на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



СОЦИОЛОГИЯ МУЗЫКИ (франц. sociologie, букв. - учение об обществе, от лат. societas - общество и греч. logos - слово, учение) - наука о взаимодействии музыки и общества и влиянии конкретных форм её обществ. бытования на муз. творчество, исполнительство и публику. С. м. изучает общие закономерности развития муз. культур и их историч. типологию, формы муз. жизни общества, разл. виды муз. деятельности (проф. и самодеятельные, фольклор), особенности муз. коммуникации в разных социальных условиях, формирование муз. потребностей и интересов разл. социальных групп общества, закономерности исполнит. трактовок муз. произв., проблемы доступности и популярности муз. произв. Марксистская социология, наука об искусстве, в т.ч. С. м., занимается исследованием механизмов формирования художеств. вкусов для решения прежде всего практич. задач по эстетич. воспитанию в социалистич. обществе. С. м. сформировалась на стыке музыковедения, социологии, психологии и эстетики. В качестве одного из разделов она входит в социологию искусства. Теоретико-методологич. основой марксистской С. м. служит историч. и диалектич. материализм. С. м. требует рассмотрения музыки как социально обусловленного явления, включая исследование того, каким образом отражаются в её содержании и форме жизнь общества, мировоззрение композитора. Методологич. и методич. принципы подобного рассмотрения (т. н. социология, метод) в музыковедении начали формироваться ещё в домарксистский период, но именно марксизм явился подлинно науч. основой С. м. В С. м. можно выделить три направления. Теоретич. С. м. занимается изучением общих закономерностей взаимодействия музыки и общества, типологии муз. культур. Историч. С. м. изучает и обобщает факты истории муз. жизни общества. В сферу эмпирич. (конкретной, практической или прикладной) С. м. входит исследование и обобщение фактов, относящихся к роли музыки в совр. обществе (изучение статистич. отчётов о посещаемости концертов, о продаже грампластинок, о работе самодеятельности, непосредств. наблюдение над муз. жизнью, всякого рода опросы, анкеты, интервью и др.). Т.о., С. м. создаёт науч. основу для организации муз. жизни, управления ею. Отдельные мысли о взаимосвязях музыки и обществ. жизни содержались уже в трудах антич. философов, прежде всего Платона и Аристотеля. Они рассматривали социальные функции музыки, её воспитат. роль, её взаимоотношения со слушателями, отметили роль музыки в управлении гос-вом, в организации обществ. жизни и формировании нравств. качеств личности. Аристотель выдвинул идею разл. применения в обществ. жизни музыки («Политика») и наряду с Платоном («Законы») затронул вопрос о типологии публики. В трудах ср.-век. авторов даётся классификация видов муз. искусства, исходящая из социальных функций и условий бытования музыки (Йоханнес де Грохео, кон. 13 - нач. 14 вв.). В эпоху Возрождения сфера обществ. применения музыки заметно расширилась, музыка стала самостоят. искусством. В 15-16 вв. в трудах нидерландца Й. Тинкториса, итальянцев Б. Кастильоне, К. Бартоли, Э. Ботригари рассматривались конкретные формы бытования музыки. Испан. композитор и теоретик Ф. Салинас охарактеризовал разл. жанры нар. и бытовой музыки, ритмич. особенности которых связывались автором с их жизненным предназначением. Традиция описаний обществ. муз. быта была продолжена в 17 в. нем. теоретиком М. Преториусом, который отметил, в частности, что признаки разл. муз. жанров зависят от их применения. В 17-18 вв. с развитием муз.-обществ. жизни, открытием общедоступных концертов и театров предметом наблюдений становятся социальное положение и условия деятельности исполнителей и композиторов. Сведения об этом содержатся в трудах ряда музыкантов (И. Кунау, Б. Марчелло, Ч. Бёрни и др.). Особое место было уделено публике. Так, Э. Артеага определил социальные типы слушателей и зрителей. Деятели нем. и франц. Просвещения И. Шейбе, Д'Аламбер, А. Гретри писали о социальных функциях музыки. Под влиянием Великой франц. революции и в результате утверждения капиталистич. строя в Зап. Европе в кон. 18-19 вв. взаимоотношения музыки и общества приобрели новый характер. С одной стороны, произошла демократизация муз. жизни: расширился круг слушателей, с другой - резко усилилась зависимость музыкантов от антрепренёров и издателей, преследующих чисто коммерческие цели, обострился конфликт между искусством и запросами бурж. публики. В статьях Э. Т. А. Гофмана, К. М. Вебера, Р. Шумана нашли отражение взаимоотношения композитора и публики, отмечено бесправное, униженное положение музыканта в бурж. обществе. Особенно много внимания этому вопросу уделяли Ф. Лист и Г. Берлиоз. В кон. 19 - нач. 20 вв. муз. быт разл. эпох и народов становится предметом систематич. изучения. Появляются кн. «Музыкальные вопросы эпохи» («Musikalische Zeitfragen», 1903) Г. Кречмара, «Немецкая музыкальная жизнь. Опыт музыкально-социологического рассмотрения…» («Das deutsche Musikleben…», 1916) П. Беккера, «Музыкальные проблемы современности и их разрешение» («Die musikalischen Probleme der Gegenwart und ihre Lösung», 1920) К. Блессингера, которые Б. В. Асафьев назвал «своего рода пропилеями в музыкально-социологических проблемах», а также книги X. Мозера, Ж. Комбарьё. Среди наиболее значит. музыковедч. трудов нач. 20 в., наметивших социологич. подход к музыке, - очерк «Симфония от Бетховена до Малера» («Die Sinfonie von Beethoven bis Mahler», 1918) Беккера. К этому времени много отд. социологич. наблюдений накопила и рус. мысль о музыке. Так, А. Н. Серов в работе «Музыка. Обзор современного состояния музыкального искусства в России и за границей» (1858) поставил вопросы, связанные с функциями музыки в обществ. быту и воздействием условий жизни на содержание и стиль муз. творчества, обратился к проблеме взаимовлияния жанра и стиля муз. произв. В. В. Стасов и П. И. Чайковский в критич. работах оставили живые зарисовки муз. быта разл. слоев населения. Большое место в рус. муз. критике занимали вопросы восприятия музыки публикой. В кон. 19 - нач. 20 вв. начинается разработка некоторых муз.-социологич. проблем в теоретич. плане. В 1921 вышла книга одного из основоположников бурж. С. м., оказавшего значит. влияние на развитие зап.-европ. социологии культуры, - М. Вебера «Рациональные и социологические основы музыки». Как отмечал А. В. Луначарский («О социологическом методе в истории и теории музыки», 1925), работа Вебера представляла собой «лишь этюд, подход к общим границам темы». Она привлекала богатым фактич. материалом, вместе с тем страдала налётом вульгарного социологизма и ущербностью методологич. принципов (неокантианство). В Зап. Европе идеи Вебера получили развитие начиная с 1950-60-х гг., когда появились многочисл. труды по С. м. В своём большинстве зап.-европ. учёные отказываются от трактовки С. м. как самостоят. науки и рассматривают её как ответвления музыковедения, эмпирич. социологии или муз. эстетики. Так, К. Блаукопф (Австрия) трактует С. м. как учение о социальных проблемах истории и теории музыки, которое должно дополнить традиц. области музыковедения. А. Зильберман, Г. Энгель (ФРГ) занимаются изучением распространения и потребления музыки в обществе и отношения к ней разл. обществ. слоев аудитории. Они накопили фактич. материал, относящийся к социальному и экономич. положению музыкантов в разл. эпохи («Музыка и общество» Г. Энгеля, 1960, и др.), но отказались от теоретич. обобщений эмпирич. материала. В трудах Т. Адорно (ФРГ) С. м. получила в основном теоретич. освещение в традициях нем. философской мысли о музыке и по существу растворилась в муз. эстетике. В своих кн. «Философия новой музыки» («Philosophie der Neuen Musik», 1958), «Введение в социологию музыки» (1962) Адорно рассматривал социальные функции музыки, типологию слушателей, проблемы совр. муз. быта, вопросы отражения в музыке классовой структуры общества, специфики содержания и история, эволюции отд. жанров, нац. характера муз. творчества. Особое внимание он уделял критике бурж. «массовой культуры». Однако острая критика её проводилась Адорно с позиций защитника элитарных форм искусства. В зап.-европ. странах и США разработан ряд вопросов С. м., в т.ч. методология и соотношение С. м. с др. дисциплинами - Т. Адорно, А. Зильберман, Т. Кнайф, X. Эггебрехт (ФРГ); социальные функции музыки в эпоху империализма и науч.-технич. революции - Т. Адорно, Г. Энгель, К. Феллерер, К. Малинг (ФРГ), Б. Брук (США); структура муз. культуры капиталистич. стран, обществ., экономич. и социально-психологич. положение композиторов и музыкантов-исполнителей - А. Зильберман, Г. Энгель, З. Боррис, В. Виора (ФРГ), Дж. Мюллер (США); структура и поведение публики, социальная обусловленность муз. вкусов - А. Зильберман, Т. Адорно (ФРГ), П. Фарнсуорт (США) и Ж. Леклерк (Бельгия); взаимоотношения между музыкой и массовыми средствами коммуникации (исследования координирует Междунар. институт аудио-визуальной коммуникации и культурного развития в Вене, науч. рук. - К. Блаукопф); муз. быт разл. слоев общества - К. Дальхауз (ФРГ), П. Виллис (Великобритания), П. Бодо (Франция); социологич. проблемы муз. фольклора - В. Виора (ФРГ), А. Мерриам, А. Ломакс (США), Д. Карпителли (Италия). В ряде этих работ имеется богатый фактич. материал, однако большинство их основано на эклектичных философских методах. С. м. в СССР и др. социа- листич. странах. В Сов. Союзе 20-е гг. стали началом развития С. м. Решающую роль в этом сыграли процессы, происходившие в обществ. жизни. Коммунистич. партия и Сов. гос-во с первых дней Oкт. революции 1917 выдвинули лозунг: «Искусство народу!». Все силы художеств. интеллигенции были мобилизованы для осуществления ленинской политики культурной революции. В сов. муз.-социологич. работах 20-х гг. выдвинуты проблемы общего характера, касающиеся обществ. природы музыки и закономерностей её историч. развития. Особую ценность представляют собой труды А. В. Луначарского. Исходя из активного характера художеств. отражения, он рассматривал содержание муз. искусства как результат взаимодействия индивидуальности композитора с социальной средой. В статье «Социальные истоки музыкального искусства» (1929) Луначарский подчеркнул и то, что искусство является средством коммуникации в обществе. В статьях «Один из сдвигов в искусствоведении» (1926), «Социальные истоки музыкального искусства» (1929), «Новые пути оперы и балета» (1930) он очертил осн. функции музыки в обществе, включая эстетически-воспитательные. Луначарский особо выделил способность музыки, как и искусства в целом, формировать и преобразовывать психологию общества, он подчёркивал, что музыка во все эпохи была средством общения. Б. Л. Яворский придавал огромное значение связи между творчеством и обществ. восприятием. Ещё более значит. место заняли проблемы С. м. в трудах Б. В. Асафьева. В статье «О ближайших задачах социологии музыки» (предисловие к кн. «Музыка средневекового города» Г. Мозера, пер. с нем., 1927) Асафьев впервые очертил ряд вопросов, которыми должна заниматься С. м., и среди них - обществ. функции музыки, массовая муз. культура (в т.ч. бытовая музыка), взаимодействие города и деревни, закономерности восприятия музыки и развитие муз. «хозяйства» и «производства» (исполнительство, инструментарий, конц. и театр. организации и т.д.), место музыки в жизни разных обществ. групп, эволюция театр. жанров в зависимости от условий бытования музыки. В многочисл. статьях 20-х гг. Асафьев затронул социальные условия бытования музыки в разные эпохи, состояние традиционных и новых бытовых жанров города и деревни. Книга «Музыкальная форма как процесс» Асафьева (1930) содержала плодотворные мысли о взаимосвязи творчества и восприятия в процессе интонирования, показывала, каким образом практика обществ. музицирования может влиять на творчество. В предисловии к своей кн. «Русская музыка от начала XIX столетия» (1930) Асафьев рассмотрел формы музицирования, характерные для разных общественно-экономич. формаций. В 1920-е гг. в Сов. Союзе наряду с теоретическими развернулись конкретно- социологич. исследования муз. культуры. При Ин-те истории искусств в Ленинграде впервые в мировой практике был создан Кабинет по изучению муз. быта (КИМБ). В его организации и работе активное участие принял Р. И. Грубер. Несмотря на достижения, в ряде работ советский музыковедов 1920-х гг. проявились тенденции упрощения сложных проблем, игнорирования специфики художеств. творчества, несколько прямолинейного понимания зависимости надстройки от экономич. базиса, т.е. то, что было затем названо вульгарным социологизмом. Для С. м. важное значение приобрела теория Асафьева об «интонационном словаре эпохи», как «секрете» популярности и обществ. жизнеспособности произв., а также гипотеза об «интонационных кризисах», выдвинутая в его кн. «Музыкальная форма как процесс. Книга вторая. «Интонация»« (1947). Вопрос о соотношении композиторского творчества с «жанровым фондом» эпохи был разработан в 30-х гг. А. А. Альшвангом. Им была высказана плодотворная мысль об «обобщении через жанр», получившая дальнейшее развитие в его монографии о П. И. Чайковском (1959). Вопрос о «жанровости» как муз.-социологич. категории разрабатывался также С. С. Скребковым (статья «Проблема музыкального жанра и реализм», 1952). В качестве самостоят. науч. дисциплины С. м. начиная с 60-х гг. стала разрабатываться в трудах А. Н. Сохора. В его многочисл. статьях и особенно в кн. «Социология и музыкальная культура» (1975) дано определение предмета совр. марксистской С. м., описаны её задачи, структура и методы, определена система социальных функций музыки, обоснована схема типологизации совр. муз. публики. По инициативе Сохора проведён ряд всесоюзных и междунар. конференций по проблемам С. м. Большую активность в области С. м. проявила группа муз. социологии Моск. отделения CК РСФСР, изучающая муз. вкусы молодёжи Москвы (Г. Л. Головинский, Э. Е. Алексеев). В кн. «Музыка и слушатель» В. С. Цукермана (1972) обобщены данные конкретных исследований муз. жизни Урала, сделана попытка определить такие понятия, как муз. культура общества, муз. потребности населения. Разрабатываются вопросы социальных функций музыки и её изменения в совр. условиях, типологии слушательских групп, классификации и социально-воспитат. роли музыки, передаваемой по радио и телевидению (Г. Л. Головинский, Э. Е. Алексеев, Ю. В. Малышев, А. Л. Клотинь, А. А. Золотов, Г. Ш. Орджоникидзе, Л. И. Левин). Социологич. проблемы муз. фольклора рассматриваются в работах И. И. Земцовского, В. Л. Гошовского и др. Над социологич. и социально-психологич. проблемами восприятия музыки работают Е. Я. Бурлива, Е. В. Назайкинский п др. Вопросы социального функционирования муз. исполнительства в системе массовых средств распространения музыки затрагиваются в статьях Л. А. Баренбойма, Г. М. Когана, Н. П. Корыхаловой, Ю. В. Капустина и др. Продолжается также характерная для рус. классич. и сов. музыковедения традиция изучения жанров в музыке в связи с их жизненным предназначением и условиями функционирования. Эти проблемы решаются в плане современности, а также исторически. Среди работ этого типа выделяются труды А. Н. Сохора, М. Г. Арановского, Л. А. Мазеля, В. А. Цуккермана. Ценные достижения в области С. м. достигнуты учёными др. социалистич. стран. Е. Павлов (Болгария), К. Ниман (ГДР) и др. разработали методику изучения публики, её отношения к традиционным и новым средствам распространения музыки. Труды И. Витаньи (Венгрия) посвящены муз. быту молодёжи, Я. Урбаньського (Польша) - проблемам музыки на радио и телевидении. В Румынии (К. Брэилою и его школа) выработаны методы социологич. изучения муз. фольклора. Среди теоретич. трудов - «Введение в музыкальную социологию» И. Супичича (Югославия, 1964), охватывающее широкий круг проблем этой науки, включая её специфику, методологию, соотношение с традиц. музыкознанием. Под редакцией Супичича с 1970 издаётся журн. «Международное обозрение эстетики и социологии музыки» («International review of the aesthetics and sociology of music», Загреб). Нек-рые общие вопросы С. м. рассмотрены в работах Э. Г. Майера, Г. Бесселера, Г. Кнеплера (ГДР), чехосл. учёных Л. Мокри, И. Кресанека, И. Фукача, М. Черны. З. Лисса (Польша) внесла значит. вклад в разработку таких проблем, как социальная обусловленность и историч. изменчивость муз. восприятия, обществ. оценка музыки, муз.-культурных традиций. Й. Уйфалушши и Я. Мароти (Венгрия) занимаются изучением социальной типологии слушателей.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
СО..

НОРВЕЖСКАЯ МУЗЫКА

ОБРАЩЕНИЕ АККОРДА

ОРЛОВ-СОКОЛОВСКИЙ

ОСЕТИНСКАЯ МУЗЫКА

ПАВЛОВСКИЙ ВОКЗАЛ

ПАЛИКАРОВА-ВЕРДЕЙ

ПАРИЖСКИЙ ОРКЕСТР

ПЕРУАНСКАЯ МУЗЫКА

ПЕТРОВА-ВОРОБЬЁВА

ПОЛЕВАЯ-МАНСФЕЛЬД

ПОСТАНОВКА ГОЛОСА

РИМСКАЯ-КОРСАКОВА

САЛЬБЕРГ-ВАЧНАДЗЕ

САЛЬВАДОР-ДАНИЕЛЬ

САНЧЕС ДЕ ФУЭНТЕС

СЕРВАНТЕС КАВАНАГ

СИГНАЛЬНАЯ МУЗЫКА

СИММЕТРИЧНЫЕ ЛАДЫ

СЛОВЕНСКАЯ МУЗЫКА

СТИЛЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ

СТУДИЯ ГРАМЗАПИСИ

ТАДЖИКСКАЯ МУЗЫКА

ТЕМА С ВАРИБЦИЯМИ

ТРЁХЧАСТНАЯ ФОРМА

УДМУРТСКАЯ МУЗЫКА

УДЭГЕЙСКАЯ МУЗЫКА

УКРАИНСКАЯ МУЗЫКА

ФЕРНИ-ДЖИРАЛЬДОНИ

ФЛАМАНДСКАЯ ШКОЛА

ФОРМА МУЗЫКАЛЬНАЯ

ХОРАЛЬНАЯ НОТАЦИЯ

ХОРВАТСКАЯ МУЗЫКА

ЦИКЛИЧЕСКИЕ ФОРМЫ

ШНАЙДЕР-ТРНАВСКИЙ

ШТЕФЭНЕСКУ-ГОАНГЭ

Музыкальный словарь ver16