на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



СИТАР - индийский струн. щипковый инструмент. Относится к семейству лютневых. Корпус - из пустотелой тыквы (резонатор), покрыт плоской пластиной, к которой прикрепляется подставка для струн (у некоторых разновидностей имеется ещё 1-3 резонатора, размещённых на равном расстоянии друг от друга над грифом). Гриф - широкий и длинный, из тикового дерева, с подвижными металлич. дугообразными ладами (19-23), которые крепятся к нему воском, а также привязываются шёлковой нитью или жильной струной (такая система ладов даёт возможность при их относительной устойчивости во время исполнения перестраивать инструмент соответственно звукоряду данной раги). С. имеет 7 основных и 13 резонирующих стальных (или бронзовых) струн, расположенных под этими семью и придающих звучанию специфический, характерный для каждого лада оттенок. Играют на С. сидя, скрестив ноги так, чтобы корпус инструмента покоился на левой ноге, локоть правой руки поддерживал инструмент, а гриф был приподнят над полом под углом около 45°. С. - плекторный инструмент; плектр (мизраб) из проволоки надевают на указательный палец левой руки, указательным и средним пальцами правой прижимают струны. С. появился в 13-14 вв. в период исламских династий в Сев. Индии. Первым мастером игры на С. был придв. музыкант и поэт Амир Хусроу, сочетавший традиции инд. раги и арабо-перс. макама. Среди исполнителей на С. - Гулам Мухаммад Хан, Баркат Али, Устад Юсуф Али Хан, Аллауддин Хан, а также совр. виртуоз Рави Шанкар, который, сводя инд. нотацию к европ. эквиваленту, даёт след. строй осн. струн С. - fis, eis, Gis, Cis, gis, eis1, eis2. С. используется для исполнения классич. музыки сев.-инд. традиции; входит в классич. ансамбль как солирующий инструмент вместе с аккомпанирующими ему танпурой и таблой (или пакхаваджем). Различают С. большие, средние и малые (для женщин). Предположительно происходит от подобных инструментов народов Центр. и Зап. Азии, что подтверждается сходством в названиях - сайтар (в Центр. Азии), сетар (узб., иранский). Однако как по конструкции, так и по звучанию С. отличается от тадж. и узб. сетара (сетора) - одной из разновидностей танбура.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
СИ..

САНДИ

САНТО

САРТИ

САТЯН

СЕКЕЙ

СЕНДИ

СЕРВЕ

СЕРИЯ

СЕРОВ

СЕТАР

СЕТОВ

СЕШНС

СИБОР

СИГЕР

СИЕПИ

СИЗОВ

СИЛЬЯ

СИМОН

СИСТР

СИХРА

СИЦКИ

СКИПА

СКЛЯР

СКОТТ

СКРИБ

СКЮДО

СОВЁР

СОКОР

СОЛЕР

СОМИС

СОНКИ

СОППА

СОФИЯ

СОХОР

СРИНГ

СТАЙН

СТАРК

СТАРР

СТЕРН

Музыкальный словарь ver16