на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


СУК (Suk) Йозеф (4 I 1874, Кршечовице - 29 V 1935, Бенешов, близ Праги; похоронен в Кршечовице) - чеш. скрипач и композитор. Учился в детстве у отца - сельского кантора, в 1885-92 - в Пражской консерватории у Й. Фёрстера-старшего (гармония), А. Бенневица (скрипка), К. Штекера и А. Дворжака (композиция). В 1891-1933 играл (2-я скрипка) в «Чешском квартете», с которым гастролировал в странах Европы, в т. ч. неоднократно в России (с 1895). Выступал как солист-виртуоз (до 1904). В 1922-35 преподавал композицию в Пражской консерватории (в 1924-26 и 1933-35 директор), среди учеников - мн. совр. композиторы. Ранние соч. С. (пьесы для фп. и камерно-инстр. ансамблей) окрашены чувством романтич. разочарованности. Под влиянием Дворжака С. обратился к нац. истокам - в соч. появились нар.-песенные интонации, светлые, жизнерадостные мотивы («Серенада» для струн. оркестра, насыщенная нар. танц. ритмами; цикл фп. пьес, 1893; лирич., полная философских раздумий 1-я симфония, увертюра «Сказка зимнего вечера», цикл симф. поэм «В тени липы», фантазия для скрипки с оркестром, «Фантастическое скерцо» для оркестра). Воспринятые от Дворжака патриотич. традиции чеш. классики особенно проявились в симф. поэме «Прага» (образ великого города в лучах восходящего солнца, торжеств. кульминации, праздничный перезвон колоколов, использование в гл. теме интонаций гуситской песни таборитов, к которой обращались Б. Сметана и Дворжак). После смерти Дворжака (1904) и жены С. (дочери Дворжака, 1905) видное место в музыке С. заняли трагич. образы. Памяти Дворжака и жены С. посв. трагич. симфонию-реквием «Азраил» (названа именем библейского ангела смерти). Тема смерти, волновавшая С. с юности (в 15-летнем возрасте написал похоронный марш самому себе), стала главной в его произв. 1910-1920-х гг. Нек-рым соч. свойственны черты экспрессионизма [Вариации на тему святовацлавского хорала, «Легенда о мёртвых победителях» («Тризна»), «Эпилог» и др.]. Реалистич. традиции школы Дворжака в этот период сохранились преим. в хорах на слова чеш. и словацких нар. песен, в фп. миниатюрах для детей - циклах «О маме» («О matinne», 1907), «Колыбельные» («Ukolebavky», 6 пьес, 1911).
Соч.: для солистов, хора и орк. - Кршечовицкая месса (Кrecovickб mse, с органом и литаврами, 1888; 2-я ред. 1931), Эпилог (Epilog, 1932); для орк. - 2 симфонии (1897; Азраил, 1906), увертюры - Драматическая (Dramatickб, 1892), Сказка зимнего вечера (Pohadka zimniho vecera, 1894), сюита Сказка (Pohadka, 1899), симф. поэмы - Прага (по поэме С. Чеха «Жижка», 1904), Сказка лета (Pohadka leta, 1907), На заре (Zranн, 1917), Легенда о мёртвых победителях (1920), В новую жизнь (1920) и Под Блаником (Pod Blanikem, 1932), Фантастическое скерцо (1903); для струн. орк. - фантазия (1888), Похоронный марш (Smutecnн pochod, 1889; 2-я ред. 1934), Серенада (1892), пьеса Соуседска (Sousedskб, 1935); фантазия для скр. с орк. (1902; 2-я ред. 1903); камерно-инстр. ансамбли - фп. трио (1890), фп. квартет (1891), 3 струн. квартета (1888, 1896, 2-я ред. 1915; 1911), для струн. квартета - Баллада (1890), Вариации на тему святовацлавского хорала (также для струн. орк., 1914), фп. квинтет (1893; 2-я ред. 1915), Элегия для скр. (или влч.), струн. квартета, гармониума, арфы (1902), багатель для флейты, скр. и фп. (1917); для скр. с фп. - баллада (1890), 4 пьесы (ор. 17, 1900); баллада и серенада для влч. с фп.; для фп. - соната (1883), сонатина (1897, перераб. в сонату, 1900), полонез (1892), юмореска (1894), Листок из альбома и др. пьесы и циклы пьес; для голоса с орк. - Под яблоней (Pod jablonн, 5 сцен из музыки к одиоим. легенде Ю. Зейера для альта-соло, смеш. хора, оркестра и органа, 1912; также музыка к одноим. спектаклю драм. театра, 1901; 2-я ред. 1911); хоры a cappella на сл. серб. и словац. нар. поэзии; песни с фп., в т. ч. детские.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь