на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


СЕНКОВСКИЙ Осип (Юлиан) Иванович [19 (31) III 1800, Виленский уезд - 4(16)111 1858, Петербург] - русский писатель, журналист, востоковед, муз. критик. Происходил из старинной польской шляхетской семьи. В 1819 окончил Виленский университет. Путешествуя по странам Ближнего Востока, Африки, Азии, изучил мн. вост. языки. В 1822-47 профессор Петерб. университета (кафедра араб., перс. и турецкого языков). Был близок к деятелям польского освободит. движения, сотрудничал (в 1-й пол. 20-х гг.) в альманахе «Полярная звезда» А. А. Бестужева и К. Ф. Рылеева. Отличался разносторонностью художеств. интересов. В 1834-47 ред.-изд. журн. «Библиотека для чтения» (номинально до 1856). В своей журналистской деятельности (псевд. Барон Брамбеус) уделял большое внимание музыке, которой особенно увлёкся в 40-х гг. В это время дом С. был одним из известных муз. салонов Петербурга; его посещали мн. рус. и заруб. музыканты, в т. ч. бр. Виельгорские, В. Ф. Одоевский, Ф. Лист, С. Тальберг. С. был дружен с М. И. Глинкой. Автор мн. муз.-критич. статей, тонкий и проницат. знаток музыки, С. наряду с В. П. Боткиным, H.A. Мельгуновым, М. Д. Резвым способствовал развитию рус. муз.-критич. мысли 1-й пол. 19 в. Написал одну из первых статей об опере Глинки «Руслан и Людмила» («Библиотека для чтения», 1842, т. 54, No 9), демонстрировавшую его прогрессивные взгляды. Полемизировал с Ростиславом (Ф. М. Толстым), отчасти с А. Д. Улыбышевым по вопросам эстетич. критериев в оценке ряда муз. явлений (в частности, творчества Дж. Верди) и отношения к вкусам публики, отстаивая общедоступность музыки. Писал о В. А. Моцарте, Г. Берлиозе, Листе, Р. Вагнере, о пианистич. искусстве А. Г. Рубинштейна, Н. В. Погожевой, о скрипаче С. О. Таборовском и др. Принимал участие (написал ряд статей) в «Энциклопедическом лексиконе», изд. Плюшаром (с 12-го тома его гл. редактор). В статье «Гармония в музыке» обосновывал первостепенное значение мелодии («Всю мысль композитора заключает в себе мелодия: она содержание и смысл музыкального творения»), сравнивая её с рисунком, а гармонию - с колоритом в живописи. В капитальной статье «Основные понятия о музыке как искусстве, необходимые для всякого желающего судить о ее произведениях» («Библиотека для чтения», 1848, т. 86, кн. 2, т. 87, кн. 3-4) высказал ряд глубоких мыслей о связях муз. и речевой интонаций. Занимался также муз. акустикой, изобретал новые муз. инструменты (клавир-оркестр, усовершенствованная скрипка и т. п.). Н. А. Римский-Корсаков на сюжет араб. сказки С. написал свою симф. сюиту (2-ю симфонию) «Антар».
Соч.: Собр. соч., т. 1-9, СПБ, 1858-59.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь