на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


СКАЛТОРП (Sculthorpe) Питер Джошуа (р. 29 IV 1929, Лонсестон, Тасмания) - австралийский композитор. Изучал музыковедение в Мельбурнском университете (1947-1950), композицию - у Э. Рабры и Э. Веллеса (1958-1960) в Уодемском колледже в Оксфорде (Великобритания). С 1961 работает гл. обр. в Австралии. С 1963 преподаёт композицию в Сиднейском университете. В 1966 совершенствовался по композиции в Йельском университете (США). Изучал нац. австрал. муз. культуру (в сочинениях нач. 60-х гг. использовал элементы традиц. музыки австрал. аборигенов). На сочинения С. 60-х гг. оказала влияние польская композиторская школа этого времени. Знакомство с работами американский музыковеда К. Макфи («Музыка Бали» и др.) пробудило интерес С. к индонез. муз. культуре. На традиц. индонез. музыке основаны сочинения С. разл. жанров - «Табу Табуан» («Tabuh Tabuhan») для квинтета деревянных дух. и удар, инструментов (1968) и «Из Табу Табуан» («From Tabuh Tabuhan») для струнных и ударных (1969), Музыка для струнного квартета (1969), Кетжак (Кetjak) для муж. хора a cappella (1969). В 70-х гг. обратился к изучению традиционной япон. музыки.
Соч.: балет - Балет солнечной музыки (Sun music ballet, Мельбурн, 1968); для орк. - 5-й континент (The fifth continent, для чтеца, орк. и записанных на плёнку нар. инструментов австрал. аборигенов, 1963), Музыка Солнца I-IV (Sun music I-IV, 1965-68), Музыка для Японии (Music for Japan, 1970), Музыка дождя (Music for rain, 1970); камерно-инстр. ансамбли - соната для альта и ударных (1960), Одиночество Банджила (The Loneliness of Bunjil) для струн. трио (1954), 7 струн. квартетов (1953-67), Ирканда I-IV (Irkanda I-IV, 1956-61) для разл. камерно-инстр. составов; некоторые пьесы с нац. инструментами аборигенов, Теотихуакан (Teotihuacan) для струн. квартета (1966), Интермедия для медных и ударных (1968); для голоса с орк. - Любовь 200 (Love 200, для 2 солистов, «поп-группы» и орк.), Звёздный поворот (The Stars turn, 1970); Канто 1520 (Canto 1520) для хора и ударных (1966); для хора a cappella - Ночная пьеса (Night piece, 1966), Утренняя песня (Morning song, 1966), Осенняя песня (Autumn song, 1968); Морское песнопение (Sea chant) для унисона голосов и фп. (1968); для фп. - соната (1954), 3 хайку (1967) и др. пьесы; музыка к спектаклям, в т.ч. муз. фарс Скрытые цели (Ulterior motifs, Мельбурн), к радио- и телепостановкам, кинофильмам.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь