на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ТЕДЕСКА (итал. tedesca, букв. - немецкая, alla tedesca - в нем. духе) - итал. название трёхдольного танца, близкого лендлеру и вальсу. Был распространён в Европе в 18 - нач. 19 вв. Т. называли также Deutscher Tanz (нем. - немецкий танец), или Deutscher. В. А. Моцарт. Немецкий танец, К.-V. 600. Применялось и назв. «аллеманда» (франц. allemande, букв. - немецкая, в основном своём значении этот термин обозначает совершенно иной танец). Указанные названия встречаются, напр., у Й. Гайдна (финал фп. квартета Es-dur - allemande), Л. Бетховена (1-я часть фп. сонаты G-dur op. 79 - Presto alla tedesca, 4-я часть квартета op. 130 - Alla danza tedesca), К. Вебера (Tedesco для орк., 1816), П. И. Чайковского (2-я часть 3-й симфонии - Alla tedesca) и др., хотя преобладает всё же назв. Deutscher Tanz. Св. 70 «немецких» для оркестра и для фп. принадлежит Й. Гайдну, 50 - В. Моцарту, 24 - Л. Бетховену, ок. 100 - Ф. Шуберту. Нем. танцы у Гайдна, Моцарта и Бетховена грубоваты и простодушны, тогда как у Шуберта лиричны и практически не отличаются от вальсов и лендлеров. Танцы венских классиков представляют собой, как правило, орк. произв., написанные в сложной 3-частной форме с трио; у Шуберта преобладают фп. танцы в 2-частной безрепризной форме (2 восьми-такта). Нем. танцы иногда объединяются в циклы с интродукцией и кодой (Моцарт, Шуберт). В 19 в. Deutscher, так же как лендлер, вытеснен сформировавшимся на их основе вальсом. Т. С. Кюрегян.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь