на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


СЕВЕРУД (Saeverud) Xаральд Сигурд Йохан (р. 17 IV 1897, Берген) - норвежский композитор. Учился у Б. Хольмсен (фп. и композиция) в Муз. академии в Бергене, совершенствовался по композиции у Ф. Э. Коха в Высшей школе музыки в Берлине (1920-21), изучал дирижирование под рук. К. Крауса (1935). Как дирижёр гастролировал с сер. 1940-х гг. Сочиняет музыку с детства; первое симф. произв. создал в 15-летнем возрасте («Танец горной девы» - «Huldredans», исполнен под упр. автора в Бергене). Один из ведущих представителей совр. норв. композиторской школы; его музыка отличается ярким нац. своеобразием, самобытностью стиля. Осн. источник творчества С. - нар. музыка Зап. Норвегии, особенно искусство нар. скрипачей «хардингфелеров»; использует типичные для нар. танцев - т.н. слоттов (см. Норвежская музыка) - приёмы варьирования, технику т.н. цепного развития коротких мотивов; характерны энергия острых и сложных ритмов (сюиты «Гальдреслотты» и «Сильюслотты», обе 1943), сочетание особенностей норв. интонац. строя с совр. средствами муз. выразительности. В своей музыке С. опирается преим. на творч. опыт Б. Бартока и И. Ф. Стравинского. Отказываясь от принципов атональной музыки (применял лишь в некоторых ранних соч.), широко использует технику расширенной тональности, старинные диатонич. лады с их экспрессией. Наиболее плодотворный период творчества - 1940-50-е гг. В годы фаш. оккупации посвятил ряд произв. норв. патриотам: «Симфония Сопротивления» («Quasi una fantasia. Motstandsbevegelsens symfoni», No 5), «Симфония скорби» («Sinfonia dolorosa», No 6, посв. памяти расстрелянного норв. патриота А. Лавика); воплощением «борьбы, веры и благодарности» С. назвал свою «Симфонию псалмов» («Salmesymfoni», No 7, с хором); бойцам Сопротивления посв. также сюиты для фп. на темы «богатырских песен» («Кjempevisesletten», 1945). Популярна его музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» с антиромантич. трактовкой гл. образа (в противоположность Э. Григу С. подчёркивает не лирич., а сатирич. концепцию драмы). В нач. 1950-х гг. посетил Сов. Союз.
Соч.: балет - Страшный сон Синей Бороды (Ridder Bleckjeggs mareritt, 1960, Осло); для opк. - 9 симфоний (1920, 1922, 1926, 1937, 1941, 1942, 1945; Симфония Миннесоты, 1957; 1961), 50 маленьких вариаций (1931, также для фп., 1940), сюиты - Лукреция (из музыки к пост. «Поругание Лукреции», по поэме Шекспира, 1936), 2 сюиты и 12 орк. пьес из музыки к «Пер Гюнту» (1942), Пастушеские напевы (Gjaetlevise, 1940), Героическая поэма (Poema Eroica, 1955), Торжественное шествие (Entrata regale, 1960) и др. орк. пьесы; для инструмента с орк. - концерты: для фп. (1950), скр. (1956), влч. (1930) и гобоя (1938), дивертисмент для флейты и струн. орк. (1941), Романс для скр. соло (и с фп., 1942); камерно-инстр. ансамбли - 20 маленьких дуэтов для 2 скр. (1951), струн. квартет (1969); для фп. - соната (1921), 6 сонатин (1950), сюита (1930), 5 каприсов (1919), Слотты и песни из Сильюстёля (Sletter og stev fra Siljustol, 1942-45, 5 тетрадей), Гальдерслотты (Galdersletten, 1943), 7 лёгких пьес (1939); Пастораль для хора (1952); музыка к спектаклям драм. театра.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь