на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


РОЯЛЬ (от франц. royal - королевский, царственный) - струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент, одна из разновидностей фортепьяно. Термин «клавесин рояль» (clavecin royal) введён мастером клавишных инструментов И. Вагнером (работал в Дрездене), который назвал так сконструированное им в 1774 фп. с 3 педалями и регистрами (с течением времени Р. с регистрами перестали изготовлять). В Р. струны, дека и механика расположены в горизонтальной плоскости. Характерная особенность Р. - крыловидная форма корпуса, обусловленная размерами прилегающих струн - более коротких для высоких и более длинных для низких звуков. Прототип совр. Р. - пьянофорте (фортепьяно), изобретённое в 1709-11 итал. мастером Б. Кристофори. Более 100 лет Р. оставался деревянной конструкцией; затем увеличение числа струн, большее их натяжение, вызванное постепенным повышением строя, а также стремление мастеров продлить срок эксплуатации инструмента привели сначала к укреплению деревянной рамы металлич. распорками - шпрейцами; в 1-й четв. 19 в. стали применяться т. н. полосовые и трубчатые металлич. рамы, в сер. 19 в. - цельнолитые чугунные. У совр. Р. суммарная сила натяжения струн превышает 20 тонн. В 1821 С. Эраром введена механика с двойной репетицией (см. Механика фортепьянная). В целях сохранения наибольшей длины (важна для звучания басов) и одноврем. уменьшения габаритов Р. в 1-й пол. 19 в. стало применяться диагональное, т. н. перекрёстное расположение струн в 2 (одна над другой) плоскостях (система введена Бабкоком в 1830); в некоторых конструкциях в кон. 19 - нач. 20 вв. струны располагались в 3 плоскостях. Фп. мастера и фирмы вносили в разное время разл. усовершенствования, среди них - задерживающаяся педаль и дискантовый колокольчик (фирма «Стайнуэй»), т. н. аликвотные струны (см. Резонансовые струны; «Блютнер») и др. По размерам Р. делятся на концертные (длина до 3 м), салонные (ок. 2 м), кабинетные (1,6-1,8 м), «миньон» (1,1-1,5 м). Диапазон совр. малых Р. - 7 октав, салонных и конц. - 7ј октавы - А2 - с5 и более (Р. фирмы «Бёзендорфер» - F2 - с5). Основатели наиболее известных фирм: в России - Ф. Дидерихс, Я. Беккер, К. Шредер, Ф. Мюльбах (все - Петербург), Трессольт (Рига); в Германии - Ю. Блютнер (Лейпциг), Р. Ибах (Бармен), Ю. и П. Шидмайер (Штутгарт), К. Рёниш (Дрезден), К. Бехштейн (Берлин), А. Фёрстер (Лейпциг); во Франции - С. Эрар, И. Плейель, Г. Герц и И. Фрейденталер (Париж); в США - Г. Э. Стайнуэй (ныне «Стайнуэй и сыновья», Нью-Йорк), К. Мейер (Филадельфия); в Чехословакии - А. Петров («Петров»). В СССР наиболее известные марки - «Красный Октябрь» (Ленинград), «Эстония» (Таллин).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь