на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ТАРТИНИ (Tartini) Джузеппе (8 IV 1692, Пирано, Истрия, ныне Пиран, Югославия - 26 II 1770, Падуя) - итал. скрипач, композитор, педагог и муз. теоретик. С детства обучался игре на скрипке в Пирано, затем в Каподистрии. В 1708 поселился в Падуе, занимался на юридич. ф-те университета. Однако основным его увлечением была музыка. Одарённость, а также напряжённая, преим. самостоят., работа способствовали формированию Т. как выдающегося скрипача. По семейным обстоятельствам (вступил в тайный брак с родственницей кардинала Корнаро) Т. был вынужден покинуть Падую. В 1710-14 находился в францисканском (минористском) монастыре в Ассизи, где изучал теорию музыки и композицию под руководством чеш. композитора и теоретика Б. М. Черногорского. С 1714, вероятно, до 1716 был скрипачом оперного театра в Анконе. В это время встретился с P. M. Верачини, оказавшим на Т. значит. влияние. В годы изгнания Т. продолжал совершенствовать своё исполнит. и композиторское мастерство. Beроятно, в этот период написаны «Искусство смычка» (50 вариаций на тему гавота А. Корелли) и первый вариант сонаты «Дьявольская трель» («Trillo del diavolo»). К тому же времени относятся его изыскания в области акустики - открытие комбинационного тона (terzo suono, т. е. «третьего звука»), которому Т. придавал существ. значение в интонировании (в достижении чистоты интонации). По возвращении в Падую (1716) до конца жизни возглавлял (с небольшими перерывами) оркестр капеллы в базилике Сант-Антонио, регулярно выступал как скрипач-солист. Концертировал также в Венеции, Милане, Болонье, Неаполе, Флоренции и др. городах Италии. В 1723 в числе лучших музыкантов Европы Т. был приглашён в Прагу для участия в муз. торжествах по случаю коронации Карла VI. В 1723-26 состоял камер-музыкантом в пражской капелле графа Кинского (возможно, посетил с капеллой Вену). Крупнейший представитель итал. скр. школы, Т. внёс значит. вклад в развитие классич. инстр. жанров сонаты и концерта, обогатил средства исполнения на скрипке. Игра Т. славилась выразительностью, красивым певучим тоном и технич. совершенством, в частности богатством штрихов и развитой техникой левой руки. Т. принадлежит более 350 произв., преим. скрипичных - 125 концертов с оркестром, 175 сонат для скрипки с basso continuo и с разл. инструментами, 14 маленьких сонат для скрипки соло (частично с basso continuo ad libitum), a также трио-сонаты, квартеты (Quadro), единичные вок. сочинения, в т. ч. Miserere, Stabat Mater и др. При жизни Т. была издана лишь незначит. часть его произведений. Большинство их в рукописях хранится в разл. архивах Падуи, Анконы, Парижа, Беркли, Марбурга, Вены. В 1950-70-х гг. в Италии, гл. обр. в Падуе и Милане, изданы мн. сонаты и концерты Т. Для инстр. соч. Т. характерны углублённость содержания, выразительность мелодики, красочный муз. язык, простота и ясность формы. В мелодич. интонациях, в живых разнообразных ритмах нашли отражение нар. элементы, не только итальянские, но и славянские. Живая образность его муз. мышления проявляется в своеобразной программности (программные заголовки его сонат «Дьявольская трель», «Покинутая Дидона» - «Didone abbandonate» и т. п., а также поэтические motto, которые в зашифрованном виде он предпосылал своим соч.). В концертах и сонатах Т. устанавливается трёхчастность с контрастным расположением частей; нередко контрасты содержатся и в пределах одной части. Медленные части отличаются задушевным лиризмом, порой драм. патетикой; быстрые - энергией, живостью, танцевальностью, а также грацией. Часто поэтичной, исполненной грусти лирике противопоставляется жизнерадостность и мужественность. Музыка Т. требует от исполнителей певучести звука, виртуозной пассажной и штриховой техники в быстрых частях. Теоретич. воззрения Т. раскрываются в трактатах, а также в его полемич. переписке с Дж. Б. Мартини, Ф. Альгаротти, Ж. Ж. Руссо и др. современными ему муз. учёными. Мн. теоретич. положения, выдвинутые Т., родственны принципам Ж. Ф. Рамо, с его стремлением следовать природе, искать объективные основы муз. гармонии. В последние годы жизни Т. был склонен к абстрактно-философским размышлениям, близким пифагорейскому учению о гармонии. Из трудов Т. (в 60-70-х гг. 20 в. вышли их факсимильные переиздания) в значит. мере сохранил значение «Трактат об украшениях» (изд. в 1771), который переиздан под ред. Э. Р. Якоби (1961) с приложениями факсимиле оригинального итал. текста, главы «Правила ведения смычка» («Regole per le arcate»), которой не было в 1-м (франц.) издании, а также письма Т. к ученице М. Сирмен-Ломбардини, содержащего наставления в занятиях на скрипке. Много времени Т. отдавал педагогич. деятельности. В 1727 организовал в Падуе муз. академию, привлёкшую не только итал., но и иностр. музыкантов (за Т. закрепилась слава Maestro delle nazioni - «учителя наций»). Среди его учеников - Д. Далль 'Окка, М. Сирмен-Ломбардини, Ф. Манфреди, П. Нардини, Д. Феррари, П. Лауссе, И. Г. Граун, Ф. В. Руст. Соч. (издания): концерты для скр. с орк. - 6 Соncerti а 5 е 6 stromenti a violino principale, violino primo di ripieno, violino secondo, alto, viola, organo e violoncello, op. 1, libro 1 (Amst., 1728), 6 Concerti a 5 stromenti…, op. 1, libro 3 (Amst., 1728), 6 Concerti a 5 stromenti…, op. 1, libro 2 (Amst., 1730), 6 Concerti a 8 stromenti, op. 2 (Amst., 1732-33) и др.; трио-сонаты (для 2 скр. и basso continuo) - 6 Sonate a tre, op. 8 (P., 1749), 12 Sonatas for two violins and a bass (L., 1750), 6 Sonate a due violini e basso continuo (Amst., ок. 1755); Twelwe Sonatas in three parts, op. 3 (L., 1756); сонаты (для скр. с др. инструментом) - 6 Sonate a violino e vlolone о cimbalo, op. l (Amst., 1732), 13 Sonate a violino e violoncello о cimbalo, op. 1 (Amst., 1734), 6 Sonate a violino e violoncello о cimbalo, op. 2 (Amst., 1743), 12 Sonate a violino e basso, op. 2 (Roma, 1745), 6 Sonates а violon seul avec la basse continue, op. 4 (P., 1747), 6 Sonates а violon seul avec la basse continue, op. 5 (P., 1747?), 6 Sonate a violino e violoncello о cimbalo, op. 6 (P., 1748), 6 Sonate a violino solo col basso, op. 7 (P., 1748), 6 Sonate a violino e violoncello о cimbalo, op. 9 (P., после 1761), 3 сонаты (в т. ч. Дьявольская трель), в изд.: Cartier J. В., L'art du violon (P., 1798); 26 piccole sonate per violino e violoncello [12] e per violino solo [14], v. 1-2, Padova, 1970; вариации для скр. и basso continuo, в т. ч. Nouvelle йtudepar Mr. P. Pinelli Augmentee d'une gavotte de Corelli (P., ок. 1745), переизд. - L'Arte del arco ou l'art d'archet contenant 38 variations (P., 1758), переизд. - L'arte dell'arco о siano cinquanta variazioni (Napoli, после 1782); духовная музыка - Miserere, Stabat Mater и др. Лит. соч.: Trattato di musica secondo la vera scienza dell'ar-monia, Padova, 1754; De principi dell'armonia musicale contenuta nel diatonico genere, Padova, 1767; Risposta di G. Tartini alla critica del di lui Trattato di musica di mons. Le Serre di Genevra, Venezia, 1767; Traitй des agremens de la musique, P., 1771.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь