на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ТОЛСТОЙ (псевд. Ростислав; Рцы. Слово. Твердо; Р. С. Т.) Феофил Матвеевич [6(18) VI 1810, Петербург - 20 II (4 III) 1881, там же] - рус. муз. критик, композитор, певец-любитель, литератор. Систематич. муз. образования не получил, занимался в Петербурге и Неаполе у Дж. Б. Рубини, П. Раймонди (пение), И. Г. Миллера (композиция) и др. В молодые годы общался с М. И. Глинкой, встречи с которым привлекли внимание Т. к рус. музыке. Автор мн. романсов, Т. написал комич. оперу «Доктор в хлопотах» (1835), балладу «Светлана» (1846), оперу на итал. либретто «Парижский мальчишка» («Il birichino di Parigi», пост. 1849, итал. оперная труппа, Петербург). С 1851 выступал в печати как муз. критик и рецензент (вначале его позицию разделял и поддерживал А. Д. Улыбышев); был необычайно оперативен, неоднократно побуждал др. авторов к полемике. Печатался во многих периодич. изданиях («Северная пчела», «Голос», «С.-Петербургские ведомости», «Новое время», «Московские ведомости», «Русский мир», «Отечественные записки», «Journal de St. Petersbourg» и др.). Со 2-й пол. 60-х гг. чл. совета Гл. управления по делам печати. Н. А. Некрасов (с 1868 - ред. «Отечественных записок»), сотрудничая с Т., стремился использовать его служебное положение для ослабления цензурного гнёта. Муз. вкусы и воззрения Т. сложились преим. под влиянием итал. оперы, её исполнителей, а также светской среды муз. любительства. Осн. круг муз.-критич. интересов Т. - вопросы оперного искусства, особенно исполнения опер в Петербурге. До сер. 1860-х гг. общие позиции Т. в оценках муз. современности были достаточно справедливыми. Среди ранних работ Т. выделяется серия из 7 статей «О художественной деятельности М. И. Глинки. Подробный разбор оперы ?Жизнь за царя»« (1854). Светски развязный тон статей и неоправданный апломб критика вызвали полемич. отклик А. Н. Серова (1854) и недовольство Глинки, но всё же в этих работах содержатся некоторые верные наблюдения и выводы. Т. подробно проанализировал «Русалку» Даргомыжского (серия из 4 статей - «Разбор ?Русалки» А. С. Даргомыжского», 1856) и стремился объяснить её трудную сценич. судьбу («По случаю возобновления ?Русалки», оперы г. Даргомыжского», 1865). Три цикла статей Т. посв. операм Серова «Юдифь», «Рогнеда» и «Вражья сила». Нередко полемизируя с Серовым как критик, Т. высоко ценил и даже преувеличивал его композиторские достижения. Полезный материал, при известной ограниченности суждений автора, содержат статьи «По поводу «Записок», М. И. Глинки» (1871) и «А. Н. Серов. Воспоминания» (1874). С годами критич. высказывания Т., его общие эстетич. позиции, понимание им современности, сама манера фельетонных «бесед» становились анахронизмом и воспринимались Серовым, В. В. Стасовым, Ц. А. Кюи как воплощение ретроградства, консерватизма. Отсюда резкие полемич. выступления этих критиков, обвинявших Т. в непонимании и недооценке успехов рус. музыки, значения Глинки, новых соч. М. П. Мусоргского и др. представителей «Могучей кучки» (Мусоргский сатирически запечатлел образ Т. под именем Фифа в своей муз. пародии «Раёк», 1871). Т. - автор ряда повестей и романов. Критика морали аристократич. общества в повести «Ольга» (1860) и романе «Болезни воли» (1866) вызвана веяниями времени. Д. И. Писарев сочувственно отозвался об этих произв., несмотря на их художеств. слабость. Вопросы музыки затрагиваются в повестях Т. «Три возраста. Дневник наблюдений и воспоминаний музыканта-литератора» (1853), «Даровитость русского человека» (1858). Автобиографич. сведения содержат заметки «Капитан Тольди. Очерки светской жизни» (1852).
Соч.: «Отелло» Россини, «Северная пчела», 1852, 18 нояб.; Несколько слов о Россини, его образе жизни и его операх, там же, 1852, 8 дек.: «Осада Гента», опера Мейербера, там же, 1853, 16 и 27 марта; «Эсмеральда», опера в четырёх действиях, сочинение А. С. Даргомыжского, там же, 1853, 6 окт.; Итальянская опера в Петербурге, «Пантеон», 1853, т. 8, кн. 3 и 4, Театральная летопись; О художественной деятельности М. И. Глинки. Подробный разбор оперы «Жизнь за царя», «Северная пчела», 1854, 13, 19, 25 авг., 6, 13, 21, 27 сент.; Некоторые биографические сведения о Вебере…, там же, 1855, 17 янв.; Разбор «Русалки» А. С. Даргомыжского, там же, 1856, 28 мая, 6, 13, 20 июня; «Юдифь», опера в пяти актах, соч. г. Серова, там же, 1863, 5, 7, 12 июня; «Рогнеда», опера в пяти действиях, соч. г. Серова, «Голос», 1865, 10, 19 нояб., 2, 4 дек.; По случаю возобновления «Русалки», оперы г. Даргомыжского, там же, 1865, 28 дек.; «Африканка», опера в пяти действиях, соч. Мейербера, там же, 1866, 8 и 13 янв.; «Гроза», опера в четырех действиях, соч. В. Н. Кашперова…, там же, 1867, 31 окт.; Петербургские театры. Несколько слов в память покойного А. С. Даргомыжского. Участь последнего его произведения «Каменный гость». Новая опера «Вильям Ратклиф», соч. г. Кюи…, «Отечественные записки», 1869, т. 183, No 3, отдел Современное обозрение, с. 142-62; Новая опера А. Н. Серова «Вражья сила», «Голос», 1871, 6 мая; Александр Николаевич Серов. 1820-1871. Воспоминания, «Русская старина», 1874, т. 9, февраль; «Антар», две симфонии г. Римского-Корсакова, «Московские ведомости», 1876, 18 янв.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь