на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


СИРВЕНТА (прованс. sirventes, франц. sirventois, от лат. servo - служу) - один из жанров поэзии трубадуров и труверов. Сложился в 12-13 вв. в Провансе. С. представляла собой строфич. произв., исполнявшееся обычно на мотив к.-л. известной песни. Это в ряде случаев указывалось самим автором (напр., Бертран де Борн советовал петь С. против англ. короля Генриха III на мотив «Дамы Аламанды»). С. по содержанию значительно отличались от любовных песен (канцон) трубадуров, несмотря на сходство их строфич. формы и использование в качестве моделей для С. мелодий канцон. С. - героические, политические или морализирующие произв., нередко с сатирич. оттенком, с 14 в. - преим. религиозные. Относятся к типу синте-тпч. поэтико-муз. форм. В основе их структуры лежит лит. форма, т. е. последование поэтич. строк, которому соответствует последование муз. фраз, повторяющихся по установленному принципу (обычно в зависимости от системы рифм). По характеру мелодики С., по-видимому, приближались к речитативу. Наиболее известные авторы С. - трубадуры Бертран де Борн, Пейре Карденаль, Гильем Фигейра. В 13-14 вв. С. получила широкое распространение в Италии, где крупнейшим поэтом, писавшим в этом жанре, был А. Пуччи. Строфич. форма итал. С. почти не имела сходства с канцоной и представляла собой ряд строф с системой рифм типа aaab bbbc и т.д.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь