на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ТИХОН МАКАРЬЕВСКИЙ, Макариевский [г. рожд. неизв., вероятно, Н. Новгород - по уточн. данным, 30 IV (11 V) 1707, Москва] - рус. муз. теоретик, историк, поэт и церк. деятель. Постриженик, а в 1675 (по др. данным, с сер. 1674) - 1677 архимандрит Троицкого Макарьевского Желтоводского монастыря (г. Макарьев Нижегородской губ.). С 1680 келарь (с расширенными адм. правами) Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде (назначен именным указом царя Федора Алексеевича), в 1694 - Чудова монастыря в Моск. Кремле, с кон. 1694 казначей Патриаршего казенного приказа. Обладая разносторонними знаниями, Т. М. проявил себя в разл. областях культуры Был связан с передовыми муз., лит., высшими церк. и гос. кругами России (приближенный советник патриарха Адриана, пользовался доверием Петра I); в области музыки - сторонник и пропагандист нотолинейного письма. Работы Т. М. преим. компилятивны. По традиции того времени он зашифровывал свое имя (авторство) в акростихах. В 70-х - нач. 80-х гг. 17 в. (не позднее 1685, т. к. эта дата указана на одном из списков) составил «Сказание о нотном гласобежании и о литерных знаменных пометах, и о знамени нотном, яже в сем ключе разумения написано по линиям и испациям простого клявеса» (в исследоват. литературе часто обозначается кратким назв. «Ключ») - наиболее полное двоезнаменное муз.-теоретич. руководство (см. Двоезнаменник), в котором разработаны некоторые методич. приёмы освоения нотного письма (посредством знаменного), отражены особенности знаменной системы 2-й пол. 17 в. (см. Азбука музыкальная). «Ключ» Т. М. (по предположению В. M. Mеталлова, в составлении «Ключа» принимал участке Н. П. Дилецкий) состоит из двух осн. частей: теоретической (включает разделы: предисловие, таблица-рисунок «ключа», двоезнаменная таблица интонирования знамён - «имена знамени») и практической (двоезнаменное изложение знамён, изменяющих интонацию в попевках разных гласов, начертания 90 фит, 50 лиц с «разводами», 68 строк «осмогласного пения», расположенные в гласовом порядке, краткое заключение). Кроме того, руководство содержит «Увещание» («Вирши») - акростих, а также традиц. авторское послесловие. В некоторых списках имеются дополнит. разделы. Списки «Сказания о нотном гласобежании…» помещались гл. обр. в рукописных муз.-теоретич. сборниках 17-18 вв., часто совместно с «Извещением о согласнейших пометах» Александра Мезенца и нотолинейными грамматиками. «Ключ» был распространённым практич. пособием с кон. 17 в. Т. М. составил и написал исторпч. труды: «Степенная книга» («Латухинская», 1678) в пространной и краткой редакциях, «Летописец вкратце» (известная ред. 1706). Он был автором акростихов и стихотворных вставок в своих историч. и муз.-теоретич. трудах.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь