на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


СВЕТЛАНОВ Евгений Фёдорович (р. 6 IX 1928) - советский дирижёр, композитор и пианист. Нар. арт. СССР (1968). В 1951 окончил. Муз.-педагогич. институт им. Гнесиных по классу композиции у M. P. Гнесина, фп. - у М. А. Гурвич; в 1955 - Моск. консерваторию по классу композиции у Ю. А. Шапорина, дирижирования - у А. В. Гаука. Ещё студентом стал дирижёром-ассистентом Большого симф. оркестра Всесоюзного радио и телевидения (1954). С 1955 дирижёр, в 1963-65 гл. дирижёр Большого театра, где поставил: оперы - «Царская невеста», «Чародейка»; «Не только любовь» Щедрина (премьера, 1961), «Октябрь» Мурадели (премьера, 1964); балеты (премьеры) - «Тропою грома» Караева (1959), «Страницы жизни» Баланчивадзе (1960), «Ночной город» на музыку Б. Бартока (1962), «Паганини» на музыку С. В. Рахманинова (1963). С 1965 худ. рук. и гл. дирижёр Гос. симф. оркестра СССР. Разносторонний музыкант, С. в своей композиторской деятельности развивает традиции отечеств. классики. Как симф. и оперный дирижёр С. - последоват. пропагандист рус. и сов. музыки. Обширный репертуар С. включает также классич. и совр. заруб. музыку. Под упр. С. состоялись премьеры мн. симф. произв. советский композиторов, впервые в СССР прозвучали мистерия «Жанна д'Арк на костре» Онеггера, «Турангалила» Мессиана, «Свидетель из Варшавы» Шёнберга, 7-я симфония Малера, ряд соч. И. Ф. Стравинского, Б. Бартока, А. Веберна, Э. Вила Лобоса и др. С.-дирижёру свойственны сильная воля и высокий эмоциональный накал. Тщательно отшлифовывая детали, С. не упускает из виду целого. Обладает развитым чувством формы, что особенно сказывается в трактовке монументальных произв. Характерная черта исполнительского стиля С. - стремление к максимальной певучести оркестра. С. систематически выступает в печати, по радио и телевидению по разл. вопросам сов. муз. жизни. Его статьи, очерки, рецензии переизданы в сборнике «Музыка сегодня» (М., 1976). С 1974 секретарь правления CК СССР. Ленинская пр. (1972; за конц.-исполнит. деятельность), «Гран при» (Франция; за запись всех симфоний П. И. Чайковского). Гастролирует за рубежом (выступал более чем в 20 странах).
Соч.: кантата-Родные поля (1949); для орк. - симфония (1956), Праздничная поэма (1951), симф. поэмы Даугава (1952), Калина красная (памяти В. М. Шукшина, 1975), Сибирская фантазия на темы А. Оленичевой (1954), рапсодия Картины Испании (1955), Прелюды (1966), Романтическая баллада (1974); для инструментов с орк. - концерт для фп. (1976), Поэма для скр. (памяти Д. Ф. Ойстраха, 1974); камерно-инстр. ансамбли, в т.ч. сонаты для скр. и фп., для влч. и фп., струн. квартет, квинтет для дух. инструментов, сонаты для фп.; св. 50 романсов и песен; хор Памяти А. А. Юрлова и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь