на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


РОЧБЕРГ (Rochberg) Джордж (р. 5 VII 1918, Патерсон, Нью-Джерси) - американский композитор. Учился в Гос. педагогич. колледже в Монтклэре, затем в Муз. школе Л. Мэннеса в Нью-Йорке (1939-41), где изучал муз.-теоретич. предметы и композицию под рук. X. Вайссе и Дж. Селла, продолжал занятия в Ин-те Кёртис у Р. Скалеро и Дж. К. Менотти (1945-47). Преподавал в этом же институте (1948-54), затем (получив стипендию Фулбрайта) совершенствовался в Амер. академии в Риме (1950-51), где на формирование творч. стиля Р. оказал большое воздействие Л. Даллапиккола. С 1951 работал в Филадельфии, был гл. редактором издательства «Теодор Прессер» (1952-67). С 1960 преподавал на муз. ф-те (вскоре стал его рук.) Пенсильванского университета. Испытал влияния разл. композиторов - И. Ф. Стравинского и П. Хиндемита (в ранних соч.), Г. Малера, А. Шёнберга, Э. Вареза (в соч. нач. 50-х гг.). Музыка зрелого периода отличается драматизмом, большой напряжённостью; она основана на разработанной Р. собств. оригинальной системе серийной техники. Р. принадлежит ряд теоретич. работ.
Соч.: Страсти 20-го века (A 20th century passion, для 4 солистов, хора и орк., содержит цитаты из соч. Г. Шюца, И. С. Баха, Г. Малера и Ч. Айвса, 1968), симфония-кантата Давид-псалмопевец (David the psalmist, для тенора с орк., 1959); для орк. - симфонии (1949, 2-я ред. 1955; 1956), симф. поэма Ночная музыка (Night music, пр. им. Дж. Гершвина, 1953), симфония-фантазия (1956), орк. пьесы Период времени (Time span, 1960, 2-я ред. 1962), Музыка для волшебного театра (Music for the magic theater, 1965); для камерного opк. - Ночная музыка (Night music, 1949), Священное песнопение (Cantio sacra, 1953), Камерная симфония (1953), Челтэнхэмский концерт (Cheltenham concerto, 1958); для голоса и камерного орк. - Песни наивности и опыта (Songs of innocence and experience, по У. Блейку, 1961), Картины (Tableux, для сопрано и 11 инструменталистов, 1968), Песнь примирения (Mizmor l'Piyus, для баса или баритона и малого орк., 1970); камерно-инстр. ансамбли - Концертный дуэт для скр. и влч. (1955), Диалоги для кларнета и фп. (1958), фп. трио (1963), 3 струн. квартета (No 2, 1961), Мрачные звуки (Black sounds, для духовых и ударных, 1965); Песни Кришны (Songs of Кrishna, для голоса с фп., 1970); для фп. - 12 багателей (1952, также для орк., 1965), 2 сонаты, каприччо для 2 фп. (1949); фантазия для скр. с фп. (1955) и др. пьесы; песни; хор. соч.; произв. для бэнда. Лит. соч.: The Hexachord and its relation to the twelveton row, Phyl., [1955].

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь