на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ТИТЛУЗ (Titelouze) Жан (1563 или 1564, Сент-Омер - 24 X 1633, Руан) - франц. органист и композитор. По некоторым данным, по национальности англичанин. Основоположник франц. орг. школы, Т. был широко известен как исполнитель, а также эксперт по органостроению, преподаватель игры на органе, теории музыки и композиции. С 1585 органист церкви Сен-Жан в Руане, с 1588 до конца жизни - руанского собора Нотр-Дам. В 1610 принял духовный сан каноника. В течение ряда лет руководил руанскими муз. празднествами, участвовал в поэтич. состязаниях (1613-30). Опубликовал 2 сборника пьес, созданных специально для органа (а не для любого из клавишных инструментов, как было принято ранее), в расчёте на технич. и красочные возможности инструмента. Т. принадлежат также хор. произв. (в т. ч. 2 мессы - 4- и 6-голосная). Хорошо зная творчество полифонистов Англии (П. Филипса, Дж. Булла), Италии (Дж. Фрескобальди), Испании (А. де Кабесона), Т. был творчески связан с современными ему парижскими органистами - Ф. Бьенвеню, Ла Баром («органистом короля») и др. Последователями композиторских принципов Т. были Л. Куперен, Ф. Робердей, создавшие свои орг. произв. в 1660-х гг.
Соч.: Hymnes de l'йglise pour toucher sur l'orgue avec les fugues et recherches sur leur plain-chant, P., 1623; Magnificat ou cantique de la vierge pour toucher sur l'orgue suivant les huit tons de l'йglise, P., 1626 (переизд. в сб.: Archives des maitres de l'orgue, v. 1, йd. A. Guilmant et A. Pirro, P., 1898).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь