на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


СЕГОВИЯ (Segovia) Андрес Торрес (по уточнённым данным, р. 21 II 1893, Линарес, пров. Хаэн) - испанский гитарист. Научился игре на гитаре самостоятельно. Дебютировал в 15-летнем возрасте в Гранаде. После гастролей в странах Европы, Сев. и Юж. Америки и Азии (1920-е гг.) получил мировую известность. С 1955 рук. класса гитары в Академии Киджана в Италии, с 1958 преподаёт в Сантьяго-де-Компостела в Испании. Среди учеников - Дж. Уильямс, А. Диас, Дж. Брим, А. Вальдес-Блейн. По инициативе С. были открыты классы гитары в муз. уч-щах и консерваториях разных стран. Исключит. виртуоз, исполнение которого отличается также глубиной интерпретаций, С. возродил интерес к гитаре как сольному инструменту, ввёл в репертуар гитаристов классич. и совр. музыку. С. исполняет также собств. соч. - Концерт для гитары с оркестром, «Тонадилыо», «Этюд памяти М. Понсе», «Орасьон» и др. пьесы. Иск-во С., расширившего технич. и выразит. возможности гитары, вдохновило мн. композиторов на создание произв. для этого инструмента. Для С. написаны и ему посв. пьесы «Сеговия» А. Русселя, «Сеговиана» Д. Мийо, «Сеговии» А. Тансмана, «Фандангильо» X. Турины, сонатина Ф. Морено Торробы, сюита «Компостеляна» Ф. Момпу, «Дьявольское каприччо» М. Кастельнуово-Тедеско, концерты с оркестром А. Тансмана, Э. Вила Лобоса, «Южный концерт» М. Понсе, «Фантазия для благородного рыцаря» для гитары с оркестром X. Родриго и др. Важный вклад в репертуар гитаристов С. внёс своими обработками классич. музыки (соч. И. С. Баха, Й. Гайдна, Л. Бетховена, Д. Скарлатти, С. Франка, И. Альбениса, Э. Гранадоса, П. И. Чайковского и М. П. Мусоргского). В этих обработках С. проявляет тонкое чувство стиля, мастерски использует полифонич. и колористич. возможности инструмента. В его редакции изданы 20 этюдов для гитары Ф. Сора, часто исполняемые С. и его учениками. Пьесы из репертуара С. входят в разл. инструктивные сборники для гитары, в т. ч. в серию сборников, составленных П. С. Агафошиным (о значении С. для гитарного искусства говорится и в его кн. «Новое о гитаре»). С. оказал влияние на развитие гитарного искусства в Сов. Союзе. Во время гастролей в СССР (1926, 1927, 1936) давал консультации сов. гитаристам (П. С. Агафошину, П. И. Исакову, В. И. Яшневу и их ученикам А. М. Иванову-Крамскому, Д. С. Челнокову и др.). Лит. соч.: La guitarra у Yo., «Guitar review», 1949, No 8; Письмо моему биографу, пер. с франц., «СМ», 1960, No 6.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь