на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ТЕРЦИЯ (от лат. tertia - третья). 1) Интервал в объёме трёх ступеней диатонич. звукоряда; обозначается цифрой 3. Различаются: большая Т. (б. 3), содержащая 2 тона; малая Т. (м. 3), содержащая 1 1/2 тона; увеличенная Т. (ув. 3) - 21/2 тона; уменьшенная Т. (ум. 3) - 1 тон. Т. принадлежит к числу простых, не превышающих октавы интервалов. Большая и малая Т. являются диатонич. интервалами; они обращаются соответственно в малую и большую сексты. Увеличенная и уменьшенная Т. - интервалы хроматические; они обращаются соответственно в уменьшенную и увеличенную сексты. Большая и малая Т. входят в состав натурального звукоряда: большая Т. образуется между четвёртым и пятым (4:5) обертонами (т. н. чистая Т.), малая Т. - между пятым и шестым (5:6) обертонами. Интервальный коэффициент большой и малой Т. пифагорова строя составляет соответственно 64/81 и 27/32? В темперированном строе большая Т. равна 1/3, а малая - 1/4 октавы. Т. долгое время не считались консонансами, лишь в 13 в. консонантность терций (concordantia imperfecta) признана в трудах Йоханнеса де Гарландиа и Франко Кёльнского. 2) Третья ступень диатонич. звукоряда. 3) Терцовый звук (тон) трезвучия, септаккорда и нонаккорда. В. А. Вахромеев.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь