на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


СВЕЛИНК (Sweelinck, Swelink) Ян Питерсзон (1562, Девентер - 16 X 1621, Амстердам) - нидерл. композитор и органист. Начальное муз. образование получил под рук. отца, Питера Свибертсзона С. (ум. в 1573), церк. органиста, и Я. В. Лосси, гарлемского гор. флейтиста. По мнению некоторых историков музыки (М. Зейферт, М. Букофцер), С. занимался у Дж. Царлино в Венеции, др. исследователи (Г. Риз, В. О. Верков) считают это недоказанным. С 1580 С. - органист Старой церкви (Oude Кerk) в Амстердаме (в 1564-73 здесь же служил его отец, в 1591 - 1652 сын - Дирк С). Принимал участие в муз. жизни города в качестве чл. Объединения музыкантов и любителей музыки Амстердама. С. называют «последним великим нидерландцем», он был основоположником крупной орг. школы, воспитал мн. органистов и композиторов Сев. Германии (С. Шейдт, М. Преториус, Г. Шейдеман, М. Шильдт), получив известность за пределами Нидерландов. Развивая традиции нидерландской школы, С. воспринял также достижения современных ему итал. и англ. полифонистов, сочетая в своих соч. характерные черты инстр. форм венецианской школы с фигурационной техникой англ. вёрджинелистов (см. Английская музыка). В орг. произв. С. -ричеркарах, фантазиях, каприччио, токкатах, а также в обработках хоралов, песен и танцев - отразилось его виртуозное, богатое красками исполнит. мастерство (особенно в фантазиях - Хроматической и «в манере эхо»). Ричеркары, фантазии и каприччио нередко сходны по строению; для них характерна слитно-вариационная форма, состоящая из неск. крупных частей, следующих друг за другом с нарастанием ритмич. активности; тема варьируется путём ритмич. изменений, обращений и стреттных вступлений; использование в экспозиции кварто-квинтовых имитаций подготавливало форму фуги. Токкаты написаны в более свободном, импровизац. стиле. Принципы вариационной обработки хоралов С. получили дальнейшее развитие в творчестве нем. учеников С. и были продолжены И. С. Бахом. В вариациях на светские темы нем., франц., англ. и др. композиторов того времени, в т.ч. на темы Дж. Дауленда и П. Филипса, возможно, предназначенных для клавира, особенно сказывается влияние англ. вёрджинелистов, ощутимое и в мелодико-гармонич. развитии, и в отд. технич. приёмах; наряду с имитационно-полифонич. построениями имеются и разделы гомофонно-гармонич. склада. При жизни С. были изданы лишь его вок. соч. - сб. шансон («Chansons», 1584, для 5 голосов), песни на франц. и итал. стихи («Rimes francoises et italiennes», 1612, для 2-4 голосов), «Псалмы Давида» («Pseaumes de David», на франц. пер. К. Маро и Т. Беза, 1604, для 4-8 голосов; переиздавались в 1613, 1614, 1621). «Священные песнопения» («Cantiones sacrae», 1619, для 5 голосов) - единств. хор. соч., в котором имеется инстр. партия basso continuo; все др. хор. произв. С. написаны в типичном для вок. музыки Возрождения стиле a cappella. С. принадлежит трактат о правилах композиции, осн. на теоретич. положениях Дж. Царлино. Издано собр. соч. С. (10 тт., Лейпциг, 1894-1901), выходит в Амстердаме полное собр. соч. (с 1957, «Opera omnia», тт. 1-10; до 1975 изданы 4 тт.).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь