на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


РОЖЕ-ДЮКАС (Roger-Ducasse) Жан Жюль Эмабль (18 IV 1873, Бордо - 19 VII 1954, Ле-Тайан-Медок, близ Бордо, деп. Жиронда) - французский композитор, пианист, педагог. С 1892 учился в Парижской консерватории у Г. Форе (композиция), А. Жедальжа (контрапункт), Э. Пессара (гармония), Щ. Берио (фп.). В 1902 удостоен 2-й Большой Римской пр. (за кантату «Альцион»). В 1909-14 был активным участником Независимого муз. общества (осн. 1909). В 1909-35 инспектор классов пения, затем генеральный инспектор музыки в школах Парижа. С 1935 профессор Парижской консерватории; среди его учеников - П. Висмер, Ж. Ален, Ж. Л. Мартине. С 1945 жил в Бордо. Благодаря «Концертам А. Зилоти» (1909-14) произв. Р.-Д. приобрели известность и получили признание в муз. кругах Петербурга. По заказу Мариинского театра (для M. M. Фокина) им написана лирич. мимодрама «Орфей» (1913; посв. А. И. Зилоти; в 1914 фрагменты прозвучали в Петербурге в конц. исполнении под упр. Зилоти, в 1926 пост. полностью на сцене «Гранд-Опера»). В ранних произв. Р.-Д. сказалось влияние Г. Форе (посвященный ему 1-й струн. квартет получил высокую оценку современников). Позднее на творч. развитие композитора во многом повлияла эстетика импрессионизма. Музыке Р.-Д. присущи лирич. мелодизм, изысканность оркестровки, красочная гармония сочетается в ней с контрапунктич. техникой, романтич. непосредственность высказывания - с классич. стройностью формы. Автор многих фп. произв.; в них нашли выражение тяготение к полифонич. формам, мастерство и изобретательность в области фп. фактуры («Виртуозные этюды», 1916; написаны для М. Лонг). Р.-Д. принадлежат мн. работы учебно-методич. характера, в т. ч. фп. упражнения, этюды для начинающих (3 тетради), сольфеджио (изд. 1907, 3-е изд. 1933), учебник муз. диктанта (изд. 1910, 2-е изд. 1937). Р.-Д завершил 2 соч. К. Дебюсси - Рапсодию для саксофона с оркестром (изд. 1919) и 2 фрагмента из музыки к спектаклю «Король Лир».
Соч.: комич. опера - Кантегриль (1931, Париж, «Опера комик»); лирич. мимодрама - Орфей (1913); для хора с орк. - поэма-кантата В саду Маргариты (An jardin de Marguerite, 1905), поэмы Сарабанда (1910), Улисс и сирены (с жен, хором, 1937); скерцо Весёлая игра в верёвочку (Le joli jeu de furet, для солистов и детского хора, 1920); для орк. - Французская сюита (1909), Балетная прелюдия (1910), Маленькая сюита (1911, перелож. соч. для фп. в 4 руки), Французский марш (1920), Весенний ноктюрн (1919), поэма Эпиталама (1923), Симфоническая поэма на имя Г. Форе (1923), Зимний ноктюрн (1931); Забавные [шуточные] вариации на серьёзную тему (Variations plaisantes sur un theme grave) для арфы с орк. (1909); камерно-инстр. ансамбли - фп. трио, трио для гобоя, кларнета и фагота, 2 струн. квартета (1909, 1953), фп. квартет (1912); для фп. - 6 прелюдий (1907), Вариации на хорал (1915), 3 баркаролы, эскизы, экспромт, рондо; Маленькая сюита (в 4 руки, 1897) и др.; соната и пьесы для скр. соло, пьесы для влч. соло и др.; хоры, в т. ч. - К первым лучам зари (Aux premieres clartes de l'aube), Мадригал (на сл. Мольера, 1925), детские и женские хоры с органом, романсы.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь