на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


РУССЕЛЬ (Roussel) Альбер Шарль Поль Мари (5 IV 1869, Туркуэн, департамент Нор - 23 VIII 1937, Руайан, департамент Приморская Шаранта) - французский композитор, педагог, муз.-обществ. деятель. Брал уроки композиции у Э. Жигу (1894), учился у В. д'Энди в «Схола канторум» (1898), где преподавал контрапункт (1902-14, с 1913 профессор); среди учеников - Э. Сати, Ролан-Манюэль, Э. Варез, а также Б. Мартину, бравший у Р. уроки композиции. Советами Р. пользовались также мн. иностр. музыканты, в т. ч. К. Рисагер, П. Петридис. Свои первые произв. Р. создал во время плаваний по Атлантич. и Инд. океанам в качестве морского офицера. Посещение Индии и Индокитая, ознакомление с муз. искусством этих стран и др. ориентальными культурами, а также увлечение музыкой С. Франка, д'Энди, К. Дебюсси, И. Ф. Стравинского оказали влияние на формирование творч. индивидуальности Р., отразились в ряде его соч. (опера-балет «Падмавати», по инд. мотивам). Дебютировал как композитор в 1898 (под упр. Р. были исполнены 2 его 4-гол. мадригала, соч. 1897, получили премию на конкурсе Об-ва композиторов; не сохранились, как и др. ранние пьесы). Соч. 1910-х гг. отмечены влиянием импрессионизма (балет «Пиршество паука» и популярная орк. сюита из балета; вок.-симф. соч. «Заклинания», соната и сонатина для фп.). После 1-й мировой войны 1914-18 (её участник) примкнул к неоклассицизму, был видным представителем этого направления во Франции (балет «Вакх и Ариадна», концерты - для малого оркестра, для фп. с оркестром; Маленькая сюита для оркестра, 3-я и 4-я симфонии, симфониетта для струнных). В кон. 1920-х гг. соч. Р. стали известны за рубежом (2-я сюита из балета «Вакх и Ариадна», Псалом 80-й). В 1930 Р. посетил США (присутствовал на исп. Бостонским симф. оркестром своей 3-й симфонии под упр. С. А. Кусевицкого, написанной по его заказу). С 1935 был пред. Нар. муз. федерации Франции. Р. одним из первых в 30-е гг. стал использовать т. н. экзотич. лады - др.-греч., кит., индийские (соната для фп. и скрипки, 1929).
Соч.: оперы - Падмавати (опера-балет, соч. 1918; 1923, Париж), Рождение лиры (лирич., La Naissance de la lyre, 1925, Париж), Завещание тётушки Каролины (Le Testament de la tante Caroline, 1936, Олмоуц, на чеш. яз.; 1937, Париж, на франц. яз.); балеты - Пиршество паука (Le festin de l'araignee. 1-актный балет-пантомима; 1913, Париж), Вакх и Ариадна (1931, Париж), Эней (с хором; 1935, Брюссель); Заклинания (Evocations, для солистов, хора и орк., 1922); для орк. - 4 симфонии (Лесная поэма - La Poeme de la foret, программная, 1906; 1921, 1930, 1934), симф. поэмы: Воскресенье (Resurrection, по Л. Толстому, 1903) и Весеннему празднеству (Pour une fete de printemps, 1920), сюита F-dur (Suite en Fa, 1926), Маленькая сюита (Petite suite, 1929), Фламандская рапсодия (Rapsodie flamande, 1936), симфониетта для струн. орк. (1934); соч. для воен. орк.; для инструмента с орк. - фп. концерт (1927), концертино для влч. (1936); камерно-инстр. ансамбли - дуэт для фагота с контрабасом (или с влч., 1925), трио - фп. (1902), струнное (1937), для флейты, альта и влч. (1929), струн. квартет (1932), дивертисмент для секстета (дух. квинтет и фп., 1906), сонаты для скр. с фп. (1908, 1924), пьесы для фп., органа, арфы, гитары, для флейты и для кларнета с фп., хоры; песни; музыка к спектаклям драм. театра, в т. ч. к пьесе Р. Роллана «14 июля» (совм. с А. Онеггером и др., 1936, Париж). Лит. соч.: Savoir choisir, [P., 1936]; Reflexions sur la musique d'aujourd'hui, в кн.: Bernard R., A. Roussel, P., 1948.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь