на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



РУМЫНСКАЯ МУЗЫКА. Рум. муз. искусство восходит к древности, ко временам даков. Одноврем. с формированием рум. языка складывалось нар. муз. творчество, которое отличалось самобытностью образного содержания, ладо-мелодич. и ритмич. спецификой, многообразием жанров, богатством инструментария. Сокровищницу рум. фольклора составляют обрядовые (колядки, весенние, жатвенные, свадебные, похоронные и др.), колыбельные, пастушьи, шуточные, лирич. песни, эпические баллады, плачи и т. н. «песни скорби», лирич. дойны - один из наиболее сложных и развитых нар. жанров. В связи с ростом освободит. движения возникли песни социального протеста и революц. борьбы, от гайдуцких и батрацких до пролетарских, позже антифашистские. Рум. песни одноголосны, иногда включают элементы гетерофонии. Преобладает диатоника, типичны натуральные лады, пентатоника, а также сложные ладовые образования, синтезирующие элементы неск. ладов (напр., лидийского с миксолидийским, лидийского с фригийским и др.). Отсюда ладово-интонац. специфика рум. муз. фольклора, наличие «мерцающих» ступеней (высоких и низких). Для нар. муз. произв. (кроме танц. жанров) характерны нерегулярность и асимметричность ритмики, прихотливость и разнообразие ритмич. групп, завуалированность сильных долей. Многочисленны танц. жанры рум. фольклора. Преобладают коллективные пляски: хора, сырба, мужской танец брыу, ынвертита, хацегана и др. Нередко танец сопровождается пением; в народном быту издавна распространены празднества с песнями и плясками под названием жок, виртуозные пляски-игры кэлу-шарь и др. Разнообразны нар. наигрыши, часто импровизац. склада, с богатой орнаментикой и прихотливой ритмикой. Любимейший инструмент в народе - скрипка; издревле распространены струнные - кобза, цимбалы; духовые - флуер (свирель), най (флейта Пана), чимпой (волынка), тарагот, бучум (рог). Позже в быт вошли кларнет, виолончель, контрабас и др. Важнейшая роль в формировании и распространении фольклора принадлежит народным музыкантам-профессионалам - лэутарам, создавшим специфич. виртуозный и экспрессивный стиль исполнения. Они выступали чаще всего в составе нар. ансамблей-тарафов. Иск-во наиболее известных лэутаров - Барбу Лэутару, Н. Пику, К. Чолака, Г. Динику - высоко ценилось крупнейшими музыкантами мн. стран. Оттоманское иго надолго задержало формирование светской проф. музыки. До 19 в. муз. жизнь сосредоточивалась в княжеских домах и барских усадьбах, в монастырях и церквах. Последние были тогда не только очагами духовной муз. культуры, к-рая складывалась в сложном взаимодействии византийской литургич. музыки, нар.-песенных истоков и славянских, в т. ч. рус. влияний, но и центрами муз. образования. Из этой среды вышли первые румынские музыканты, собиравшие муз. фольклор, создававшие муз.-теоретич. труды: органист и композитор Йоан Кайони (17 в., Трансильвания), записавший мелодии нар. песен и танцев, сопроводив их basso continuo, позже фольклорист А. Панн (19 в.), который издал сборники религиозных и светских нар. песен. С нач. 19 в. в Румынии всё чаще гастролируют иностр. оркестры, оперные труппы. Развитие светской проф. муз. культуры значит. успехов достигает в сер. 19 в., в период объединения Валахии и Молдовы и образования гос-ва Румынии (1862). Повышается интерес музыкантов к нар. творчеству, композиторы шире вводят элементы фольклора в свою музыку; в целом творчество их развивалось в традициях европ. классики и раннего романтизма. Первые рум. композиторы-профессионалы - Л. Вист, И. А. Вахман, А. Флехтенмахер - обращались преим. к демократич. жанрам: хор. и сольной песне, водевилю, оперетте. Вахман написал первый водевиль на рум. языке («Триумф любви», 1835), Флехтенмахер - первую рум. оперетту («Баба-Яга», 1848). Во 2-й пол. 19 в. развёртывается творчество Э. Кауделлы, автора популярных водевилей, комич. оперы «Олтянка» (1880) и первой в Румынии нар.-романтич. оперы без разговорных диалогов «Петру Рареш» (1889), ставшей значит. вехой в развитии рум. оперного искусства. Кауделла и Флехтенмахер создали первые рум. орк. фантазии и увертюры в нар. духе. Ч. Порумбеску принадлежат песни патриотич. содержания, получившие широкую известность в демократич. кругах, и нац. оперетта «Новолуние» (1880). Один из зачинателей рум. симф. и камерной музыки Дж. Штефэнеску в 1869 создаёт первую рум. симфонию. Его искания в камерных жанрах продолжил К. Димитреску - автор первых рум. струн. квартетов, пьес для виолончели и камерных ансамблей. Значит. вклад в развитие рум. муз. культуры, особенно хоровой, внёс Г. Музическу, на творчество которого оказала влияние передовая рус. эстетика; он одним из первых нашёл самобытные пути претворения рум. фольклора (в т. ч. крестьянского) в проф. музыке. Наряду с Музическу плодотворно работали в области хор. музыки Д. Кириак-Джорджеску, позднее - Г. Куку, а также Г. Дима, Я. Мурешану и Й. Виду, деятельность которых протекала в Трансильвании. Творчество рум. композиторов отличалось патриотич. и демократич. направленностью, они обращались к сюжетам из нар. жизни и нац. истории. В 1-й пол. 20 в. складывается композиторская школа, сочетающая достижения классич. и совр. европ. музыки со стилевыми закономерностями рум. фольклора. Глава этой школы Дж. Энеску - один из крупнейших европейских музыкантов 20 века; его симф. и камерные соч., опера «Эдип» (1931) стали классич. образцами рум. музыки. Среди крупных рум. композиторов 1-й пол. 20 в. - М. Андрику, автор 10 симфоний, 9 симфониетт, камерных инстр. соч., Д. Куклин, написавший 20 симфоний, М. Жора, один из основоположников рум. балета и камерной вок. музыки. В оперном творчестве значит. достижением явились нар.-психологич. драма «Напасть» С. Драгоя (1927), комич. опера «Бурная ночь» П. Константинеску (1934), историческая муз. драма «Александру Лэпушняну» А. Зирры (1930). В 1920 в Бухаресте организовано Об-во рум. композиторов (президент - Энеску, генеральный секретарь - К. Брэилою), способствовавшее становлению нац. муз. искусства Румынии. В 1949 на его базе создан Союз композиторов СРР. В 30-е гг. 19 в. в Румынии закладываются основы муз. образования: Филармонич. общества в Бухаресте (1833) и в Яссах (1836) подготовили почву для открытия в 1864 консерваторий в обоих городах. С 1847 функционировало Рум. певч. и театр. общество в Трансильвании, дававшее представления на рум., венг., нем. языках. В 1866 в Бухаресте организован первый постоянный симф. оркестр, в 1868 на основе Филармонич. общества - Бухарестская филармония (директор и дирижёр Э. Вахман). Разными труппами ставились первые оперные спектакли на рум. языке. С 1852 муз. спектакли шли на сцене Нац. театра (поочерёдно с драматическими). В 1885 Дж. Штефэнеску организовал первую постоянную рум. оперную труппу, работавшую (с перерывами) до нач. 20 в. Во 2-й пол. 19 в. мировую известность получили рум. певцы: X. Даркле, Дж. Димитреску, М. Нуовина, Д. Попович-Байрёйт, Е. Теодорини. Первые рум. симф. дирижёры - Э. Вахман, Э. Кауделла. Высокого уровня достигло хор. исполнительство, выделялись - хор Ясской Митрополии (рук. Г. Музическу), хоры Баната и Трансильвании (рук. Й. Виду и Г. Дима). В 1901 Д. Кириак-Джорджеску осн. хор. общество «Кармен», сыгравшее большую роль в муз. жизни страны. В сер. 19 в. появляются работы первого рум. муз. критика Н. Филимона (Бухарест), позже - муз. историка Т. Бурады (Яссы). Появляются первые муз. журналы. С 1-й пол. 20 в. интенсивно развивается муз.-театр. и конц. жизнь. Активную деятельность ведут: дирижёры - А. Алессандреску, Дж. Джорджеску, Д. Динику, А. Кастальди, Э. Массини, И. Перля; пианисты - Ф. Лазэр, Д. Липатти; виолончелисты - Д. Динику, К. Димитреску, певцы - Т. Грозэвеску, Э. Истратти, Ф. Кристофоряну, Дж. Фолеску, П. Штефэнеску-Гоангэ. Ведущую роль в муз. жизни Румынии играл Дж. Энеску - композитор, скрипач, дирижёр и пианист. Создаются рум. оперные театры в Бухаресте (1919, с 1921 - государственный) и Клуже (1920), где в том же году была открыта консерватория. Плодотворно работают основоположник рум. муз. историографии Дж. Брязул, критик Б. Чомак, фольклористы К. Брэилою, Т. Бредичану, С. Драгой. В 1927-28 в Бухаресте основаны фонограммархив рум. нар. музыки при Министерстве искусств и фольклорный архив при Об-ве рум. композиторов, поставившие на науч. основу изучение рум. нар. творчества. После освобождения страны от фашизма (1944) и провозглашения Румынии нар. республикой (1947) наступает новый этап в истории рум. музыки. Нар. власть оказывает неизменную поддержку развитию муз. культуры; создаются условия для всестороннего развития проф. и самодеят. искусства, которое приобретает невиданный ранее массовый характер. Особое значение придаётся просветит. работе музыкантов, их непосредств. связи с рабочими предприятий и сельскими тружениками. В конц. залы и театры пришёл демократич. слушатель. Жизнь внесла новые идеи, темы, формы в муз. творчество. Развиваются такие демократич. жанры, как массовая песня (М. Вескан, Г. Думитреску, И. Киреску, В. Попович, Л. Профета, М. Сокор и др.), оратория, кантата на героич., историч., революц. темы. Среди получивших признание произв. - оратории «Тудор Владимиреску» (1950), «Наша Гривица» (1963) и «Золотые зори» (1964) Г. Думитреску, поэма-кантата «Дрозд Илие Пинтилие» Виеру (1949), вок.-симф. поэма «Мать» (1949) и оратория «Дуб из Борзешть» (1966) Сокора, кантата «Баллада о Георге Дожа» Паладе (1951), «Кантата о Родине» Профеты (1959), оратория «Созвездие человека» Олаха (по Маяковскому, 1960) и др. В оперном творчестве утверждается новый для Румынии жанр нар. муз. драмы на историч., реже совр. сюжеты (цикл муз. драм Г. Думитреску: «Господарь Ион Лютый», 1955, «Дечебал», 1957, «Восстание», 1959, «Девушка с гвоздиками», 1960; опера П. Константинеску «Панэ Лесня Русалим», 1955, и др.). Обращаясь к этим темам, композиторы опирались на опыт рус. муз. классики, а также на творчество советский композиторов. Героич. тема раскрывается позднее и в камерной опере [трилогия - «Прометей» (1958), «Марьяна Пинеда» (1966), «Допрос на заре» (1973) Д. Поповича, «Право на любовь» Брату (1973)] и в ряде балетов [«Янку Жиану» (1962) и «Пламя» (1973) Кириака, «Весна» Трэилеску (1972)]. Образно-сюжетные рамки рум. музыки расширяются за счёт обращения композиторов к классич. европ. литературе в опере [соч. П. Бентою - комич. опера «Амур-лекарь» (по Мольеру, 1964), радиоопера «Ифигения - жертва» (по Еврипиду, 1968), муз. драма «Гамлет» (по Шекспиру, 1969)] и в балете («Принц и нищий» Профеты, по М. Твену, 1963). Продолжают разрабатываться и традиц. сюжеты из нац. легенд [оратория «Миорица» Тодуцэ (1958), опера «Замолксе» Глодяну (1969), балет «Возвращение из глубин» Жоры (1959) и др.]. Большое внимание уделяется программной симф. музыке. Традиция симф. пьес на нар. темы, идущая от «Румынских рапсодий» Энеску, нашла продолжение в творяестве П. Константинеску («Олтеняска», «Чобанашул», «Брыу», 1949-51), Т. Рогальского (Три румынских танца, 1950), позднее - К. Д. Джорджеску («Марамурешские мотивы», 1963) и др. В области симф. музыки работают П. Бентою, В. Бергер, Д. Бугия, А. Виеру, Г. Думитреску, Й. Думитреску, Д. Попович, С. Тодуцэ (симфония), А. Виеру, З. Ванча, М. Кириак, Д. Попович (концерт для оркестра), Т. Григориу, И. Думитреску, Д. Капояну, Ш. Никулеску, Т. Олах, Л. Фельдман (разл. орк. пьесы). Нац. инстр. концерт, сложившийся в творчестве П. Константинеску, основоположника этого жанра в Румынии (соединившего классико-романтич. традицию с народно-нац. началом), по-новому развивается в творчестве Вентою, Виеру, А. Строе и др. Значительны достижения рум. камерной музыки; наряду с мастерами старшего поколения (Андрику, Ванча, Жора, Сокор, Т. Чортя), многообразно проявили себя композиторы Вентою, Бергер, Виеру, Глодяну, Ш. Зорзор, М. Истрате, Д. Константинеску, М. Марбе, М. Молдован, А. Рациу, К. Цэрану и др. В области хор. музыки успешно работают Т. Брату, Г. Думитреску, Й. Киреску, А. Пашкану, А. Пауцэ и др. Большой вклад в развитие рум. оперетты, эстр. лёгкой музыки внесли Ф. Барбу, Г. Дендрино, Н. Киркулеску, Ф. Комишел, А. Мэлиняну, Т. Попа, Э. Роман, Й. Хартулари-Даркле. Получила развитие музыка для кино. Творчество совр. рум. композиторов характеризуется разнообразием стилей и направлений. Они ищут пути обновления муз. языка, расширяют сферу тонального мышления, используют новые муз. средства, не теряя при этом связей с нац. фольклором. Соч. мн. композиторов получили известность за пределами страны. В условиях строительства социалистич. общества в Румынии подлинного расцвета достигают муз. исполнительство и образование. Создаются новые коллективы и муз. театры. Открылись филармонии в Тимишоаре (1947), Клуже (1955); Т-р Венгерской оперы в Клуже (1953), оперные театры в Тимишоаре (1947), Яссах (1956), муз. театры в Брашове (1957), Галаце (1957), Констанце (1958), Т-р оперетты (1944) и Т-р муз. ревю им. К. Тэнасе (1947) в Бухаресте. В стране работают ок. 20 симф. оркестров, камерные оркестры, инстр. ансамбли. Мировую известность получили симф. оркестры Бухарестской филармонии им. Дж. Энеску, Радио и Телевидения, Клужской филармонии, Оркестр нар. инструментов им. Барбу Лэутару, ансамбли нар. танца «Румынская рапсодия» («Чокырлия», 1953), «Периница» и др. Было создано множество хор. коллективов, в т. ч. академич. хор Бухарестской филармонии, хор Бухарестской консерватории «Мадригал» под упр. М. Константина (осн. в 1968). Обогащается репертуар исполнит. коллективов и солистов: наряду с зап. классикой включаются также соч. рус. и сов. композиторов, ранее мало известные в Румынии. Среди музыкантов-исполнителей: дирижёры - А. Алессандреску, И. Бачу, М. Басараб, Дж. Джорджеску, Й. Конта, М. Кристеску, Й. Перля, Т. Рогальский, К. Сильвестри, Э. Симон, А. Чолан, Э. Эленеску и др.; пианист В. Георгиу; скрипачи - Й. Войку, Ш. Георгиу, Ш. Руха; виолончелист Р. Алдулеску; кларнетист А. О. Попа; наист Г. Замфир; певцы - Ю. Бучучану, Г. Зобиан, Д. Иордэкеску, Г. Крыснару, Т. Лукачу, Д. Оханесян, З. Палли, Э. Петреску, В. Теодорян, Н. Херля, Е. Черней, Г. Штефэнеску-Гоангэ, О. Энигареску, М. Янкулеску. Бухарестская консерватория им. Ч. Порумбеску, Клужская им. П. Димы и Ясская им. Дж. Энеску выросли в крупные муз. уч. заведения. Осн. центрами исследоват. работы в области музыки являются консерватории, а также музыковедч. секции CК CPP, Ин-та истории искусств (осн. в 1949), Ин-та этнологии, диалектологии и фольклора (осн. в 1949 под назв. Ин-т этнографии и фольклора). С 1957 функционируют муз. издательство CК CPP и фирма грамзаписи «Электрекорд», с 1950 выходит ежемесячный журн. «Muzica». Издаются ежегодники муз. статей и исследований. Ведущие музыковеды Румынии: Р. Александреску, Т. Балан, Дж. Брязул, П. Брынкуш, Дж. Бэлан, З. Ванча, Р. Гиркояшу, В. Косма, О. Л. Косма, Дж. Сбырча, В. Томеску, Г. Фирка, К. Л. Фирка, А. Хофман и др.; фольклористы Т. Александру, Э. Комишель, Т. Мырза, Й. Никола, Е. Черня, Г. Чобану и др. Интенсивные муз. связи Румынии с др. странами мира включают регулярные обменные гастроли коллективов и солистов, творч. командировки композиторов и музыковедов, участие в междунар. фестивалях, симпозиумах, конкурсах и др. В Румынии проводятся международные и нац. муз. конкурсы и фестивали, в том числе с 1958 каждые три года - Междунар. фестиваль им. Энеску.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
РУ..

МАЛИЙСКАЯ МУЗЫКА

МАРИИНСКИЙ ТЕАТР

МАРИЙСКАЯ МУЗЫКА

МАРКО ДА ГАЛЬЯНО

МАРЦИН ИЗ ЛЬВОВА

МЕГВИНЕТ-УХУЦЕСИ

МИКРОИНТЕРВАЛИКА

МИЛЬДЕР-ХАУПТМАН

МИНЬЯР-БЕЛОРУЧЕВ

МОСКОВСКАЯ ШКОЛА

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЯЩИК

НАТУРАЛЬНЫЕ ЛАДЫ

НЕМАЯ КЛАВИАТУРА

ПЕТРОВА-ЗВАНЦЕВА

ПЕТРОВСКИЙ ТЕАТР

ПУХОЛЬ ВИЛЛАРУБИ

РИМСКИЙ-КОРСАКОВ

РОЖОК АНГЛИЙСКИЙ

РОЗАНОВА-НЕЧАЕВА

САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СВЯЗУЮЩАЯ ПАРТИЯ

СЕРИЙНАЯ ТЕХНИКА

СИРИЙСКАЯ МУЗЫКА

СЛОВАЦКАЯ МУЗЫКА

СЛОЖНАЯ КАДЕНЦИЯ

СЛУХ МУЗЫКАЛЬНЫЙ

СОВЕТСКАЯ МУЗЫКА

СТЕШЕНКО-КУФТИНА

СТРУННЫЙ ОРКЕСТР

ТАТАРСКАЯ МУЗЫКА

ТЕРЬЯН-КОРГАНОВА

ТИБЕТСКАЯ МУЗЫКА

ТРЕБЕЛЛИ БЕТТИНИ

ТУВИНСКАЯ МУЗЫКА

ТУНИССКАЯ МУЗЫКА

УЗБЕКСКАЯ МУЗЫКА

ХАКАССКАЯ МУЗЫКА

ЦАНИ ДЕ ФЕРРАНТИ

ЦЕЛОТОННАЯ ГАММА

Музыкальный словарь ver16