на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


РОЛЛА (Rolla) Алессандро (6 IV 1757, Павия - 15 IX 1841, Милан) - итал. скрипач, альтист, композитор, дирижёр, педагог. Учился игре на скрипке у Дж. Конти. Работал в Вене, затем в Милане. С 1782 придв. альтист, с 1792 скрипач, с 1802 руководитель инстр. придв. капеллы в Париже, одноврем. преподавал (у Р. в 1795 учился Н. Паганини). В 1802-33 концертмейстер и дирижёр театра «Ла Скала» в Милане (Л. Шпор отмечал высокий уровень игры оркестра «Ла Скала» под упр. Р.). Выступал (также в качестве альтиста) как солист и ансамблист (играл в квартете). В 1808-35 профессор по классу скрипки Миланской консерватории; в числе учеников - Э. Каваллини, Б. Феррара, а также сын Р. - Антонио Джузеппе Р. (1798-1837; был концертмейстером оркестра Дрезденской оперы, 1823-36). Р. - выдающийся скрипач и один из крупнейших альтистов Европы. Игра Р. отличалась выразительностью и виртуозностью; обладал «огненным» темпераментом (эти качества исп. Р. были восприняты и развиты Паганини), славился как дирижёр и ансамблист. В 1833 в Милане с Р. встречался М. И. Глинка; в «Записках» Глинка отметил, что при исп. его Серенады для фп., арфы, альта, виолончели, фагота и валторны игра солиста-альтиста Р. произвела на него глубокое впечатление. Р. - автор более 150 произв.; ему принадлежат также инструктивные соч. - «24 интонации», «24 каденции», «24 гаммы»; мн. методич. соч. не опубликованы (см. список рукоп. соч. в издании «Catalogo generale del Archivo musicale noseda», compilato dal E. de Guarinoni, Mil., 1897).
Соч.: балеты (даты пост. в Милане) - Аделасия (1779), Изербек (1802), Элоиза и Роберто, или Граф Эссекс (1805), Пизарро, или Завоевание Перу (Pizzarro, ossia La conquista de Peru, 1807), Абдул (1808), Ахиллес и Скирос (1808); симфонии; концерты с орк. - 7 для скр., 12 для альта; камерно-инстр. ансамбли - соната для скр. и альта, дуэты для 2 скр. и для скр. и альта, струн. трио, 6 струн. квартетов, струн. квинтеты; пьесы для скр. соло; хоры.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь