на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



САРСУЭЛА (испан. zarzuela) - испан. разновидность муз.-сценич. представления, близкая оперетте. Муз. номера в С., хоровые или сольные, чередуются с разговорными диалогами и танцами. Своё название С. получила от имени придв. загородного замка «Zarzuela», где в нач. 17 в. происходили постановки первых С. Исполнение С. обычно приурочивалось к к.-л. праздничным событиям: свадьбе, рождению, коронации и др., поэтому первоначально эти спектакли назывались «Праздниками Сарсуэлы» («Fiestas de Zarzuela»); для них избирались мифология, или героич. сюжеты, а постановки отличались особой пышностью. Большое влияние на развитие С. оказали эклоги X. дель Энсино - муз.-драм. представления лирич. характера, широко известные в кон. 15 - 1-й пол. 16 вв. Образцы первых С. (наиболее ранний среди них - пьеса Лопе де Вега «Лес без любви» - «La selva sin amor», 1629) дошли до нас только как лит. произв.; их музыка, так же как имена композиторов, остались неизвестными. Первая С., в которой сохранилась и музыка, - «Одним лишь взором ревность убивает» («Celos aun del aire matan», 1660) - принадлежит X. Идальго (либр. П. Кальдерона); музыка Идальго свободна от влияний итал. и франц. оперы. В ней ощутима связь с популярными испан. романсами и балладами; преобладает монодич. склад, исключение составляют краткие, большей частью 4-гол. хоры. Мелодия, как правило, подчиняется силлабич. принципу; преобладает гаммообразное движение, лишь иногда усложнённое хроматизмами или украшенное мелизмами. В сарсуэлах Идальго есть речитативы с аккордовым сопровождением. Не вполне ясен вопрос об инструментовке С. В партитуре одной из С. (к-рая была найдена только в 1933 испан. исследователем X. Субирой), кроме вок. партий, выписан лишь инстр. бас. Известно, однако, что испан. театр. оркестр того времени обычно состоял из арф, скрипок и гитар; Корол. капелла, кроме того, располагала некоторыми дух. инструментами: фаготами, chirimia (примитивная разновидность кларнета) и трубами. Среди др. авторов музыки С. 17-18 вв. - С. Дурон, А. Литерес, Р. де Ита, а также итальянцы, работавшие в Испании, - Г. Брунетти и Л. Боккерини. В 18 в. С., вытесненная итал. оперой, переживала период упадка; в 19 в. началось возрождение жанра. В 1856 в Мадриде был открыт спец. театр (действующий поныне) для постановок С., вслед за которым возникло множество других. Однако жанр С. в 19 в. претерпел значит. изменения. Из аристократич. спектакля, служившего для развлечения корол. двора, она, переняв мн. черты расцветшей в 18 в. тонадильи, превратилась в демократич. жанр, в котором широко используются испан. нар. мелодии и танцы. В 19 в. развитие С. протекало в двух направлениях: большая С. (zarzuela grande) в 2 и более актах и малая (genero chico) одноактная, обладавшая чертами водевиля. Одним из первых композиторов, обратившихся в это время к С., был Ф. Барбьери, автор 77 С, среди которых наиболее известны «Хлеб и быки» («Pan y toros», 1864) и «Цирюльник из Лавапьеса» («El barberillo de Lavapies», 1874). В сарсуэлах Барбьери оживают романтич. фигуры и пейзажи старого Мадрида в духе некоторых полотен Ф. Гойи. Не меньшей популярностью пользовались сарсуэлы Э. Арриеты-и-Корера («Marina», 1871). Музыка излюбленных С., таких как «La gran via» (название главной улицы в Мадриде, 1886) Ф. Чуэки, была известна самым широким слоям населения. Большой известности достигли сарсуэлы Т. Бретона «Празднество голубки» («La verbena de la paloma», 1894), «Любовник из Теруэля» («Los amantes de Teruel», 1889) и «Раскаяние» («La dolores», 1895), которые исполнялись во мн. испаноязычных странах, в частности в Аргентине. С ним соперничает Р. Чапи-и-Лорете, создавший 155 С., в т.ч. знаменитую «Непокорённую» («Revoltosa», 1897), о которой К. Сен-Санс писал, что сам Ж. Бизе был бы горд поставить подпись под этим произведением. К жанру С. обращался также И. Альбенис, создавший в 1894 С. «Св. Антоний Флоридский» («San Antonio de la Florida»); 220 С. принадлежит M. Фернандесу Кабальеро. В 20 в. С. продолжает оставаться жанром, привлекательным как для композиторов, так и для слушателей. Двумя С. дебютировал выдающийся испан. комн. М. де Фалья. Свыше 140 С. принадлежит А. Вивесу; из них наиболее популярны «Цыгане» («Los bohemios», 1920) и «Донья Франсискита» («Dona Francisquita», 1923). Среди шедевров жанра, созданных в 20 в., - «Букет роз» («La del manojo de rosas», 1934) П. Соросабаля и «Ветряная мельница» («Molinos de viento») П. Лунаса. С нач. 17 в. до сер. 20 в. было поставлено ок. 15 000 С.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
СА..

САВИЦКАЯ

САВЧЕНКО

САЙДАШЕВ

САККЕТТИ

САКСОФОН

САЛАМУРИ

САЛЛИВЕН

САЛЛИНЕН

САЛМАНОВ

САЛЬСЕДО

САМОЙЛОВ

САМЫШИНА

САПЕЛКИН

САПИЕНЦА

САРАДЖЕВ

САРАСАТЕ

САРДЖЕНТ

САРИОТТИ

САРКИСЯН

САРЫБАЕВ

САТОСОВА

СВИРИДОВ

СГАМБАТИ

СЕКСТОЛЬ

СЕМЁНОВА

СЕМЕНЯКО

СЕН-САНС

СЕНЕЗИНО

СЕРДОБОВ

СЕРЕНАДА

СЕРОЦКИЙ

СИБЕЛИУС

СИДУШКИН

СИККАРДИ

СИМАНДЛЬ

СИМЕОНОВ

СИМФОНИЯ

СИНИСАЛО

СИНИЦЫНА

Музыкальный словарь ver16