на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ТАБУЛАТУРА (от лат. tabula - доска, таблица; итал. intavolatura, франц. tablature, нем. Tabulatur). 1) Устаревшая буквенная или цифровая система записи сольной инстр. музыки, применявшаяся в 14-18 вв. Т. использовалась при записи сочинений для органа, клавесина (фп.), лютни, арфы, виолы да гамба, виолы да браччо и др. инструментов. Французская лютневая табулатура. Существовали разл. виды Т.: итальянская, испанская, французская, немецкая. Правила и формы Т. зависели от техники игры на инструментах; напр., знаки лютневой Т. определяли не сами звуки, а лады, возле которых прижимались струны при извлечении нужных звуков; т. о. у инструментов, отличавшихся по строю, эти знаки обозначали разл. звуки. Старая немецкая органная табулатура. Немецкая лютневая табулатура. Более или менее общим для всех Т. было обозначение ритма посредством особых знаков, помещавшихся над буквами или цифрами: точка - brevis, вертикальная черта - semibrevis, черта с хвостиком () - minima, черта с двойным хвостиком () - semiminima, с тройным хвостиком () - fusa, с четверным хвостиком () - semifusa. Эти же знаки над горизонтальной чертой обозначали паузы. При последовании неск. коротких звуков одинаковой длительности в 16 в. стали применять вместо отд. знаков с хвостиками общую горизонтальную линию - вязку, прототип совр. «рёбер». Характерной особенностью органной Т. являлось буквенное обозначение звуков. Иногда, помимо букв, использовались горизонтальные черты, соответствующие определённым голосам многогол. ткани. В старой нем. органной Т., применявшейся приблизительно с 1-й четв. 14 в. (см. Robertsbridge Codex, находящийся в Лондоне в Брит. музее) по нач. 16 в., буквенное обозначение соответствовало нижним голосам, а мензуральные ноты - верхним голосам. К сер. 15 в. относятся рукописные табулатуры А. Илеборга (1448) и К. Паумана (1452), принципы которых подробно описаны в «Buxheimer Orgelbuch» (ок. 1460). Первые печатные Т. появились в нач. 16 в. В 1571 лейпцигским органистом Н. Аммербахом издана новая нем. органная Т., применявшаяся примерно в 1550-1700; звуки в ней обозначались буквами, а знаки ритма размещались над буквами. Простота изложения облегчала чтение Т. Первый вид испан. органной Т. установил теоретик X. Бермудо; он поместил звуки от С до а2 на линиях, отвечавших отд. голосам, и соответственно обозначил их цифрами. В более поздних испан. органных Т. белые клавиши (от f до е1) обозначались цифрами (от 1 до 7), в др. октавах применялись дополнит. знаки. В Италии, Франции и Англии в 17 в. при нотировании музыки для клавишных инструментов использовались Т., включавшие две линейные системы, - для правой и левой рук. В итал. и испан. лютневой Т. шести струнам соответствовали шесть линий, на которых цифрами обозначались лады. Для обозначения ритма в испан. Т. использовались знаки мензуральной нотации, стоявшие над линиями, в итал. Т. - только штили и хвостики к ним, равные по количеству соответств. длительностям. Верхним струнам в этих Т. отвечали нижние линейки, и наоборот. Последовательный ряд звуков на данной струне обозначался цифрами: 0 (открытая струна), 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, X,. В отличие от указанных Т., во франц. лютневой Т. использовались преим. пять линий (верхним струнам соответствовали верхние линии); шестая, добавочная линия в случаях её применения помещалась внизу системы. Звуки обозначались след. буквами: А (открытая струна), а, b, с, d, e, f, g, h, i, k, 1. Нем. лютневая Т. предположительно является более ранним видом по сравнению с вышеупомянутыми; она была предназначена для 5-струнной лютни (более поздние Т. - для 6-струнной лютни). Итальянская лютневая табулатура. Испанская лютневая табулатура. Эта Т. не имела линий, вся запись состояла из букв, цифр, а также штилей с хвостиками, обозначавшими ритм. В числе сохранившихся рукописей и печатных экземпляров сочинений, записанных органной и лютневой Т., известны след. органные Т.: А. Schlick, «Tabulaturen etlicher Lobgesang», Mainz, 1512; рукописные табулатурные книги X. Коттера (б-ка университета в Базеле), рукописная табулатурная книга И. Бухнера (б-ка университета в Базеле и Центр. б-ка в Цюрихе) и др. Издания в новой нем. органной Т. осуществили В. Schmidt dem Дlteren (1577), I. Paix (1583), В. Schmidt dem Jüngeren (1607), J. Woltz (1607) и др. Известны рукописи лютневой табулатуры П. Фабрициуса (Мюнхен, Гос. б-ка), В. Галилеи (Флоренция, Нац. б-ка), Б. Амербаха (Базель, б-ка университета) и др. Издания лютневой T.: H. Judenkünig, «Eine schöne künstliche Unterweisung», 1523; Francesco da Milano, «Intavolatura di liuto» (1536, 1546, 1547); H. Gerle, «Musica Teusch» (Nürnberg, 1532); «Ein newes sehr künstlich Lautenbuch» (Nürnberg, 1552) и др. 2) Правила, относящиеся к форме и содержанию муз.-поэтич. искусства мейстерзингеров и сложившиеся к кон. 15 в.; объединил эти правила Адам Пушман (ок. 1600). Составленный им свод правил назывался Т. Пение мейстерзингеров было строго одноголосным и не допускало инстр. сопровождения. Нек-рые принципы Т. мейстерзингеров воспроизведены Р. Вагнером во фрагментах оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры», связанных со спецификой их исполнит. искусства. См. Мензуральная нотация, Орган, Лютня, Мейстерзингер. Слово «Т.» использовалось и в др. значениях: так, напр., С. Шейдт издал «Tabulatura nova» - сб. произв. и упражнения для органа; Н. П. Дилецкий применял его в значении записной книжки.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь