на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ТИППЕТТ (Tippett) Майкл (р. 2 I 1905, Лондон) - английский композитор и педагог. Учился у Ч. Вуда и Р. О. Морриса (композиция), А. Боулта и М. Сарджента (дирижирование). В 1930-е гг. дирижировал хором и оркестром, участвовал в радиопередачах, в 1940-51 преподавал в «Морли-колледже» в Лондоне. Среди первых значит. произв. - соната-фантазия для фп. и принёсший ему успех концерт для 2 струн. оркестров в духе Г. Ф. Генделя с заключит. мелодией, близкой по характеру к негр. спиричуэлам; их мелодии Т. использовал также в хоралах оратории «Дитя нашего времени» на собств. текст антивоен. содержания (1941). Музыку Т. отличают эмоциональность, динамичность, драм. контрасты светлого и мрачного начал. В соч. 1950-х гг. («Свадьба в Иванову ночь», концерт для фп. с оркестром) возрастает роль полифонии, ритм и гармония становятся острее. Соч. 1960-х гг. (опера «Царь Приам», 2-я соната для фп.) обнаруживают поиски новых способов разработки материала, формы, сочетаний орк. тембров.
Соч.: оперы (все на собств. либр.; пост. в Лондоне) - Свадьба в Иванову ночь (The Midsummer marriage, 1955), Царь Приам (1962, Ковентри), Сад-лабиринт (The Кnot garden, 1970); для солистов, хора и орк. - оратория Дитя нашего времени (A child of our time, 1941), Видение святого Августина (The vision of Saint Augustin, с лат. текстом, 1965); для орк. - симфонии (1945, 1957, 1972), Маленькая музыка (Little music, для струн. орк., 1946), сюита (1948), конц. фантазия на тему Корелли для струн. орк. (1953), Дивертисмент для камерного орк. (1954), концерт (1963); 2 концерта (для духовых и струнных, 1930; для 2 струн. орк., 1939); для инструмента с орк. - фантазия на тему Генделя для фп. (1941), концерт для фп. (1955); камерно-инстр. ансамбли - квартеты (1935, 2-я ред. 1943; 1942, 1946), прелюдия для духовых, колоколов и ударных (1962), прелюд, речитатив и ария для флейты, гобоя и фп. (1963); Фанфары (Fanfari, для духовых, 1943, 1953), соната для 4 валторн (1955); для фп. - сонаты (1937, 2-я ред. 1942; 1962, 1973); для хора с сопр. - Песня свободы (A Song of liberty, сл. У. Блейка, 1937), Пролог и эпилог (с орк., 1964), кантата Вершина года (Crown of the year, для жен. хора и камерного орк., 1958), сюита Средняя Англия (The Shires suite, с орк., 1965-70), магнификат (с органом, 1962), мотеты; хоры a cappella, б. ч. на библ. сюжеты; также 2 мадригала (1942, 1952); песни для голоса с фп. на сл. П. Б. Шелли, У. Б. Йитса, У. Шекспира и др. Лит. соч.: Moving into aquarius, L., [1959].

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь