальных библиотек. В 1895 академия открыла собств. конц. зал для исп. камерной музыки; симф. концерты проводились ею в театрах «Аугустео» (до 1936), «Адриано» и «Арджентина» (с 1946). С 1935 устраивались летние циклы концертов под открытым небом на площади у базилики ди Массенцио. Возродилась также деятельность Филармонич. академии (с 1868); среди наиболее значительных её начинаний - систематич. концерты кантатно-ораториальной, а с 1920 и камерной (при Филармонич. академии был создан квартет) музыки. В её программах существ. место занимают сочинения совр. итал. авторов. С 1847 функционировало Римское орк. общество (Societa orchestrale Romana), дававшее Симф. концерты (до 1898) в зале «Данте». В 1867 Сгамбати совм. с Пинелли, Л. Фьорино и Т. Рамаччотти основал Римское квартетное общество, а несколько позднее - Римское муз. общество (Societa musicale Romana). В кон. 19 в. значение Р. как центра оперного искусства падает. Большинство малочисленных по составу трупп прекратило существование, на смену частным театрам пришли крупные коммерч. предприятия. В 1880 оперой «Семирамида» Россини открылся театр «Костанци» (назв. по имени импресарио Д. Костанци; построен по проекту арх. А. Сфондрини). Со временем театр становится гл. сценой города, особенно после закрытия театра «Аполло» (1889) и превращения театра «Арджентина» в конц. зал. В театре «Костанци» состоялись премьеры некоторых опер П. Масканьи («Сельская честь», 1890; «Друг Фриц», 1891; «Ирис», 1898; «Маленький Марат», 1921), Дж. Пуччини («Тоска», 1900) и др. В нач. 1920-х гг. театр был реконструирован, открыт (1928) под назв. «Театр оперы» (с 1946 - Римская опера или «Театро дель опера»), является практически единств. оперной сценой столицы. В послевоенные годы театр, как и большинство итал. трупп, испытывал серьёзные материальные трудности, приведшие в кон. 40-х - 50-е гг. к острому кризису, о котором свидетельствовали медленное обновление репертуара, невысокий уровень постановок и исполнения, снижение числа посетителей. Заметными событиями были лишь выступления гастролёров - дир. Г. Караяна (поставил «Дон Жуана» Моцарта), певцов М. Каллас, М. Дель Монако, Т. Гобби. С 60-х гг. театр постепенно возрождает былую славу благодаря деятельности импресарио М. Аллегретти, а также возглавлявшего театр комп. М. Дзафреда. Здесь ставятся произв. совр. итал. авторов, а также забытые классич. оперы. За сезон (с конца ноября - до середины июня) проходит до 15 премьер, причём иностр. оперы, как правило, идут на языке оригинала. Муз. спектакли периодически ставятся также на сценах театра «Элизео» (построен в 1900), экспериментального театра «Индипенденти» (с 1921), в летнее время представления устраиваются под открытым небом на развалинах Терм Каракаллы (собирается до 8 тыс. чел.). До 1939 для оперных спектаклей использовался также театр «Адриано», где позднее начали проводиться симф. концерты и массовые мероприятия. Широко практикуется конц. исполнение опер с последующей их записью на грампластинки (осуществляется Итал. радио и телевидением); для исполнения произв. М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова приглашались советский дирижёры и солисты. В Р. работают мн. муз. организации и исполнит. коллективы. Концерты регулярно дают симф. оркестры Нац. академии «Санта-Чечилия» и Итал. радио и телевидения, камерные оркестры «Виртуозы Рима» и др. Среди ведущих конц. организаций - Римская филармонич. академия, Междунар. академия камерной музыки (Accademia internazionale di musica da camera), Римская муз. ассоциация «Солисты Рима» («Solisti di Roma»), Ассоциация «Перголезиана» и др. Здесь же находятся гл. проф. объединения музыкантов, а также Ассоциация муз. молодёжи, Федерация джазовых музыкантов, Группа обновления музыки. Многие из них организуют концерты, симпозиумы, семинары. В летние месяцы ежегодно проходят Фестиваль камерной музыки, Фестиваль оперы (под открытым небом). В Р. проводятся конкурсы: орк. дирижёров (с 1956, учреждён Нац. академией «Санта-Чечилия»), молодых оперных дирижёров - им. А. Тосканини, композиторов (присуждается премия Италии; конкурс организует Об-во совр. музыки и Итал. радио и телевидение), пианистов - им. А. Казагранде в Терни (близ Рима). Среди научно-исследоват. и спец. муз. уч. заведений Р. - консерватория «Санта-Чечилия», Ин-т истории музыки при Римском университете, Школа духовной музыки и пения при Ассоциации духовной музыки «Санта-Чечилия» (Associazione Italiana S. Cecilia per musica sacra). Крупнейшие коллекции муз. изданий и рукописей хранятся в б-ке Анджелика, Римской б-ке (Biblioteca Romana), Нац. центр. б-ке им. Виктора Эммануила II, Б-ке Нац. академии деи Линчеи (Biblioteca dell'Accademia dei Lincei e Corsiniana); ценным материалом по истории итал. музыки располагают Музей муз. инструментов при академии «Санта-Чечилия», Нац. музей муз. инструментов, Отдел муз. инструментов Ист.-этнографич. музея. Крупнейшие собрания звукозаписей хранятся в Гос. дискотеке. В Р. находится ряд муз. обществ, в т. ч. Корпорация новой музыки (секция Междунар. общества совр. музыки; осн. в 1917 как Нац. муз. общество, в 1919 преобразовано в Итал. общество совр. музыки, с 1923 - Корпорация).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь