на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ТЕГЕРАН - столица Ирана, главный культурный центр страны. 4496 тыс. жит. (1976). Т. объявлен столицей в кон. 18 в., до этого времени - незначит. населённый пункт. В 19 в. при дворе шаха в Т. возрождается нац. классич. музыка (см. Иранская музыка); постепенно распространяясь, к нач. 20 в. она завоёвывает прочное место в развитии культуры и искусства города. Крупнейшие музыканты-исполнители нац. музыки, сыгравшие значит. роль в её изучении и систематизации, - Али Акбар Фарахани, его сын Мирза Абдулла, а также исполнители-виртуозы Голам Хосейн Дервиш, Абдулла Давами, Гаджи-хан, Дервиш-хан и др. Первыми европ. музыкантами, работавшими в Т., были Ж. Буске, Ж. Руийон, А. Лемер из Франции и Ф. Геварт из Бельгии. Лемер прожил в Т. более 40 лет; по его инициативе при Высшем политехнич. уч-ще «Дар оль-фонун» было основано спец. муз. отделение для обучения воен. музыкантов; он организовал воен. оркестр, ввёл в его состав европ. инструменты. В 1918 на базе муз. отделения уч-ща создана консерватория европ. типа (для изучения европ. музыки; с 1972 директор М. Поур-Тураб). В 1-й пол. 20 в. произошли значит. перемены в муз. жизни Т. В 1908 осн. Высшее муз. уч-ще, которое проводило первые публич. концерты. Крупнейший муз.-обществ. деятель Ирана композитор и виртуоз-исполнитель на таре Али Наги Вазири в 1923 открыл Высшую муз. школу «Медресейе Алийе мусиги» (учащиеся школы устраивали публич. концерты). Выпускник этой школы, ученик и последователь Вазири, педагог и теоретик Руолла Халеги основал в 1945 в Т. Нац. муз. общество и создал при нём Оркестр нац. инструментов, который давал концерты классич. иран. музыки. По его инициативе в 1949 при обществе на базе Высшей муз. школы осн. Нац. консерватория. В ней преподают знатоки классич. иран. музыки, видные исполнители (Дариус Сафват, М. Маруффи и др.). В 1940 осн. Филармонич. общество (его возглавил композитор и дирижёр Парвиз Махмуд), в 1953 (на базе общества) - Гос. филармония. Её цель (как и общества) - популяризация европ. музыки. Филармония проводит в Т. и др. городах Ирана концерты с участием известных заруб. исполнителей, в т. ч. советских. В 1946 в Т. создан первый симф. оркестр Ирана, его руководителем был Хешмат Санджари (с 1972 - Фархад Мешкат). Репертуар оркестра составляют гл. обр. произв. европ. композиторов, изредка исполняется иран. музыка, в основном произв. комп. М. Асланяна и Л. Джекнаворяна. В нач. 50-х гг. комп. Хосейн Техрани основал и возглавил Оркестр нац. инструментов (с 1958 худ. рук. - композитор и муз. деятель Хосейн Дижлеви). С 1940 в Т. начались регулярные передачи иран. радиовещания; муз. отдел возглавил Вазири. Совм. с Халеги он составлял передачи о муз. жизни страны, о музыкантах Ирана и заруб. стран. Среди популярных муз. передач - «Гольхайе джавидан» («Вечные цветы»), «Сазхайе Ирани» («Муз. инструменты Ирана»), муз.-поэтическая «Гольхайе ранга-ранг» («Разноцветные цветы»). С основанием в 1966 Нац. иран. радио и телевидения (NIRT, муз. директор - Ш. Афшари) стала возможной более широкая пропаганда нац. и зап.-европ. муз. искусства. Большая роль в этом принадлежит созданному в 1967 камерному оркестру NIRT (в 1978 оркестр гастролировал в СССР). При NIRT работает Муз. студия для детей и юношества. Центром муз. жизни Т. является единственный в стране Т-р оперы и балета им. Рудаки (открыт в 1967; большой зал на 1000 мест, малый - на 200). В репертуаре театра оперы Дж. Верди, Дж. Пуччини, Р. Леонкавалло и др., а также произв. нац. композиторов - «Зол и Рудабе» С. Бахчебана, «Хосров и Ширин» X. Дехлеви, «Пардис и Париса» Л. Джекнаворяна и др. Дирижёр театра - Л. Джекнаворян. В составе труппы много иностр. артистов. С 50-х гг. интенсивно развивается нац. классич. балет. В 1956 организована Нац. академия танца, к-рую возглавил Н. Ахмедзаде. Деятельность академии направляли представители англ. корол. балета (Н. де Валуа, Э. Кок, М. Золан и др.). Первые ученич. спектакли шли в пост. Золана. Танц. искусству обучаются в Колледже изящных искусств, где преподаются также муз. предметы, драм. мастерство и др. В Т. работают «Национальный балет Ирана» (с кон. 60-х гг.), балетная труппа NIRT (среди известных танцовщиц - А. Ахмед-заде, Эрьяни Марикиан и др.). В 1962 состоялся первый балетный фестиваль. Созданное в 1930 Об-во изящных искусств в 50-е гг. реорганизовано в Гос. департамент изящных искусств, с 1964 - в Мин-во культуры и искусства, которому подчиняются 2 консерватории, муз. отделения при Тегеранском университете (с 1934), неск. орк. коллективов, балетные труппы и др. Выпускаются журн. «Мусигийе Иран» («Музыка Ирана»), «Хонар ве мардом» («Искусство и люди») и др. Для повышения уровня проф. муз. образования в Т. приглашаются иностр. специалисты; многие иран. студенты стажируются в муз. центрах Европы и в США. С развитием системы муз. образования с 50-х гг. стали быстро расти профессионально- исполнительские и композиторские кадры. Событием в культурной жизни Ирана явился Междунар. муз. конгресс, организованный ЮНЕСКО в Т. в 1961. Активизируют муз. жизнь Т. проводимые ежегодно (с 1968) в Ширазе фестивали нац. искусства. В них принимают участие мастера классич. музыки, а также нац. фольклорные труппы и ансамбли из стран Азии. Муз. жизнь Т. разнообразна; наряду с оперными и балетными постановками и симф. концертами включает своеобразные формы пения, инстр. музыки и пластики в религ. драме (тазие), выступления лучших мастеров классич. и традиц. музыки Ирана. Среди известных певцов - Гольпайегани, Марзия-ханум, Хумейра, Менучехр, среди музыкантов-исполнителей на таре, сантуре - Хосейн Малек, нае - Хосейн-хан Явери, скрипке (в нац. стиле) - А. Малек, сетаре - Эбрахими, кеманче - Аскар Бахари, домбаке - Хосейн Техрани. Характерное явление в жизни Т. представляют зур-хане («дома силы») - мужские клубы, где занимаются поднятием тяжестей, борьбой и др. физич. упражнениями под соответствующее муз. сопровождение (гл. обр. пение и игра на удар. инструментах); наибольшей известностью пользуется «Джафари-клуб». В Т. имеется Центр по сохранению и распространению традиц. иран. музыки; при нём созданы б-ка, фоноархив, проводятся конференции по вопросам этномузыкологии. Нац. б-ка располагает собранием трудов по музыке, в Музее нац. быта собрана коллекция муз. инструментов. Выпускаются грампластинки с записями иран. музыки. В 1970-е гг. стал музеем дом известного музыканта А. Себа. С. Дашдамирова.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь