на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ТАГОР Рабиндранат (Тхакур Робиндронатх) [6 (по др. данным, 7) V 1861, Калькутта - 7 VIII 1941, Шантиникетон, близ Болпура; по др. данным - Калькутта] - индийский писатель, философ, музыкант, живописец, обществ. деятель. Род. в семье просветителя, деятеля нац. движения Дебендранатха Т. (1817-1905). Учился в Калькутте, затем в Лондонском университете (1878-80), где занимался литературой и музыкой. Большое влияние на формирование эстетич. взглядов Т. оказала интеллектуальная и артистич. атмосфера в семье - дом Т. часто посещали крупнейшие инд. музыканты, писателем и музыкантом был его брат Джотириндранатх Т. Т. создал св. 2000 песен на собств. и канонизированные религ. тексты, а также на традиц. тексты баулов (в юношеском возрасте выступал под псевд. Бхану Синха). Песни «Джанаганамана» («Душа народа») и «Амар шонар Бангла» («Моя золотая Бенгалия») стали впоследствии гимнами Индии и Бангладеша. Автор одной из популярнейших в Индии песен «Банде матарам». Песни Т. представляют собой своеобразный синтез черт сев.-инд. классич. музыки (таких стилей, как таппа, тхумри, дхрупад) и традиционной музыки Бенгалии (характерных для неё стилей и форм - киртан, бхаджан, бхатиали); в структуре многих из них заметно влияние образцов европ. муз. классики. Произв. Т. отличаются простотой и доступностью муз. языка, поэтичностью текста, во многом приближаясь к стилю «деши». В его песнях присутствуют и элементы классич. paг и тала, системы которых он обогатил новыми разновидностями. Т. считают создателем таких составных paг, как Бхайрава-Бхайрави, Дарбари-Тоди-Бхайрави, а также новых видов тала - Навами, Рупакда и др. Песенное творчество Т. настолько своеобразно, что существует как отд. вид под назв. «Рабиндра сангит» (песни Рабиндраната). Среди крупнейших совр. исполнителей песен Т. - Ч. Чаттерджи, Д. Мукерджи, К. Банерджи, С. Митра. Т. принадлежит ок. 20 произв. для муз. театра. Большую популярность приобрела его первая муз. драма с песнями и танцами - «Вальмики Пратибха» («Гений Вальмики», 1881, совм. с Дж. Тагором); широко известны также «Кал Маритайя» (1882) и одна из последних - «Чандалика» (1933). Среди др. муз. драм - «Майер Кхела» (1888), «Васанта» (1923), «Прабахини» (1925), «Ритуранта» (1927), «Навин» (1931), «Шампочан» (1931), «Сраван Гата» (1934). Способствовал возрождению и популяризации разл. танц. стилей (напр., «манипури»), старинных религ. танцев и др., оказывал поддержку танц. школам (в частности, школе У. Шанкара). В 30-е гг. Т. создал танц.-муз. драмы, ставшие вскоре широко известными, - «Читрангада» (пост. также на сов. сцене - балет «Читра», 1960, Куйбышев) и «Чандалика», последнее произв. этого жанра - «Шьяма» (соч. в 1940). В ряде муз. драм Т. впервые в практике инд. музыки предпринял попытку претворения особенностей европ. муз. культуры. Активный муз. деятель, педагог, Т. в 1901 в своём поместье Шантиникетон основал школу, преобразованную в 1918 в университет Вишва Бхарати, где обучают живописи, музыке и др. При университете Т. создал Театр-студию. Здесь он впервые поставил многие свои сценич. произв., нередко исполняя в них гл. роли. Осуществлял постановку муз. драм Т. также университет искусств «Кала бхавана»; сложившийся там особый стиль актёрской игры и танца наз. шантиникетонским. Деятельность Т. в области инд. музыки и хореографии оказала огромное влияние на развитие нац. культуры. Произв. Т. пользуются большой популярностью. Лучшие песни и муз. драмы Т. записаны на грампластинки; имеется ряд записей песен в его исполнении. В 1961 в Дели издано собрание песен Т. («Anthology of one hundred songs of Rabindranath Tagore in staff notation», v. 1-2). На тексты Т. писали вок. произв. (с оркестром и фп.) мн. композиторы - советские (в т. ч. С. Н. Василенко, M. M. Ипполитов-Иванов, М. О. Штейнберг) и зап.-европейские (Д. Мийо, К. Шимановский, Л. Яначек и др.). В 1962 выпущен сб. романсов, написанных на стихи Т. советский композиторами. С. А. Баласанян создал Рапсодию для оркестра на темы Рабиндраната Тагора, В. А. Власов - симф. сюиту (с чтецом) «Читая Тагора». Т. был большим другом Сов. Союза; после поездки в СССР (1930) вышли его «Письма о России» («Рашияр читхи», 1931). Ему принадлежит ок. 100 статей, касающихся разл. областей обществ. и культурной жизни. В 1913 за книгу стихов «Гитанджали» («Жертвенные песни») Т. удостоен Нобелевской пр. В 1961 во всём мире отмечалось столетие со дня рождения Т.; в Калькутте создан университет «Рабиндра бхаван» и открыт музей («Дом Тагора»).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ТА..

СОЛЕР

СОМИС

СОНКИ

СОППА

СОФИЯ

СОХОР

СРИНГ

СТАЙН

СТАРК

СТАРР

СТЕРН

СТИЛЛ

СТОИН

СТОПА

СТРОЙ

СУРМА

СУРНА

СЮИТА

ТАБЛА

ТАЙЕР

ТАЛЕШ

ТАЛИХ

ТАМУР

ТАНГО

ТАНЕЦ

ТАПЁР

ТАРАФ

ТАРТУ

ТВИСТ

ТЕЙЕР

ТЕМБР

ТЕНОР

ТИБИЯ

ТИТОВ

ТОКИО

ТОМБО

ТОНУС

ТОРКИ

ТОСАР

Музыкальный словарь ver16