на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



СЕМЕЙСТВО МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ - группа всех разновидностей к.-л. инструмента (включая его осн. представителя), одинаковых по принципу устройства и звукоизвлечения, однородного характера звука, но различных по размеру, вследствие чего отд. инструменты, входящие в состав каждого семейства, обладают сходным тембром, но различными по регистру звукорядами, напр. семейство скрипок (скрипка, альт, виолончель), виол - дискантовая, малая (альтовая), теноровая, большая (басовая), контрабасовая, или виолоне; виоль д'амур, баритон, виола-бастарда, семейство домр (пикколо, прима, секунда, альт, тенор, бас, контрабас), флейт (пикколо, большая, альтовая, басовая) и др. Термин «С. м. и.» часто применяется расширительно к муз. инструментам, происходящим от одного древнего инструмента, модификации которого привели к созданию новых форм этого осн. типа; сходные по типу, такие инструменты различны по конструкции (напр., семейство лютневых, арфовых, гусельных и др.), способу держания инструмента (напр., скрипичное семейство и семейство виол). Формирование С. м. и. связано с развитием в 16-17 вв. многогол. ансамблевой и орк. игры (описания С. м. и. имеются в трудах С. Фирдунга, М. Агриколы, М. Преториуса); в то время были известны семейства продольных флейт (8 разновидностей), поперечных флейт (3), поммеров (7), фаготов (4), тромбонов (4), цинков (6) и др. Инструменты, входящие в семейство, часто имеют свои особые названия, напр. цинк - корнон. Не все С. м. и. используются в полном составе. Полностью представлены семейства бюгельгорнов, бвлалаек и домр, мандолин, составляющих соответственно основы духового, рус. нар. и неаполитанского оркестров и др. Из мн. С. м. и. применяются лишь инструменты определ. регистра, напр. из семейства поперечных флейт - пикколо, типовая и альтовая, из фаготов - типовой и контрафагот, из тромбонов - теноровый и тенор-басовый и др. Применение вышедших из употребления отд. разновидностей и целых семейств (напр., продольных флейт) возобновилось в кон. 19 - нач. 20 вв. в связи с возросшим интересом к старинной музыке; вновь начали исполнять забытые произв. 16-18 вв., восстанавливать подлинный старинный инструментарий (семья Долмеч, кон. 19-1-я пол. 20 вв.; сов. вок.-инстр. ансамбль «Мадригал», с 1960-х гг., и др.). Реконструируются и создаются семейства усовершенствованных нац. инструментов, которые получают широкое распространение в нац. самодеят. и проф. оркестрах. Г. И. Благодатов.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
СЕ..

БОЛОНСКАЯ ФИЛАРМОНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

ЛОНДОНСКИЙ ФИЛАРМОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР

НОВОСИБИРСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

САМАРКАНДСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

УКРАИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРКЕСТР

ЮЖНО-АФРИКАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ МУЗЫКА

Музыкальный словарь ver16