на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



САЗ - струн. щипковый инструмент, распространённый у мн. народов Кавказа и Закавказья. Азербайджанский С. имеет глубокий корпус грушевидной формы из орехового или тутового дерева, долблёный или склеенный из отд. клёпок, и длинную шейку, прямоуг. или округлую с тыльной стороны. В тонкой деревянной деке С., иногда также в корпусе, просверлены мелкие резонаторные отверстия. Гриф и края деки часто украшаются перламутром. В головке, к-рая служит продолжением шейки, имеются деревянные колки, к колкам прикреплены металлич. струны (4-10; наиболее употребительны С. с 8-10 струнами); по настройке они объединяются в 3 группы, каждая из которых настраивается в унисон, - мелодическая (3-хорная; строй d1), бурдонная (2-хорная; строй g), аккомпанирующая (3-хорная; строй с1). Т. о., крайние группы струн образуют интервал большой секунды, средняя - ниже 1-й на квинту и ниже 3-й на кварту. Струны 1-й группы служат для исп. мелодии, струны 2-й используются открытыми, создавая органный пункт, струны 3-й - поддерживают некоторые мелодич. ходы и участвуют в гармония, созвучиях. Исполнитель опирает корпус о верхнюю часть груди, шейку приподнимает, играет плектром, защипывая поочерёдно все струны. Поэтому мелодия постоянно сопровождается гармонич. фоном - кварто-квинтовыми аккордами, часто с полутонами. Звук С. - звонкий, нежный, красивого тембра (в классич. азерб., арм. и дагестанской поэзии С. определяется как «сладкозвучный», «золотой»). Существуют С. малые (500-700 мм), средние (800-1000 мм) и большие (1200-1500 мм), которые носят на ремне через плечо. С. - один из самых старинных нар. инструментов Азербайджана. Его предшественниками считают ситар (или джуфти саз; упоминается в поэмах Низами, 12 в.) и дутар, имеющий сходную форму. Исполнители на С. - ашуги используют его как аккомпанирующий инструмент при сольном пении, во вступит. импровизациях, сольных инстр. эпизодах, разделяющих части произв., и в отыгрышах, проявляя высокое мастерство и как инструменталисты. С. применяется и в совр. ансамблях, и в оркестрах нар. инструментов. Армянский С. имеет ту же конструкцию, что и азербайджанский; отличается лишь настройкой 2-й группы струн. звучащей октавой выше, чем в азерб. С. (е1-a1-d1). Дагестанский С. называемый чунгур (чугур) - 2-струнный, его парные струны настраиваются в кварту (d1-a, f1-с1). С. распространён также в Иране, Афганистане и др. странах Востока.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
СА..

НАТ

НЕЙ

НЕФ

НИГ

НОМ

НЭЙ

ОДА

ОЙТ

ОРФ

ОТС

ПАС

ПОТ

ПТИ

РАЯ

РЕЙ

РИЗ

РИМ

РИС

РОГ

САЦ

СУК

СУН

ТАР

ТЕО

ТИЦ

ТОБ

ТОН

ТОТ

ТОХ

ТУШ

УДЖ

УЛЬ

ФОР

ФУТ

ХЁГ

ХАС

ХОР

ХУД

ХУР

Музыкальный словарь ver16