на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ТОМСОН (Thomson) Вёрджил (р. 25 XI 1896, Канзас-Сити, штат Миссури) - американский композитор и муз. критик. Изучал композицию под рук. Э. В. Хилла (1919-22) в Гарвардском университете и у Р. Скалеро в школе музыки Д. Маннеса (1923) в Нью-Йорке, у Н. Буланже (1921) в Париже. Был ассистентом в классе композиции Дейвисона в Гарвардском университете (1920-25), церк. органистом и хормейстером в бостонской Корол. капелле (1922-23). Жил в Париже (1925-40), где общался с композиторами «Шестёрки», с молодыми франц. поэтами и художниками; особое внимание на формирование эстетич. принципов Т. оказал Э. Сати. В Париже были написаны и исполнены первые произв. Т., в т. ч. на слова и на либретто амер. писательницы Г. Стайн (пьеса для 4 муж. голосов и фп. «Капитал, капиталы», - «Capital, Capitals», 1927; опера «Четверо святых в трёх действиях», 1928). С нач. 30-х гг. был связан с театрами в Хартфорде (Коннектикут) и Нью-Йорке, по заказам которых написал ряд произв., в т. ч. музыку к пьесам У. Шекспира, а также к трагедиям Софокла и Еврипида. Совм. с А. Коплендом, Р. Сешнсом и Р. Харрисом пропагандировал новейшие симф. произв. амер. композиторов, в качестве дирижёра включал их в программы своих выступлений с парижским, лондонским, бостонским, филадельфийским, нью-йоркским и др. крупнейшими оркестрами. В 1940-54 руководил муз. отделом газ. «New York Gerald Tribune», в которой публиковал обзоры муз. жизни; в ряде статей отстаивает права композиторов в США и др. странах. Ранние произв. Т. написаны в стиле, который он определил как «необарокко»; в них претворены традиции старинной амер. музыки - пуританского хорала и гимна, а также негр. танц. муз. искусства (опера «Четверо святых в трёх действиях»; «Sonata da chiesa» для кларнета, трубы, альта, англ. рожка и тромбона в 3 частях - хорал, танго, фуга; Симфония на тему Гимна, 1928). В 40-50-х гг. создавал произв. в жанрах т. н. муз. портретов и ландшафтов для фп. и др. инструментов - муз. картины-воспоминания (ок. 100), в т. ч. о Париже (12 портретов франц. друзей и 3 ландшафта; изданы в неск. сборниках).
Соч.: оперы - Четверо святых в 3 действиях (Four Saints in three acts, 1928; 1934, Хартфорд), Мать всех нас (The Mother of us all, 1947, Нью-Йорк), Лорд Байрон (Lord Byron, 1968; 1972, Нью-Йорк); балет Бензоколонка (Filling station, 1938, Хартфорд, Коннектикут; на его основе орк. сюита, 1937); для орк. - Симфония на тему Гимна (Symphony on a Hymn tune, 1928), симфония (1931), 5 сюит, в т. ч. В честь Старой Англии (Suite in homage to an Earlier England, 1966), пьесы - 5 портретов (1937-44), ландшафты: Сена ночью (The Seine at night, 1947), Пшеничное поле в полночь (Wheatfield at noon, 1948), Морская пьеса с птицами (Sea piece with birds, 1952), 2 сентиментальных танго (Sentimental tangos, 1923), каноны для Дороти Томсон (1942), Торжественная музыка и фуга (Fugue to follow A Solemn music, 1962) и др.; для инструмента с орк. - концерты для влч. (1949), флейты, струнных и ударных (1954), концерт-вальс для трубы и дух. орк. (1949); камерно-инстр. ансамбли - пьесы для скр. с фп., в т. ч. портреты, струн. квартеты (1931, 1932), 5 портретов для 4 кларнетов (1929); для голоса с орк. - поэма Праздник любви (The Feast of love, с камерным орк., 1964), 5 песен на сл. У. Блейка (1952); Stabat Mater (на франц. текст) для сопрано и струн. квартета (1931); 7 хоров a cappella (из «Медеи» Еврипида, 1934); церк. соч. - Dе profundis (для хора, 1920, 2-я ред. 1951), месса (для унисона голосов или солиста, 1960), Missa pro defunctis (для хора и орк.), две Missa brevis (для муж. хора, 1924; жен. хора, 1934) и др.; хоры на стихи У. Уитмена (1961); для фп. - ок. 50 портретов (в т. ч. 40 - в 5 тетрадях, 1929-45), этюды (2 сборника, 1943-1944 и 1940-51); пьесы для органа; 8 портретов для скр. соло (1928-40); соната для флейты соло (1943); этюды для аккордеона Жалобы (Lamentations, 1959), музыка к спектаклям драм. театра и многочисл. кинофильмам (на основе музыки к некоторым из них созданы орк. пьесы). Лит. соч.: The state of music, N. Y., 1939, 1962; The musical scene, N. Y., 1945, 1968; The art of judging music, N. Y., 1948, 1969; Music, right and left, N. Y., 1951; Virgil Thomson [autobiography], N. Y., 1966, L., 1967; Music reviewed, 1940- 1954, N. Y., 1967; American music since 1910, N. Y., 1971.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь