на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ТАМАНЬО (Tamagno) Франческо (28 XII 1850, Турин - 31 VIII 1905, Варесе) - итальянский певец (тенор). Пению обучался у К. Педротти, капельмейстера туринского театра «Реджо», куда был принят первоначально как хорист, а затем в качестве компримарио (дублёра); здесь в 1870 дебютировал в опере «Полиевкт» Доницетти. В 1874 солист театра «Беллини» в Палермо. Выступал во мн. городах Италии (Ровиго, Венеция, Флоренция, Рим, Турин, Неаполь), в 1877 - в миланском театре «Ла Скала» (в партии Васко да Гама в «Африканке» Мейербера). С огромным успехом гастролировал в Барселоне, Буэнос-Айресе, Лисабоне, Рио-де-Жанейро, Мадриде, Нью-Йорке («Метрополитен-опера»), Лондоне, Монте-Карло, Мюнхене, Париже, а также в Москве (1894) и Петербурге (1895-96). В 1904 оставил сцену. Т. вошёл в историю оперного театра как один из лучших теноров. Обладал голосом красивого прозрачного светлого тембра, феноменальным по силе звука, звонким и в то же время лёгким верхним регистром и плотными, насыщенного звучания нотами в среднем и нижнем регистрах, могучим дыханием, безупречной дикцией. Его виртуозное вок. мастерство сочеталось со сценич. талантом, выразительностью пластики и мимики, ярким темпераментом. Был блестящим исполнителем героико-драм. теноровых партий в операх Дж. Верди, особенно близких его творч. индивидуальности. Лучшее создание певца - образ Отелло (первый исполнитель; 1887, «Ла Скала»; Т. готовил партию под рук. Верди). Среди партий: Арнольд («Вильгельм Телль» Россини), Эдгар, Дженнаро («Лючия ди Ламмермур», «Лукреция Борджа»), Ричард, Эрнани, Дон Карлос, Радамес, Габриэле Адорно, Манрико («Бал-маскарад», «Эрнани», «Дон Карлос», «Аида», «Симон Бокканегра», «Трубадур» Верди), Энцо («Джоконда» Понкьелли), Васко да Гама, Роберт, Рауль, Иоанн Лейденский («Африканка», «Роберт-Дьявол», «Гугеноты», «Пророк»). В конце оперной карьеры Т. выступил и в первых веристских операх: «Сельская честь» Масканьи, «Медичи» Леонкавалло, «Андре Шенье» Джордано и др. В 1903 были записаны на пластинку (для фирмы «Gramophone Typewriter») неск. оперных арий в исполнении Т.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь