на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


САККИНИ (Sacchini) Антонио Мария Гаспаре (14 VI 1730, Флоренция - 6 или 7 X 1786, Париж) - итальянский композитор. Учился в неаполитанской консерватории «Санта-Мария ди Лорето» у Дж. Манно (пение), Н. Фьоренца (скрипка), Ф. Дуранте (гармония, контрапункт, композиция). Дебютировал в 1756 интермедией «Фра Донато» (исп. студентами консерватории). С 1758 работал в капелле консерватории (с 1761 второй капельмейстер). Оперы С. «Андромаха» (1761) и др. с успехом ставились в Италии. С 1769 был «маэстро ди капелла» (хормейстер и вок. педагог) в консерватории (оспедалетто) «Санти-Джованни э Паоло» в Венеции. Среди учеников - Л. Конти, А. Габриели. С 1770 жил в Германии, создавая оперы для Мюнхена и Штутгарта, затем вернулся в Италию, ставил свои оперы в Венеции, Неаполе, Милане. В 1772-81 работал в Лондоне, где с успехом исполнялись его оперы «Тамерлан» (1773), «Монтесума» (1775), «Солдатская любовь» (1778) и др. В 1782 переехал в Париж, переделал для франц. сцены ряд своих опер, в т.ч. «Сид», «Армида». В разгоревшейся «войне глюкистов и пиччинистов» примкнул к партии К. В. Глюка. Представитель неаполитанской оперной школы, С. испытал влияние Глюка, что нашло отражение в одной из лучших опер С. «Эдип в Колоне» (1785), принесшей ему славу.
Соч.: Андромаха (1761, театр «Сан-Карло», Неаполь), Александр Север (1762, театр «Сан-Сальваторе», Венеция), Александр в Индии (1763, там же), Олимпиада (1763, театр «Нуово», Падуя), Узнанная Семирамида (Semiramide nconosciuta, 1764, театр «Арджентина», Рим), Сид (1769, там же; франц. ред. - Химена, или Сид, 1783, Фонтенбло), Армида (1772, «Реджо дукале», Милан; франц. ред. - Ринальдо, 1783, «Корол. академия музыки», Париж), Тамерлан (1773, Лондон), Монтесума (1775, там же), Эдип в Колоне (1785, пост. 1786, Версаль), Арвир и Эвелина (пост. посм. 1788, «Корол. академия музыки», Париж) и др.; симфонии, камерная инстр. музыка (скр. сонаты, трио-сонаты, струн. квартеты), оратории, мессы и др. духовные произв.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь