на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



СУК (Suk) Йозеф (4 I 1874, Кршечовице - 29 V 1935, Бенешов, близ Праги; похоронен в Кршечовице) - чеш. скрипач и композитор. Учился в детстве у отца - сельского кантора, в 1885-92 - в Пражской консерватории у Й. Фёрстера-старшего (гармония), А. Бенневица (скрипка), К. Штекера и А. Дворжака (композиция). В 1891-1933 играл (2-я скрипка) в «Чешском квартете», с которым гастролировал в странах Европы, в т. ч. неоднократно в России (с 1895). Выступал как солист-виртуоз (до 1904). В 1922-35 преподавал композицию в Пражской консерватории (в 1924-26 и 1933-35 директор), среди учеников - мн. совр. композиторы. Ранние соч. С. (пьесы для фп. и камерно-инстр. ансамблей) окрашены чувством романтич. разочарованности. Под влиянием Дворжака С. обратился к нац. истокам - в соч. появились нар.-песенные интонации, светлые, жизнерадостные мотивы («Серенада» для струн. оркестра, насыщенная нар. танц. ритмами; цикл фп. пьес, 1893; лирич., полная философских раздумий 1-я симфония, увертюра «Сказка зимнего вечера», цикл симф. поэм «В тени липы», фантазия для скрипки с оркестром, «Фантастическое скерцо» для оркестра). Воспринятые от Дворжака патриотич. традиции чеш. классики особенно проявились в симф. поэме «Прага» (образ великого города в лучах восходящего солнца, торжеств. кульминации, праздничный перезвон колоколов, использование в гл. теме интонаций гуситской песни таборитов, к которой обращались Б. Сметана и Дворжак). После смерти Дворжака (1904) и жены С. (дочери Дворжака, 1905) видное место в музыке С. заняли трагич. образы. Памяти Дворжака и жены С. посв. трагич. симфонию-реквием «Азраил» (названа именем библейского ангела смерти). Тема смерти, волновавшая С. с юности (в 15-летнем возрасте написал похоронный марш самому себе), стала главной в его произв. 1910-1920-х гг. Нек-рым соч. свойственны черты экспрессионизма [Вариации на тему святовацлавского хорала, «Легенда о мёртвых победителях» («Тризна»), «Эпилог» и др.]. Реалистич. традиции школы Дворжака в этот период сохранились преим. в хорах на слова чеш. и словацких нар. песен, в фп. миниатюрах для детей - циклах «О маме» («О matinne», 1907), «Колыбельные» («Ukolebavky», 6 пьес, 1911).
Соч.: для солистов, хора и орк. - Кршечовицкая месса (Кrecovickб mse, с органом и литаврами, 1888; 2-я ред. 1931), Эпилог (Epilog, 1932); для орк. - 2 симфонии (1897; Азраил, 1906), увертюры - Драматическая (Dramatickб, 1892), Сказка зимнего вечера (Pohadka zimniho vecera, 1894), сюита Сказка (Pohadka, 1899), симф. поэмы - Прага (по поэме С. Чеха «Жижка», 1904), Сказка лета (Pohadka leta, 1907), На заре (Zranн, 1917), Легенда о мёртвых победителях (1920), В новую жизнь (1920) и Под Блаником (Pod Blanikem, 1932), Фантастическое скерцо (1903); для струн. орк. - фантазия (1888), Похоронный марш (Smutecnн pochod, 1889; 2-я ред. 1934), Серенада (1892), пьеса Соуседска (Sousedskб, 1935); фантазия для скр. с орк. (1902; 2-я ред. 1903); камерно-инстр. ансамбли - фп. трио (1890), фп. квартет (1891), 3 струн. квартета (1888, 1896, 2-я ред. 1915; 1911), для струн. квартета - Баллада (1890), Вариации на тему святовацлавского хорала (также для струн. орк., 1914), фп. квинтет (1893; 2-я ред. 1915), Элегия для скр. (или влч.), струн. квартета, гармониума, арфы (1902), багатель для флейты, скр. и фп. (1917); для скр. с фп. - баллада (1890), 4 пьесы (ор. 17, 1900); баллада и серенада для влч. с фп.; для фп. - соната (1883), сонатина (1897, перераб. в сонату, 1900), полонез (1892), юмореска (1894), Листок из альбома и др. пьесы и циклы пьес; для голоса с орк. - Под яблоней (Pod jablonн, 5 сцен из музыки к одиоим. легенде Ю. Зейера для альта-соло, смеш. хора, оркестра и органа, 1912; также музыка к одноим. спектаклю драм. театра, 1901; 2-я ред. 1911); хоры a cappella на сл. серб. и словац. нар. поэзии; песни с фп., в т. ч. детские.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
СУ..

НЕФ

НИГ

НОМ

НЭЙ

ОДА

ОЙТ

ОРФ

ОТС

ПАС

ПОТ

ПТИ

РАЯ

РЕЙ

РИЗ

РИМ

РИС

РОГ

САЗ

САЦ

СУН

ТАР

ТЕО

ТИЦ

ТОБ

ТОН

ТОТ

ТОХ

ТУШ

УДЖ

УЛЬ

ФОР

ФУТ

ХЁГ

ХАС

ХОР

ХУД

ХУР

ЦУТ

ЧЕХ

Музыкальный словарь ver16