на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


СТУПЕНЬ (нем. Stufe, Tonstufe, Кlangstufe; англ. degree; франц. degrй; итал. grado; др.-рус. степень) - местоположение тона (звука) как звена системы звукоряда (гаммы, строя, лада, тональности), а также сам такой тон. Понятие «С.» связывается с представлением о гамме как «лестнице» (итал. scala, нем. Leiter, Tonleiter), движение по которой воспринимается как переступание, т. е. скачкообразный переход от одного качества (от одного элемента) к другому (напр., с d, d e, е f). Смены С. - одно из проявлений движения, развития, средствами звуковысотной структуры. Совокупность С., принадлежащих к.-л. системе, предполагает упорядоченность переходов от одной С. к другой; в этом - нек-рое сходство понятий С. и тональной функции. В гармонич. тональности в соответствии с различием между двумя осн. типами звуковысотной организации - одногол. и многогол. - под термином «С.» подразумевается не только отдельный звук гаммы, но также и построенный на нём как на осн. тоне аккорд (говорят, напр., о голосоведении в последовании ступеней: V - VI). Для обозначения С. того и др. типов Г. Шенкер к традиц. записи римскими цифрами прибавил арабские: С.-аккорд охватывает неск. С.-звуков (напр., аккорд V9 включает 5, 7, 2, 4, 6, причём переход от одной «звукоступени» к другой в рамках одной «аккордоступени» не воспринимается как изменение её общей функции, т. к. она распространена на все составляющие её «звукоступени»). В гармонич. тональности С. - местный центр (микролад; напр., на V С. 1 тяготеет в 7 вопреки осн. тяготению), подчинённый общему (С. как сублад). С понятием «С.-аккорд» связан один из наиболее распространённых методов обозначения аккордов, сущность которого - указание номера гармонии в ряду-гамме (функциональные обозначения, в отличие от ступенных, определяют значение аккорда в логике гармонич. процесса). В европ. музыке 17-19 вв., базирующейся на 12-ступенном акустич. строе, господствовали диатонич. в своей основе (см. Диатоника) лады - мажор и минор, допускавшие, однако, хроматизм. 12 «звукоступеней», возможных в рамках этих ладов, функционально подразделялись на 7 основных (в C-dur соответствуют белым клавишам фп.) и 5 производных (альтерированных; соответствуют чёрным клавишам); такая альтерац. хроматика - явление, вторичное по отношению к диатонич. основе (Ф. Шопен, Этюд a-moll op. 25 No 11), и лады согласно главному принципу структуры следует считать 7-ступенными. В музыке 20 в. наряду с 7-ступенностью систематически используется и 12-ступенность (натуральная хроматика и др. её виды, напр. в «Багателях» ор. 9 А. Веберна, фп. трио Э. В. Денисова). Помимо 7- и 12-ступенных систем, встречаются и иные, с меньшим количеством С. (напр., пентатоника) и с бульшим (микрохроматика с 24, 36 С.; здесь 12-ступенный ряд может функционировать как основной). Следует различать понятия: С. и конкретное значение тона (аккорда). Так, в хроматич. системе С (dur) возможно использование звуков ces-heses-as и, с др. стороны, - eis- fis- gis- ais, однако эти конкретные значения тонов не приводят к превышению реального количества «звукоступеней» 12-тоновой хроматич. гаммы.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь