на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


СЕПТАККОРД - четырёхзвучие, в осн. виде которого звуки расположены по терциям, т. е. трезвучие с прибавленной сверху терцией. Характерной особенностью С. является интервал септимы между крайними звуками аккорда, к-рая, вместе с трезвучием, входящим в состав С., определяет его вид. Различаются следующие С.: большой мажорный, состоящий из мажорного трезвучия с большой септимой, малый мажорный - из мажорного трезвучия с малой септимой, малый минорный - из минорного трезвучия с малой септимой, малый вводный - из уменьшенного трезвучия с малой септимой, уменьшенный вводный - из уменьшенного трезвучия с уменьшенной септимой; септаккорды с увеличенной квинтой - большой минорный, состоящий из минорного трезвучия с большой септимой, и С. из увеличенного трезвучия с большой септимой. Наиболее употребительными С. являются: доминантсептаккорд (малый мажорный), обозначается V7 или D7, строится на V ст. мажора и гармонич. минора; малый вводный (м. VII7) - на VII ст. натурального мажора; уменьшенный вводный (ум. VII7) - на VII ст. гармонич. мажора и гармонич. минора; субдоминантовый С. - на II ст. натурального мажора (малый минорный, м. м. II7 или II7), на II ст. гармонич. мажора и обоих видов минора (малый с уменьшенным трезвучием, или малый вводный С. - м. в. II7). С. имеет три обращения: первое - квинтсекстаккорд () с торцовым тоном в нижнем голосе, второе - терцквартаккорд () с квинтовым тоном в нижнем голосе, третье - секундаккорд (2) с септимой в нижнем голосе. Наиболее употребительны обращения доминантсептаккорда и квинтсекстаккорд субдоминантсептаккорда (II7). См. Аккорд, Обращение аккорда. В. А. Вахромеев.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь