на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


СЕН-САНС (Saint-Saens) Шарль Камиль (9 X 1835, Париж - 16 XII 1921, Алжир, похоронен в Париже) - французский композитор, пианист, органист, дирижёр, муз. критик и писатель, педагог, муз.-обществ. деятель. Чл. Ин-та Франции (1881), почётный доктор Кембриджского университета (1893), почётный чл. Петерб. отделения РМО (1909). Род. в семье, связанной с искусством (отец увлекался литературой, писал стихи, мать была художницей-акварелисткой, бабушка, воспитывавшая С.-С. - пианисткой). В 3 года он начал обучаться игре на фп., в 41/2 - самостоятельно записывал свои композиции. В 1843-46 занимался у К. Стамати (фп.) и П. Мальдана (гармония и контрапункт), позднее пользовался советами Ф. Дельсарта (муз.-теоретич. предметы). С 1846 выступал как пианист. В 1848 поступил в Парижскую консерваторию, занимался у Ф. Бенуа (класс органа), с 1851 - также у Ф. Галеви (класс композиции). Первое публично исполненное произв. С.-С. - «Ода св. Цецилии» (1852, 1-я пр. на конкурсе Об-ва св. Цецилии; партитура не сохранилась). Положит. оценку дали его 1-й симфонии (исп. 1853) Г. Берлиоз и Ш. Гуно. В 1853-1877 С.-С. работал органистом в соборах Парижа (Сен-Северен, Сен-Мерри, Ла-Мадлен), прославился совершенством импровизаций. Одноврем. в 1861-65 преподавал в школе Л. Нидермейера (класс фп.); среди его учеников - Г. Форе, А. Мессаже. Прекратив работу в соборах, С.-С. целиком отдался композиторской и исполнит. деятельности. Как пианист и дирижёр выступал (преим. со своими соч.) во мн. странах Европы, в т. ч. в России (1875 и 1887, Петербург и Москва), Юж. Америки, Сев. Африки, а также в США. Творч. принципы С.-С. складывались под воздействием нац. традиций (клавесинисты, Берлиоз, большая опера, лирическая опера), а также искусства И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, венских классиков, программного симфонизма Ф. Листа. Многое дали ему творч. и дружеские контакты с Листом и А. Г. Рубинштейном. Композиторская деятельность С.-С. отличалась исключит. интенсивностью: создал многочисл. произв. во многих муз. жанрах. Однако наиболее яркая область его творчества - инстр. музыка, прежде всего концертно-виртуозная. Такие произв., как симфония с органом (посв. памяти Листа, 1886), программные симф. поэмы (особенно популярная «Пляска смерти», 1874), 2-й, 4-й, 5-й фп. (1868, 1875, 1896), 2-й виолончельный (1902), 3-й скрипичный (1880) концерты, «Интродукция и рондо-каприччиозо» для скрипки и оркестра (1863) выдвинули его в ряд крупнейших французских композиторов. В соч. С.-С. господствуют светлая поэтич. лирика, настроения радости, бодрости, рождаемые экспрессивной динамикой движения, сочные жанровые зарисовки, умиротворённая созерцательность, благородная патетика, сдержанный драматизм. Характерно сочетание живого импульсивного темперамента с уравновешенностью. Образы героич. подъёма, тревоги, смятения, печали - относительно редки. По своей природе искусство С.-С. объективно, логично и ясно, интеллектуальное начало в нём часто превалирует над эмоциональным. Для стиля композитора типичны песенно-декламац. склад тематизма, широкое использование фольклорных интонаций и жанров, танц. ритмов. Произв. С.-С. отличают мелодич. насыщенность, бесконечно изменчивая, гибкая, подвижная и упругая ритмика (сильнейшая сторона его музыки), изящество и разнообразие фактуры. Он часто обращался к полифонич. приёмам; гармония его - в основном классическая. Соч. С.-С. свойственно сочетание свободного построения с логической стройностью и законченностью композиции в целом. Синтез классических и поэмных принципов формообразования, обращение к монотематизму характерны для ряда его произв. циклич. формы (напр., 3-я симфония, 4-й фп. концерт). Оркестровку С.-С. определяют типичные для франц. школы ясность и прозрачность колорита. Композитор в совершенстве владел тембровыми ресурсами оркестра, выразительными и виртуозными возможностями солирующих инструментов. Среди соч. для инстр. ансамблей выделяются 1-й квартет (1899), септет для трубы, струн. квинтета и фп. (1881), отличающийся классич. простотой и ясностью, 3 сонаты - для гобоя и фп., кларнета и фп., фагота и фп. (1921), а также зоологич. фантазия «Карнавал животных» для инстр. ансамбля (1886) - программная сюита (из 14 номеров), блещущая юмором, меткостью жанровых зарисовок, содержащая также страницы проникновенного лиризма (No 13 - «Лебедь»). С.-С. проявлял живейший интерес к нар. музыке Франции и др., в частности вост., стран. Плодом её изучения явились многочисл. соч.: «Алжирская сюита» для оркестра (1880), «Овернская рапсодия» (1884) и фантазия «Африка» (1891) для фп. с оркестром, «Персидские мелодии» для голоса с фп. (на сл. А. Рено, 1870) и др. Из 12 опер С.-С. наибольший успех завоевала «Самсон и Далила» (1876). Эта опера, отличающаяся богатой, пластичной мелодикой, явилась данью увлечения С.-С. муз. ориентализмом. В ней также нашли отражение ораториальность, проявляющаяся в неспешном развитии действия, обобщённой обрисовке персонажей и значит. роли хора. Музыке её присущи проникновенная лирика, напряжённые драм. нарастания, широта эпического размаха. Первое исполнение состоялось в Веймаре под упр. Листа, высоко ценившего оперу. Н. А. Римский-Корсаков называл это творение С.-С. «идеалом оперной формы». Значительной была муз.-критич. деятельность С.-С., продолжавшаяся в течение почти полувека. Впервые он выступил в печати в 1872, периодически сотрудничал во многих парижских газетах и журналах («Le Temps», «Le Figaro», «La Nouvelle Revue», «La Revue musicale», «La Revue de l'Art ancien et moderne», «Musica», «L'echo de Paris» и др.) Обширное муз.-критич. наследие С.-С. частично вошло в составленные автором сборники, в т. ч. «Гармония и мелодия» (1885), «Портреты и воспоминания» (1899), «Самовольные досуги» (в др. переводе - «Проделки», «Ecole buissonniere», 1913). Как критик С.-С. отличался большой эрудицией, широтой и прогрессивностью эстетич. воззрений. Под ред. С.-С. опубликованы полное собр. соч. Ж. Ф. Рамо, оперы К. В. Глюка «Армида», «Орфей», «Эхо и Нарцисс», а также некоторые произв. В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Листа и др. Совм. с П. Дюка после смерти Э. Гиро С.-С. завершил его оперу «Фредегона». Заботился о развитии французского национального муз. искусства инстр. жанров. С этой целью основал совм. с Р. Бюссином Национальное музыкальное общество (1871), пропагандировавшее творчество молодых франц. композиторов. С.-С. выступал также как поэт, драматург. Ему принадлежат сб. стихов «Les Rimes familieres» (1890), комедия «Le roi Apepi» (1903) и др. лит.-художеств. произведения.
Соч.: оперы - Серебряный колокольчик (Le timbre d'argent, 1864, пост. 1877, «Театр лирик», Париж; новая ред. 1913, пост. 1914, Брюссель), Жёлтая принцесса (La princesse jaune, 1871, пост. 1872, театр «Опера комик», Париж), Самсон и Далила (1867-76, пост. 1877, Веймар; 1892, «Гранд-Опера», Париж), Этьен Марсель (1878, пост. 1879, Лион), Генрих VIII (1880-82, пост. 1883, «Гранд-Опера», Париж), Прозерпина (1887, «Опера комик», Париж), Асканио (1888, пост. 1890, «Гранд-Опера», Париж), Фрина (1893, «Опера комик», Париж), Варвары (Les barbares, 1901, «Гранд-Опера», Париж), Елена (1903, пост. 1904, Монте-Карло), Предок (L'ancetre, 1905, пост. 1906, там же), Деянира (1910, пост. 1911, там же и «Гранд-Опера», Париж); балет - Жавотта (1896, Лион); для солистов, хора и орк. - оратории Рождественская (Oratorio de Noel, op. 12, 1858, исп. 1869), Потоп (Le deluge, op. 45, 1874, исп. 1876), Обетованная земля (The promised land, 1913, для фестиваля в Глостере), кантаты Свадьба Прометея (Les noces de Promethee, op. 19, 1867), Лира и арфа (op. 57, 1879), Небесный огонь (Le feu celeste, op. 115, 1900), Слава Корнеля (La gloire de Corneille, op. 126, 1906) и Слава (La gloire, op. 131), месса (op. 4, 1856), реквием (op. 54, 1878), баллада Невеста литавриста (La fiancee du timbalier, op. 82, 1887), Гимн рабочим (Hymne aux travailleurs, op. 142, 1915?), Гимн Уругваю (1916), В честь Америки (гимн, 1917), Гимн миру (Hymne а la paix, op. 159, 1919) и др.; для орк. - 3 симфонии (Es-dur, op. 2, 1852; a-moll, op. 55, 1859; симфония с органом, c-moll, op. 78, 1886), симф. поэмы Прялка Омфалы (Le rouet d'Omphale, op. 31, 1871), Фаэтон (Phaeton, op. 39, 1873), Пляска смерти (Danse macabre, op. 40, 1874) и Юность Геракла (La jeunesse d'Hercule, op. 50, 1877), сюита для оркестра (op. 49, 1877), Алжирская сюита (Suite algerienne, op. 60, 1879-80), Праздничная увертюра (Ouverture de fete, op. 133, 1910), Героический марш (Marche heroique, op. 34, 1871), баркаролла Ночь в Лисабоне (Une nuit а Lisbonne, op. 63, 1880), Арагонская хота (Jota aragonesa, op. 64, 1880), Гимн В. Гюго (Hymne а V. Hugo, с хором ad libitum, op. 69, 1881) и др.; для фп. с орк. - 5 концертов (D-dur, op. 17, 1862; g-moll, op. 22, 1868; Es-dur, op. 29, 1869; c-moll, op. 44, 1875; F-dur, op. 103, 1896), Овернская рапсодия (Rapsodie d'Auvergne, C-dur, op. 73, 1884), фантазия Африка (op. 89, 1891); для скр. с орк. - 3 концерта (A-dur, op. 20, 1859; C-dur, op. 58, 1879; h-moll, op. 61, 1880), Интродукция и рондо-каприччиозо (op. 28, 1863), Романс (также с фп., ор. 48, 1874), Концертная пьеса (Morceau de concert, e-moll, op. 62, 1880), Гаванка (Havanaise, op. 83, 1887), Андалусское каприччио (Le caprice andalou, op. 122, 1904); для влч. с орк. - 2 концерта (a-moll, op. 33, 1873; d-moll, op. 119, 1902); для инструмента с орк. - Концертная пьеса (для арфы, ор. 154, 1918), Романс (для валторны, ор. 36, 1874), Концертная пьеса (для валторны, ор. 94, 1893), Романс (для флейты, ор. 37, 1874), Маленькая ода (Odelette, для флейты, ор. 162, 1920), фантазия Кипарис и лавры (Cipres et lauriers, для органа, op. 156, 1918), Тарантелла (для флейты и кларнета, ор. 6, 1857), Муза и поэт (La muse et le poete, дуэт для скр. и влч., ор. 132, 1909); для дух. орк. - марш Восток и Запад (Orient et Occident, op. 25, 1869); для ансамбля инструментов - Зоологическая фантазия. Карнавал животных (Fantaisie zoologique. Le carnaval des animaux, для 2 фп., 2 скр., альта, влч., контрабаса, флейты, фисгармонии, ксилофона и челесты, 1886); камерно-инстр. ансамбли, в т. ч. для скр. и фп. - 2 сонаты (d-moll, op. 75, 1885; Es-dur, op. 102, 1896), Колыбельная (Berceuse, op. 38, 1874), Триптих (op. 136, 1912), 2 элегии (ор. 143, 1915; op. 160, 1920), для влч. и фп. - сюита (op. 16, 1866), 2 сонаты (c-moll, op. 32, 1872; F-dur, op. 123, 1905), Allegro appassionato (op. 43, 1873), Романс (D-dur, op. 51, 1877); 6 дуэтов для фисгармонии и фп. (op. 8, 1858), Фантазия для скр. и арфы (ор. 124, 1907), Каватина для тромбона и фп. (ор. 144, 1915), Молитва (La priere), для влч. и органа (ор. 158), соната для гобоя и фп. (D-dur, op. 166, 1921), соната для кларнета и фп. (Es-dur, op. 167, 1921), соната для фагота и фп. (G-dur, op. 168, 1921), 2 фп. трио (F-dur, op. 18, 1869; e-moll, op. 92, 1892), Романс для фп., органа и скр. (ор. 27, 1868), 2 струн. квартета (e-moll, op. 112, 1899; G-dur, op. 153, 1918), фп. квартет (B-dur, op. 41, 1875), Серенада для фп., органа, скр. и альта (ор. 15, 1865), Каприччио на датские и русские народные темы для флейты, гобоя, кларнета и фп. (ор. 79, 1887), Баркарола для скр., влч., органа и фп. (ор. 108, 1898), фп. квинтет (a-moll, op. 14, 1865), вальс-каприс Свадебный пирог (Wedding-cake) для фп. и струн. инструментов (As-dur, op. 76, 1886), септет для трубы, 2 скр., альта, влч., контрабаса и фп. (Es-dur, op. 65, 1881); для фп. в 2 руки - багатели, мазурки, этюды, вальсы, фуги, Воспоминания об Италии (Souvenir l'Italie, op. 80, 1887), Воспоминания об Исмаилии (Souvenir d'Ismailia, op. 100, 1894) и др.; для фп. в 4 руки - Дуэттино (ор. 11, 1858), Баллада (ор. 59, 1879?) и др.; для 2 фп. - Вариации на тему Бетховена (ор. 35, 1874), скерцо (ор. 87, 1889), Арабский каприс (Caprice arabe, op. 96, 1894), Героический каприс (Caprice heroique, op. 106, 1897); для органа - Три рапсодии на бретонские темы (ор. 7, 1866), 3 прелюдии и фуги (ор. 99, 1894), 7 импровизаций (ор. 150, 1898), фантазия (ор. 157, 1919), и др.; для голоса с фп. - ок. 100 романсов и песен на тексты В. Гюго, Э. Легуве, П. Вердена, Ронсара и др., в т. ч. вок. циклы Персидские мелодии (Melodies persanes, сл. А. Рено, ор. 26, 1870), Красный пепел (La cendre rouge, сл. Ж. Докуа, ор. 146, 1915); вок. дуэты; хоры (a cappella и с сопр.); духовная музыка; музыка к спектаклям драм. театра - Антигона (трагедия Софокла, 1893, театр «Комеди Франсез», Париж), Деянира (трагедия Л. Галле, 1898, Безье), Паризатис (драма Ж. Дьёлафуа, 1902, там же), Андромаха (трагедия Расина, 1902, пост. 1903, театр Сары Бернар, Париж), Убийство герцога Гиза (L'assassinat du duc de Guise, кинематографич. драма A. Лаведана, 1908), Вера (La foi, пьеса Э. Бриё, 1908, пост. 1909, Монте-Карло), С любовью не шутят (On ne badine pas avec l'amour, пьеса А. Мюссе, 1916, пост. 1917, театр «Одеон», Париж) и др. Лит. соч. и письма: Materialisme et musique, [P.], 1882; Harmonie et melodie, P., 1885 (рус. пер. - Гармония и мелодия, «Артист», 1890, кн. 2, No 9; то же, фрагменты, в кн.: Музыкальная эстетика Франции XIX века, сост. вступ. ст. и пер. Е. Ф. Бронфин, М., 1974); Note sur les decors de theatre dans l'antiquitй romaine, P., 1886; Introduction sur Niedermeyer, P., 1892; Charles Gounod et le Don Juan de Mozart, P., 1894; Portraits et souvenirs, [P.], 1899, nouv. ed., 1909 (рус. пер. фрагментов - в кн.: Муз. эстетика Франции XIX века, М., 1974); Essai sur les lyres et les cithares antiques, [P.], 1902; Ecole buissonniere, P., 1913; On the execution of music and principally of; ancient music. San-Francisco, 1915; Germanophilie, P., 1916; L'Avenir de la musique francaise, [s. 1., s. a.]; Les idees de M. Vincent d'Indy, P., [1919]; Pensees, «Le Monde musical», 1935, No 10; Correspondance de Saint-Saens, «La Revue musicale», 1936, mars, No 164; рус. пер. ряда ст. в кн.: Статьи и рецензии композиторов Франции. Конец XIX - начало XX в., сост., пер., вступ. ст., коммент. А. Бушен, Л., 1972.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь